Проведение тематического дня в профильном историко-экономическом лагере "Базарный день"

Разделы: История и обществознание, Экономика


Цель: выявление уровня экономических знаний у учащихся 7-х классов через различные формы внеурочной работы и применение этих знаний в практической деятельности.
Основные этапы:

  1. Бизнес–рейд
  2. Большая экономическая игра «Внешняя торговля»
  3. МТД «Я открываю собственное дело»
  4. Подведение итогов дня.
  5. Награждение победителей.
Бизнес–рейд

Цель: Выявление уровня экономических знаний.
Дети были разделены на группы по 3-4 человека, каждая группа получила маршрутный лист. Определены 6 станций, на каждой был ответственный человек. (см. Приложение 1)

I станция. Купля–продажа.
Группе дается определенный товар, который она должна продать, используя законные способы продажи. Максимальная оценка – 5 баллов

  1. шарманка;
  2. шапка Мономаха;
  3. царский трон;
  4. берестяная грамота;
  5. палка-копалка;
  6. горшок.

II станция. Реклама.
Художественное изображение рекламы товара (клип, нарисовать). Максимальная оценка 5 баллов
Товар: шапка Мономаха

III станция. Как заработать деньги?
Дать аргументированный ответ на вопрос: «Как 12-летний ребенок может заработать деньги в наше время?» Максимальная оценка 1 балл за каждый законный способ зарабатывания денег.

IV станция. «Поле чудес».
Отгадать слово (по принципу теле-шоу «Поле чудес»). Максимальная оценка 5 баллов.

  1. Человек, умеющий зарабатывать деньги (бизнесмен)
  2. Место, где осуществляется купля–продажа любых товаров (рынок)
  3. Прибыль (доход)
  4. Расходы, которые не принесли дохода (убыток)
  5. Денежная единица Франции (франк)
  6. Денежная единица Англии (фунт стерлингов)

V станция. «Как избежать рэкета?»

  1. Объяснить: рэкет – 1 балл
  2. Был ли возможен рэкет в 16 веке? Если да, то кто мог им заниматься? – 2 балла
  3. Назовите возможные выходы из ситуации с рэкетирами. За каждый выход – 2 балла, если он реален.

VI станция. «Язык рынка».

  1. Hазвать как можно больше слов, связанных с торговлей, рынком за 1 минуту. За каждое слово - 1 балл.
  2. Объяснить понятия:
    • конкуренция
    • экспорт
    • импорт
    • внешняя торговля
    • всероссийский рынок
    • ремесло
    • купец
    • банк
    • валюта

Любые 5 терминов для команды
За каждое объясненное понятие – 1 балл
Подведение итогов: побеждает команда, набравшая большее количество баллов и затратившая меньшее время на прохождение рейда.

Большая экономическая игра “Внешняя торговля в XVI веке”

Цель: Научить детей применять свои экономические знания на практике, используя элементы правил международной торговли.
В игре участвуют 4 команды, каждая из которых представляет определенную страну. У каждой из стран имеется: начальный капитал 1100 монет и 6 видов товаров: оружие, медикаменты, продукты питания, обувь, полезные ископаемые, предметы роскоши. У каждой страны есть еще особый вид товара: Англия – сукно, Россия – хлеб, Франция – вино, Страны Востока – золото (этот товар производит только эта страна)

I этап игры.
Все страны ведут международную торговлю. Имеется банк, где можно поменять деньги.
Команда выбирает: 
Глава торгового приказа. 1чел. отвечает за товар, ведет ведомость «Учет товара».
Глава казначейства. 1 чел. отвечает за финансы, ведет ведомость «Учет финансов».
Экономический шпион. 1 чел. узнает экономические секреты других стран.
Продавцы. 2 чел. продают товар.
Покупатели. 2 чел. покупают товар.
При продаже и покупке товара расчет идет деньгами. При покупке товара надо учитывать, что мирный период в XVI веке бывает недолговечен. Установка: продать как можно больше товара своего и купить такой товар, которого у вас нет. Товар можно перепродать. (3–5 мин.)

II этап игры.
Установка: торговля в условиях, когда Англия и Россия готовятся к военным действиям. (3–5 мин.)

III этап игры.
Установка: военные действия между Англией и Россией. Торговать и с той и с другой стороны можно лишь через третью страну. Прямой торговли между Англией и Россией нет.

Подведение итогов:

  1. у кого больше продано товара
  2. кто собрал весь особый товар
  3. кто израсходовал меньше всех денег, но купил больше всего товара.

Реквизит:

  1. музыка (пока идет этап)
  2. карточки с товаром (по 4 шт. каждого товара для каждой команды)
  3. карточки с деньгами (на сумму 1100 монет разными купюрами)
  4. надписи на столы (Англия, Россия, Франция, Страны Востока)
  5. ведомости («Учет товара». «Учет финансов») (см. Приложение 2)
  6. стол «Банк»

Малое творческое дело: "Я открываю собственное дело"

Цель: Дать возможность ребятам творчески применить свои экономические знания на практике.
Задание: "Представьте, что вы в России в XVI веке собираетесь открыть какое-то дело". При выполнении задания вам помогает следующая инструкция:

  • что вы будете производить?
  • чья помощь вам потребуется?
  • кто будет продавать ваш товар?
  • куда будете продавать?
  • как избежать налогов в казну?
  • как установили цену?
  • реклама товара
  • где возьмете деньги?

На подготовку отводится до 60 мин., после чего проводится презентация: "Мое собственное дело в России XVI века".