Задачи:
- Сформировать представление о многообразии царства растений.
- Познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования.
- Расширяя кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека.
- Ввести понятие о высших и низших растениях.
Оборудование:
- таблица «Природное сообщество лес»;
- таблица «Одноклеточные водоросли»;
- гербарий: мох, кукушкин лён, папоротник, сосна, черёмуха;
- слайды «Разнообразие растений»;
- микропрепараты одноклеточных водорослей;
- демонстрационные наборы овощей и фруктов;
- иллюстрации растений
Ход урока
- Организационный момент
- Изучение нового материала
Загадки (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся темой урока; учитель вывешивает иллюстрации к каждой отгадке):
- Полевой цветок народный, для гадания пригодный. (ромашка)
- Вкусны - оближешь пальчики -
Оранжевые мячики.
Но только в них я не играю,
А неизменно их съедаю. (апельсины) - Хоть колюча, но не ёлка,
Подлинней её иголки,
А кора тонка, красна!
Та красавица - ...(сосна) - Вот печальная картина:
Затянула пруд весь .. .(тина) - Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
зимою в платье летнем... (ель) - Голубой лужок, голубой бережок,
Голубеет всё вдали -
Какие цветы зацвели? (незабудка) - Очень часто под водою,
Cловно согнута бедою
Вся печальна, молчалива, узколиста
Плачет...(ива) - А вот этот злак похож
Hа пшеницу и на рожь.
Но в колоске один цветок -
Так будь внимательней, знаток. (ячмень)
Соединим первые буквы ответов и получилось слово: РАСТЕНИЯ
Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений.
Составление кластера:- Какие самые высокие растения?
- Какие растения самые маленькие?
- Какую роль играют растения в природе и жизни человека?
Разнообразие растений. Сообщения учащихся.
- Работа с микролабораторией. Учащиеся рассматривают микропрепарат одноклеточных водорослей.
Рясковые - самые маленькие, менее 1 см, цветковые растения. Внешне они не похожи на цветковые растения - тело их напоминает слоевище водорослей. Глядя на их крошечные пластинки, часто сплошным слоем покрывающие поверхность стоячих водоёмов, никто и не подумает, что ряска - отдалённый родственник царственных пальм и других деревьев. Цветёт ряска крайне редко. Для средней полосы России с 1814 до 1967 гг. отмечено лишь 25 случаев её цветения. Микроскопические соцветия рясок с 2-3 мужскими и одним женским цветками видели лишь немногие ботаники. - «Разнообразие растений» дополнительный материал учащихся.
А) Пальмы нам известны по экземплярам, растущим в кадкам. В тропиках и субтропиках известно около 3 тысяч видов пальм, некоторые из них так же важны, как в наших широтах злаки. Такова финиковая пальма Северной Африки и Аравии, кокосовая пальма тропических океанских побережий; пальмира, из сока которой делают пальмовое вино; южноазиатская сахарная пальма; саговая пальма; масличная пальма. Пальмам принадлежит немало «ботанических рекордов»; самые большие листья (свыше 25 м), самые большие соцветия (до 9 м), самые большие плоды-костянки (у сейшельской пальмы до 18 кг, созревают 7-10 лет)
Б) Широко известны представители порядка липовых. Кроме липы к порядку относится шоколадное дерево, из семян которого делают шоколад и какао; дерево кола (из его плодов изготавливают напитки «кока-кола» и «пепси-кола»); баобаб; представитель семейства мальвовых - хлопчатник, в плодах-коробочках которого содержатся масличные семена с длинными (до 60 см) волосками из чистой клетчатки. Более половины тканей, изготавливаемых во всём мире, - хлопчатобумажные. Люди издавна как бы очеловечили некоторые деревья: приписывали им разные необычайные свойства, слагали о них песни, стихи. На Руси особо почитали липу, относились к ней очень этически, но использовали в хозяйстве. Без липы не мыслил жизни ни один крестьянин. Считают, что славяне почитают липу так же, как арабы - пальму, а греки - оливковое дерево. Лыко, лубки, лапти. Понятия эти сегодня вышли из употребления и далеко не всякий знает, что когда-то люди ходили в лес по лыко, как ходят сейчас по грибы и ягоды. Древесина липы тоже ценилась очень высоко. Она не такая прочная, как дубовая или лиственничная, но обладает незаменимыми качествами. Из липы строили бани. Пар в таких банях лёгкий, душистый, медком пахнет. Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. Дощечка у неё «поёт». А посуда? И простая, и с золотой хохломской росписью.
Липа – одно из самых долгоживущих деревьев. В Киеве до сих пор сохранилась липа, возраст которой приближается к тысяче годам. Не князья ли Киевской Руси сажали это дерево? Липа, как никакое другое дерево, подвержена дуплистости. Это её свойство тоже не осталось без внимания. Дерево срубали, а дупло приспосабливали в хозяйстве. И под мёд годится она, и под квашню хлеба. А если форма у дупла удлинённая – вот тебе и корыто. В дуплах также охотно селились пчёлы, а люди потом с удовольствием лакомились мёдом.
Распространение растений на Земле (использование иллюстраций на стендах)
I ряд – Перечислите растения, произрастающие на юге нашей страны. Каков их внешний облик? Кто из вас был у моря? Какие растения вы видели там?
II ряд – Перечислите растения, произрастающие в пустыне? Чем они отличаются от растений нашей местности?
III ряд – Перечислите растения, произрастающие на севере нашей страны?Какие растения окружают нас в повседневной жизни?
Почему в нашей местности нет растений, произрастающих в тропических лесах, растений с морских побережий и т.д.?
