Химические уравнения реакции разложения

Разделы: Химия


Цели урока

Обучающие:

  • продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;
  • рассмотреть сущность реакций разложения и научить учащихся записывать уравнения реакций данного типа.

Развивающие:

  • развить умения логически мыслить;
  • формировать навыки само- и взаимоконтроля.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, через работу в парах «ученик – ученик», «учитель – ученик»;
  • воспитывать у учащихся наблюдательность, внимание, пытливость, инициативу.

Методы и методические приемы

Фронтальный опрос, беседа, демонстрация опытов, заполнение таблицы, практическая работа в парах, работа с текстом, моделирование процесса разложения, индивидуальная работа с ЗТФ (задания в тестовой форме).

Цель для ученика

  • Группировать химические соединения по классам;
  • Понимать сущность реакции разложения;
  • Находить реакции разложения среди других химических реакций;
  • Описывать словами условия протекания реакций разложения;
  • Записывать уравнение реакции разложения;
  • Проводить простейшие химические опыты по алгоритму;
  • Понимать простейшую схему химической реакции разложения;
  • Анализировать результаты эксперимента;
  • Сравнивать и делать выводы.

Оборудование и реактивы

Компьютер и мультимедийное учебноепособие ХИМИЯ, СД диск «Просвещение», (демонстрация разложения воды электрическим током); бихромат аммония для опыта «Вулкан»; стакан с перекисью водорода и оксид марганца (IY), спички и тлеющая лучинка; магнитная доска и набор магнитов.
Для учащихся: лабораторный штатив с пробирками, спиртовка, спички; стакан с кислородом, колба с водой, метилоранж, свежеприготовленный гидроксид меди (II), свежеприготовленный гидроксид железа (III), перекись водорода, свежий и варёный картофель.

Рабочий лист учителя

Шаги

Этапы урока

Время

Что делает учитель

Что делает ученик

1.

Организационный

1-2 мин

1.Записывает тему блока на доске: «Изменения, происходящие с веществами».

2. Предлагает: «Попробуйте найти знакомые понятия, объяснить их смысл».

3. Обобщает:

Слушает учителя,
анализирует информацию, высказывает собственное мнение.

2.

Повторение

2+4мин

1.Предлагает вспомнить характеристику соединений, с которыми предстоит работать:
Таблица на слайде презентации

Формула

Название

Особенности

Н2О

Оксид водорода

Бесцветная жидкость

Сu О

Оксид меди (?)

Черного цвета

Fe2O3

Оксид железа (?)

Коричневого цвета

Что общего?

Fe (OН)3

 

 

Сu (ОН) 2

 

 

Что общего?

О2

 

 

Н2

 

 

Карточка для индивидуальной работы:
«Третий лишний»

Дополнительная карточка для индивидуальной работы.

1) К какому классу веществ можно отнести вещество, формула которого Н2О2.
2) Почему перекись водорода хранят в тёмной склянке?

 

Демонстрационные опыты
Демонстрационный опыт №1. « Вода» и «Перекись водорода».
Вопрос: Предложите, как можно различить вещества?

Демонстрационный опыт №2. «Разложение пероксида водорода оксидом марганца (IY)»

Демонстрационный опыт №3. «Электролиз воды»
Проблемный вопрос: Подумайте, почему нельзя показать опыт в лаборатории?

Выполняют задания в рабочем листе ученика по вариантам.

Выполняют индивидуально задание.

Дополнительно работают устно по карточке.

Наблюдают ход опыта, рассуждают, отвечают на вопросы.

3.

Новая тема

5
мин

1.Сообщает тему урока: «Реакции разложения».

2. Предлагает моделировать процесс разложения воды на магнитной доске и записать химическую реакцию.

1. Записывают тему урока в тетрадь.

2. Моделируют процесс, записывают уравнение химической реакции.

4.

Лабораторные опыты. Работа в группах.

10 мин

1. Предлагает вспомнить правила техники безопасности.

2. Сообщает план работы.

Инструкция для выполнения опытов – на столах у групп.

3. Слушает выступления групп, оценивает, направляет.

1. По цепочке называют правила ТБ.

2. Работают в парах по инструкции.

3. Отчитываются о работе, уравнения записывают на доске.

5.

Работа с текстом

2 мин

1. Выделите в тексте параграфа 29 определение «реакции разложения», запишите в тетрадь, страница 155.

2.Предложите схему данного процесса разложения.

1. Находят определение в учебнике и записывают в тетрадь.

2. Разрабатывают схему данного процесса разложения (в парах).

6.

Выполнение ЗТФ

10
мин

Напоминает правила выполнения заданий в тестовой форме.

Выполняют ЗТФ индивидуально по вариантам.

7.

Домашнее задание

1 мин

Из параграфа 29 выпишите определения в тетрадь.
Упражнение 1и 4 на странице 155 письменно.
(автор учебника химии О.С.Габриелян, 2007)

Записывают в дневник.

 

8.

Подведение итогов.
Беседа по вопросам:

 

3
мин

Демонстрация опыта «Вулкан»

Задаёт вопросы:

1) Назовите признаки данной химической реакции?
2) Какое название можно дать данному опыту? Почему?
3) Предположите, какие реакции происходят в момент извержения вулкана в природе?

 

1. Наблюдают химическую реакцию.

2. Отвечают на вопросы, описывают природные явления.

9.

Рефлексия

1 мин

1. Оцените своё участие в уроке, закрашивая фигуры в рабочем листе ученика.

2. Предлагает дополнить предложения:

Сегодня я получил ………
Мне было интересно ………
Для меня было открытием, что ………
Меня удивило ………

1. Оценивают своё участие в уроке.

2. Высказывают свои мысли вслух.

Приложения: