Цели урока: Познакомить учащихся с биографическими сведениями, с музыкальными произведениями композитора-классика.
Задачи:
- развивать эмоционально-чувственную сферу личности;
- способность к восприятию произведений музыкального искусства;
- воспитывать интерес к классической музыке, передающей красоту человеческих чувств.
Приемы:
- беседа;
- пластическое интонирование;
- слушание музыки;
- анализ;
- исполнение пеcенного материала.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учителя:
Для того, чтобы настроиться на сегодняшний урок, мы воспользуемся приемом пластического интонирования.
- Выразите при помощи пластического интонирования настроение произведения «К Элизе» Л.Бетховена (звучит музыка в записи)
Презентация, Слайд № 1
Учитель:
«Его искусство бессмертно...- «Через борьбу к победе», «Музыка – это откровение более высокое, чем мудрость и философия»,
Ты необъятен, словно море,
Никто не знал такой судьбы...
Иду сквозь слезы, кровь и горе
Я с поколением борьбы...»
- Он классик немецкой музыки. Имя его Людвиг Бетховен
Слайд № 2, 3, 4
Объяснение материала
Он родился в 1770 году 17 декабря в немецком городе Бонне, в семье придворного музыканта. Занимался музыкой под руководством отца. Однако наставником Бетховена стал композитор Кристиан Нефе 1748-1798 год. Он преподавал основы композиции, обучал игре на клавире, органе.
В 1792 году Бетховен переезжает в Вену и берет уроки у Гайдна.
Он давал концерты стал популярным, много сочинял, писал концерты для фортепиано с оркестром, симфонии.
Слайд № 5
Бетховен за работой. В 1803–1808 гг. создает сонаты: «Крейцерова», «Апассионата», 5 и 6 симфонии.
Слайд № 6
Трагедия музыканта и человека.
Первые признаки ослабления слуха Бетховен почувствовал в 26 лет. Трагедия музыканта обострилась трагедией человека. Но его страдание сделалось источником силы. Всепобеждающая любовь к искусству, к жизни вытеснила личную боль и отчаяние.
Слайд № 7
«История послания к возлюбленной»
В конце 1799 года Бетховен знакомится с семейством Брунсвик, и их родственницей Джульеттой. Она любила музыку, брала уроки у композитора.
Слайд № 8
«Музыка – это откровение более чем высокое, чем мудрость…» Л. Бетховен
В характере юной Джульетты Бетховена привлекали жизнерадостность, общительность.
Она была талантлива. Из письма к другу « Теперь я чаще бываю в обществе, и жизнь моя стала веселее»
Слайд № 9
«Мечты продолжались недолго...» Каждая встреча с Джульеттой приносила новые сомнения, препятствием к женитьбе являлись его болезнь и неустроенность и аристократическое положение Джульетты. Всю боль в сердце композитор излил в своем послании к далекой возлюбленной...
Слайд № 10
Слушание и анализ произведения
Лунная соната Iч и IIч, фрагмент исполняет учитель
Анализ произведения (прием пластическое интонирование фрагмент 1 части)
Ответы детей:
Молящий мотив основной темы, не раскрывая окончательно oбраз...
Образ гибели, крушения не самого героя, а его надежд. В верхнем голосе возникают интонации вопроса, нижний голос сдерживает порывы.
В I части он рассказал о горе не всем, а самому себе. Во II части музыка рисует образ возлюбленной и самого композитора. Логика размышлений приводит композитора к новому чувству.
Слайд № 11
Для произведений позднего периода характерны сдержанность. Это сонаты, квартеты. Вершина его творчества симфония № 9.
Слайд № 12
Бетховен умер 26 марта 1827 года
Слайд № 13
Жизненное кредо композитора:
"Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты!"
"О! Как было бы прекрасно прожить тысячу жизней"
Разучивание песни «Будь со мною» музыка Ю Энтина, слова Е.Крылатова.
Стадия рефлексии:
- С каким композитором познакомились?
- Как вы думаете, могла закончиться История послания к возлюбленной?
- Расскажите о чувствах по поводу урока, поместив на доску красную полоску отрицательные эмоции, напишите на карточке: « Нет, потому что...», зеленую полоску положительные эмоции: «Да, потому что...»
Спасибо за работу на уроке!!!