Давайте определим, от чего зависит неравномерность распространения растений на планете:А) от температуры воздуха
Б) от влажности
В) от количества осадков
Г) от климата
Д) от почвыВывод: Растения приспосабливаются к тем условиям среды обитания, где они произрастают. Например, комнатное растение
монстера деликатесная – растёт у нас в помещениях. Она приспособилась к данным условиям обитания и своими размерами уступает монстере, произрастающей в тропических лесах, где тепло и влажно.
Как мы определили, растений огромное количество, и они обитают повсюду:- среди них есть микроскопические водоросли
- огромные деревья, возвышающиеся над поверхностью земли на 100 метров
- различаются по продолжительности жизни
- различаются по окраске
- есть комнатные и культурные, которые люди выращивают на полях, в садах, огородах, оранжереях, цветниках (открытки с изображением данных растений)
Растений большое количество, а для чего они нужны?
Работа в парах. Учащиеся в тексте учебника стр.52-53 находят значение растений, обсуждают.
А) в природе (на доску вывешиваются иллюстрации, о значений растений в природе)- обогащают воздух кислородом
- поглощают углекислый газ
- очищают воздух от пыли, вредных химических соединений
- служат пищей для растительноядных животных, которыми питаются хищники
- являются средой обитания для животных
- служат убежищем для ценных животных и птиц
- участвуют в образовании почвы
- вырабатывают фитонциды - летучие бактерицидные вещества
- способствуют понижению температуры воздуха
- снижают действие ветра и шума
Б) в жизни человека (на доску вывешиваются иллюстрации о значении растений в жизни человека)
- служат пищей (демонстрация наглядных образцов овощей и фруктов)
- сырьё для различных отраслей промышленности
- приготовление лекарств (чтение стихотворения)
В зелёной поликлинике лесной
Сестрою милосердия в халате
Наклонится берёзка надо мной...
Я буду пить дыханье майских ёлок,
Весенний лес всем сердцем обойму,
И старый дуб, как старый кардиолог,
Продлит мне жизнь...
- изготовление бумаги (сообщение учащегося)
- изготовление одежды (демонстрация экземпляров натуральных тканей и источника производства; сообщение учащегося)
- украшают жизнь и приносят радость
Вывод: Без растений жизнь на нашей планете невозможна. Многие виды живых организмов уже исчезли с «лица» Земли, другим угрожает вымирание. Сохранить и воссоздать благоприятные природные условия для жизни растений - вот одна из главных задач человечества. Для рациональной хозяйственной деятельности необходимы ботанические знания.
Наука, изучающая жизнь растений, внутреннее и внешнее строение, распространение на поверхности земного шара и в Мировом океане, взаимосвязь с окружающей природой и друг с другом называется БОТАНИКА.
Все растения в зависимости от строения делят на две большие группы низшие и высшие (в тетради начертили таблицу «Сравнение высших и низших растений») По ходу беседы демонстрируется гербарный материал, заполняется таблица на доскеРастения
высшиенизшиетело представлено клетками, которые образуют ткани,
а они в свою очередь - органы:
корень, стебель (побег), листья
- голосеменные
- покрытосеменныетело этих растений устроено просто:
таллом или слоевище, не имеющее органов:
у них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев,
хотя размеры довольно внушительные
- водоросли
- мхи
- лишайники
- папоротникиИсторическое развитие растений шло по пути возникновения цветка и, главное плода, который своими стенками защищал бы семена. Ещё одно из направлений эволюции растений - деревья постепенно вытесняются травами. Недаром большинство доживших до наших дней папоротников, хвощей, плаунов - травы. Среди цветковых растений по массе, численности и разнообразию злаки, осоки, сложноцветные преобладают над могучими дубами и пальмами. Причина понятна: травы растут и созревают быстрее, соответственно им на эволюцию было отпущено больше времени, потому они и оказались вездесущими и неистребимыми.
- Закрепление
Тест с использованием сигнальных карточек: А - красный цвет Б - синий цвет В - зелёный цвет Г - жёлтый цвет
- Наука, изучающая строение и жизнедеятельность растений:
А) биология
Б) экология
В) фенология
Г) ботаника - Животные нуждаются в растениях, так как они являются:
A) источником пищи
Б) сырьём для промышленности
B) необходимым лекарственным препаратом
Г) одеждой - Неравномерность распространения растений по планете зависит от:
А) отношения человека к природе
Б) отношения животных к растениям
В) количества выпадаемых осадков
Г) времени года - Растения, привезённые из разных стран, могут произрастать в нашей местности, так как они:
А) влияют друг на друга
Б) зависят друг от друга
В) приспосабливаются к данным условиям
Г) зависят от человека - К низшим растениям, не имеющим ни корней, ни стеблей, ни листьев относятся:
А) берёза
Б) лишайники
В) роза
Г) пшеница - Без растений невозможна жизнь на нашей планете так как:
A) из них готовят лекарство
Б) могут быть высшими и низшими
B) являются источником кислорода
Г) украшают планету
- Наука, изучающая строение и жизнедеятельность растений:
- Итог урока.
- Домашнее задание:
- Составить правила охраны растений.
- Какие мероприятия можно провести в нашем селе, чтобы сохранить многообразие видов растений.
Литература:
- Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Пасечника / Авт.-сост. Н.И.Галушкова. – Волгоград: Учитель, 2005г.
- Биология: Ботаника: 6 класс: Книга для учителя. – М.: «Первое сентября, 2002г.
- Биология. 6 –11 классы: проверочные тесты, разноуровневые задания/ авт.-сост. О.П.Дудкина. – Волгоград: Учитель, 2009г.
- Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии: методическое пособие для учителя. – М.: «5 за знания», 2006г.