Интегрированный урок (технология + краеведение) по теме "Гармония жилья и природы"

Разделы: Технология, Начальная школа


Цели:

  • Обучающие
    • пробудить интерес к творческому поиску, словарям;
    • обогатить знания учеников, расширить словарный запас;
    • читать технологическую карту.
  • Развивающие
    • развитие эстетического вкуса;
    • развитие пространственного воображения.
  • Воспитывающие
    • формировать умение делового общения и творческого взаимопонимания;
    • учить работать в бригаде, выполнять свою часть задания, прививать чувство коллективизма;
  • Задачи:

    • развитие познавательной активности учащихся, инициативы, самостоятельности.

    Планируемый результат:

    • изготовление панно для школьного уголка родного края из сказочных домов.

    Знания, умения, навыки:

    • закрепить прием скручивания бумаги трубочкой;
    • закрепить прием изготовления квадрата из прямоугольника способом сгибания;
    • закрепить умение работать по технологической карте;
    • совершенствовать глазомер и координацию рук.

    Музыкальный ряд:

    • фонограммы с музыкой Шаинского «Родительский дом»;
    • муз. Гладкова, сл. Ю. Энтина «Край, в котором  ты  живешь»;
    • песня «Наш  край»;
    • песня «Домик окнами в сад»

    Зрительный ряд:

    • открытки с изображением зданий, жилых домов;
    • таблички со словами: коллаж, аппликация, ставни, конек, фасад, наличник, сруб, гребень;
    • иллюстрации детских книг с изображением жилищ.

    Литературный ряд:

    • вырезки из газет со статьями о П.Егорове;
    • книга о нем «Мальчик с Присурья»;
    • иллюстрации к сказкам  А.С.Пушкина.

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

    1. Постановка проблемы

      Ребята, в нашей школе есть уголок родного края. Недавно мы были на экскурсии и увидели, сколько красивых зданий построено в нашем селе. У нас возникло желание изготовить какое–либо дополнение в этот уголок, которое бы его украсило.
      На экскурсии вы узнали что такое сруб, гребень, конек, наличник, кровля, фасад  и т. д.(на доске появляются таблички с этими словами  и дети дают толкование этих слов из тетрадей «ИНФОРМАЦИОННЫЙ БАНК» )
      СРУБ - четырехугольное сооружение из бревен, для дома, колодца
      ГРЕБЕНЬ – верхняя точка крыши;
      КОНЕК – брус, идущий по гребню кровли и скрепляющий её скаты, а также резное украшение на конце этого бруса;
      НАЛИЧНИК – накладная планка на дверном или оконном проёме;
      СКАТ – наклонная поверхность крыши;
      КРОВЛЯ – крыша , настил на обрешетник;
      ФАСАД – передняя часть здания.
      Из уроков литературного чтения мы узнали какие жилые дома были у сказочных героев. В результате у нас получился музей одного дня построек деревень и городов. (выставка иллюстраций из серии книг Русские народные сказки «Лиса и Заяц»,«Три поросенка» сказки А.С.Пушкина)
      Из газеты вы узнали, что 2006 год в Санкт-Петербурге был объявлен годом нашего земляка Петра Егорова, автора ограды Летнего сада и многих домов этого города на Неве. Архитектор родился в Ядрине, испытал нужду и сиротство. О своём безрадостном детстве сам Егоров писал: «Родом я прежде был чувашин». Будущего архитектора вывез в столицу империи и дал ему образование князь Дадиане. Петр Егоров, конечно, украсил Петербург не только знаменитой оградой. Он автор и Служебного дома Мраморного дворца. А по образцу его Екатерининской церкви в Парне построено ещё несколько храмов в Прибалтике. Он участвовал в строительстве таких шедевров, как Смольный монастырь и Зимний дворец. Однако именно ограда Летнего сада, которую называют жемчужиной мирового искусства и даже одним из чудес мира, обессмертила его имя. В школьном музее мы познакомились с иллюстрациями его произведений. Я просила вас заглянуть в толковый словарь, энциклопедический и узнать, как называются жилые помещения у других народов, из чего их изготовляют.

    2. Изучение видов домов. Составление кластера.

