«Игра – это возможность отыскать себя в обществе,
себя в человечестве, себя во Вселенной».
Я. Корчак.
Химия – сложная наука и в целом процесс усвоения знаний для учащихся является нелёгким и напряжённым трудом. Очень хорошо, когда ребёнок будет познавать мир и развиваться в игровых условиях.
Цели:
Образовательные:
- расширение представлений учащихся о предмете химии,
- формирование представлений о необходимости комплексного подхода в изучении предметов естественного цикла,
- выявление межпредметных связей;
- создание психологически комфортной среды,
- воспитание культуры общения учащихся, внимание, инициативу;
- развитие у учащихся познавательного интереса к предметам естественного цикла,
- формирование навыков работы в группе,
- развитие коммуникативных умений;
Оборудование:
- Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»
- мультимедийная презентация;
Форма проведения: интегрированное внеклассное мероприятие.
Правила игры:
В игре принимают участие несколько команд учащихся 8 классов, в каждой по 5-6 человек. Игра проводится в четыре раунда.
В трех раундах команды по очереди выбирают тему и вопрос, стоимость каждого приведена в таблицах. Вопрос зачитывает учитель. На обдумывание – 5-10 с. При правильном ответе команда получает баллы в соответствии со стоимостью вопроса. Если команда, выбравшая вопрос, не ответила, то отвечает та команда, в которой первыми подняли руку. Учитывают все баллы, заработанные командами. Если ни одна из команд не ответила на вопрос, то ответ зачитывают. Каждый раунд заканчивается после ответа на все вопросы.
В первых двух раундах предусмотрены по два вопроса «Кот в мешке». Команда, получившая такой вопрос, передает его другой команде для ответа.
В четвертом раунде всем командам предлагается письменно ответить на один вопрос. Предварительно каждая команда делает ставку, не превышающую числа заработанных командой баллов. Через одну минуту подводятся итоги. Команда-победительница награждается.
Первой начинает игру та команда, которая правильно ответит на следующие вопросы:
- Если открыли - закройте.
- Если одолжили что-нибудь — верните.
- Если вы не знаете, как это действует, ради бога, не трогайте.
- Если вас это не касается - не вмешивайтесь.
- Если вы не можете что-либо понять - почешите в затылке.
- Если все же не поймете, то и не пытайтесь.
- Если вы что-то разлили, немедленно вытрите сами, не доверяя соседу.
- Если нечаянно что-либо разбили, признайтесь, а то хуже будет.
- Если вы голодны – не ешьте что попало.
- Если вы хотите что-то понюхать, не суйте свой нос куда не следует.
- Если вам надо что-либо отсыпать – сделайте это аккуратно, не вздумайте, отсыпая, брать вещество руками, а потом их облизывать
I раунд
неметаллы 10 20 30 40 50 металлы 10 20 30 40 50 явления в химии 10 20 30 40 50
Неметаллы
10 - Аллотропное видоизменение кислорода (озон)
20 - Молекулярная формула кислорода ...(О2)
30 – Кот в мешке: Газ с запахом свежести (озон)
40 - Какая кристаллическая решетка у кислорода и озона? (молекулярные)
50 - Недостаток этого химического элемента вызывает заболевание щитовидной железы (иод)
Металлы
10 - Какой металл вызывает лихорадку? (золото)
20 - Жидкий металл (ртуть)
30 - Металл, из которого изготавливают нити в лампах накаливания (вольфрам)
40 - Металл, при помощи которого можно измерить температуру (ртуть)
50 - Металл, у которого три буквы из пяти одинаковые (олово)
Явления в химии
10 - | Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом (физическое явление) |
20 - | Мой костер в тумане светит: Искры гаснут на лету… (химическое явление) |
30 - | Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят… (физическое явление) |
40 - | Туча по небу идет, Бочка по море плывет. (физическое явление) |
50 - | Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. (физическое явление) |
II раунд
химия в загадках 10 20 30 40 50 строение атома 10 20 30 40 50 химия в цифрах 10 20 30 40 50
химия в загадках
10 - | Прославлен всеми письменами Металл, испытанный огнем. Манил к себе людей веками. Алхимик жил с мечтой о нем. (золото) |
20 - | Гость из космоса пришел, В воде приют себе нашел. (водород) |
30 - | Я иду за первым вслед, Я – из космоса привет Ведь меня нашли на Солнце Хоть я есть и за оконцем. (гелий) |
40 - | Кот в мешке: Из названий двух животных Мое имя состоит, На таре, где меня хранят, Знак токсичности стоит. (мышьяк) |
50 - | Я – газ легчайший и бесцветный, Неядовитый и безвредный, Соединяясь с кислородом Я для питья даю вам воду! (водород) |
строение атома
10 – Число электронов атома углерода... (6)
20 – Назовите количество протонов атома серы (8)
30 – Назовите количество нейтронов атома фосфора (16)
40 – Атом лития потерял один электрон. Как называется оставшаяся единица? (катион)
50 – Каков заряд катиона? (положительный)
химия в цифрах
10 – Степень окисления простого вещества кислорода...(0)
20 – Что означает запись 4О2 ( 4 молекулы кислорода)
30 – Молярная масса воды равна... (18)
40 – Сколько электронов может отдать атом алюминия в ходе химической реакции? (3 е)
50 – Чему равно число электронов частице S2- (18 е)
III раунд
перевертыши | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
анаграммы | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
обо всем понемногу | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 |
Перевертыши
10 - Гладь металл, пока холодно. (Куй железо, пока горячо)
20 - Не та грязь, что тусклая. (Не все то золото, что блестит)
30 - Звери живут за неметалл. (Люди гибнут за золото)
40 - Пролежал холод, сушь и оловянные трубы. (Прошел огонь, воду и медные трубы)
50 - В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо. (У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том)
Анаграммы
10 – ДОВОРДО - этот элемент входит в состав воздуха. (водород)
20 – СЛИКОДОР - без этого элемента не проживете и десяти минут. (кислород)
30 – ЛЕОДРУГ - без этого элемента в печке не будет огня. (углерод)
40 – ОРРЕБЕС – блестит, а не золото. (серебро)
50 – МНИКРЕЙ - этот элемент ищите среди камней. (кремний)
Обо всем понемногу
10 - Какой металл считается самым активным в таблице Д.И.Менделеева? (франций)
20 – Как называется отрицательно заряженный ион? (анион)
30 – Какая кислота находится в желудке человека? (соляная кислота)
40 – Как называется условная запись вещества? (химическая формула)
50 – Какой газ поддерживает горение?(кислород)
IV раунд
- Биохимический ребус Ва'' Ва'' С
- Химия + география
В названии химического элемента третьего периода добавьте букву «ф» и получите название поверхности шара (сера – сфера) - Химия и математика
В названии элемента VII группы главной подгруппы измените порядок букв и получите название геометрической фигуры (бром – ромб) - Биология + химия
Название какой вредной бабочки все время твердят на уроках химии? (моль) - Биология + история
Какой бабочке подчиняются военно-морские силы? (адмирал)
Подведение итогов.