      (Виды домов)
    3. Выбор темы
      Вот сегодня на уроке мы с вами составим экспозицию на тему: Домик в деревне, чтобы  обновить наш уголок родного края   и порадовать   экскурсантов.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП

    1. Выбор изделий, материалов, инструментов.
      а) выбор элементов панно.
      Подумайте, что мы умеем делать? Правильно, мы умеем выполнять аппликацию из бумаги, оригами, конструировать из бросового материала, лепить из пластилина. А техника в которой могут быть использованы различные материалы и технологии называется коллаж. (выставляется табличка  со словом коллаж и изделие выполненное в этой технике)
      КОЛЛАЖ – в изобразительном искусстве наклеивание на какую-нибудь основу материалов другой фактуры, другого цвета .
      Мы можем сделать панно в технике коллаж, а можем сделать аппликацию на эту тему. (выставляется аппликация и табличка с этим словом, учитель дает объяснение)
      АППЛИКАЦИЯ – изготовление рисунка из наклеенных или нашитых на что–нибудь кусков цветной бумаги, материи.
      б) cоставление «звездочки обдумывания».
      Итак в ваших изделиях должно быть изображено здание. Как оно будет выглядеть вы обсудите в своих группах. Работа должна проводиться в следующей последовательности. (на экран проектируется слайд «Последовательность работы»)
      • выбор сюжета;
      • составление эскиза;
      • подбор материала;
      • изготовление деталей и фона;
      • раскладывание деталей;
      • наклеивание;
      • оформление готовой работы;
      • защита работы.
    2. Выбор оптимальной технологии
      На этом этапе дети повторяют правила техники безопасного труда, разбирают технологическую карту (Технологическая карта), конструируют, подбирают материал.
      а) правила безопасного труда (у каждой группы на столе, Правила безопасности)

      • постоянно поддерживай порядок на рабочем столе;
      • передавая ножницы, держи их за сомкнутые лезвия;
      • не оставляй ножницы открытыми.
      • не приближай пальцы левой руки к линии отреза.
      • небольшие обрезки бумаги складывай в конверт, oни могут пригодиться;
      • после работы убирай все на место.

      Условные обозначения

      ______________  ЛИНИЯ КОНТУРА,ОТРЕЗА, НАДРЕЗА
      ___.._____.._____ ЛИНИЯ СГИБА

      б) работа по технологическим картам (у каждой группы на столе).

      ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

    3. Практическая работа и корректировка деятельности
      Звучит песня «Наш край»
      На данном этапе происходит непосредственно работа по группам над выполнением элементов панно. В группе определены «строители» - занимаются выполнением дома, «художники–дизайнеры» выполняют детали из бумаги в форме деревьев, «отделочники» - украшают фасад дома, наличники.
      Учитель в это время наблюдает за работой детей, направляет их действия, если это необходимо, оказывает помощь, если кто испытывает затруднения. Следит за соблюдением правил безопасного труда.

    ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

    1. Корректировка проекта
      После того как все элементы панно собраны в единое целое, можно выслушать предложения по его усовершенствованию, т.е. дети предлагают какое-либо дополнительное оформление для того, чтобы панно выглядело эстетически привлекательным

      Проверка и оценка

      Учитель характеризует работу микрогрупп, либо отдельного ученика.

    2. Защита проекта
      Учитель должен отметить каждую бригаду. Кто–то выполнил работу первым, а кто-то аккуратнее, где работали дружно, а где проявили больше фантазии.

      Наша группа сделала панно загородного домика "коттедж" в технике коллаж. Фон мы сделали из цветной бумаги. Озеро сделали из ниток старой вязаной кофты. А дом мы сделали из форм, которые были в коробках для конфет. Забор сделали из гофрированного картона. (Ярайкин Кирилл)

      Наша группа решила изготовить домик на краю деревни. Настя предложила сделать его из бревен. Бревна мы изготовили скатывая бумагу трубочкой. Дима нарисовал пейзаж. Коля и Настя делали сруб. Оля вырезала наличники и украшала окна. Чтобы оживить картину мы решили добавить туда людей, сидящих на скамейке и любующихся природой. Мы считаем, что наша работа выполнена на пятерку. Она будет напоминать родной уголок в деревне. (Огонькова Кристина, домик в деревне)

      Мы решили изобразить сельскую улицу и дома каменные и деревянные. Свою работу мы думаем подарить первоклассникам. По нашему панно детям легко будет составлять задачи. Например: маленьких домиков было 3, а больших 2. Сколько всего домов на сельской улице? (Аливанкин Коля)

      Работа детей