Цель: выявление уровня экономических знаний у учащихся 7-х классов через различные формы внеурочной работы и применение этих знаний в практической деятельности.
Основные этапы:
- Бизнес–рейд
- Большая экономическая игра «Внешняя торговля»
- МТД «Я открываю собственное дело»
- Подведение итогов дня.
- Награждение победителей.
Цель: Выявление уровня экономических знаний.
Дети были разделены на группы по 3-4 человека, каждая группа получила маршрутный лист. Определены 6 станций, на каждой был ответственный человек. (см. Приложение 1)
I станция. Купля–продажа.
Группе дается определенный товар, который она должна продать, используя законные способы продажи. Максимальная оценка – 5 баллов
- шарманка;
- шапка Мономаха;
- царский трон;
- берестяная грамота;
- палка-копалка;
- горшок.
II станция. Реклама.
Художественное изображение рекламы товара (клип, нарисовать). Максимальная оценка 5 баллов
Товар: шапка Мономаха
III станция. Как заработать деньги?
Дать аргументированный ответ на вопрос: «Как 12-летний ребенок может заработать деньги в наше время?» Максимальная оценка 1 балл за каждый законный способ зарабатывания денег.
IV станция. «Поле чудес».
Отгадать слово (по принципу теле-шоу «Поле чудес»). Максимальная оценка 5 баллов.
- Человек, умеющий зарабатывать деньги (бизнесмен)
- Место, где осуществляется купля–продажа любых товаров (рынок)
- Прибыль (доход)
- Расходы, которые не принесли дохода (убыток)
- Денежная единица Франции (франк)
- Денежная единица Англии (фунт стерлингов)
V станция. «Как избежать рэкета?»
- Объяснить: рэкет – 1 балл
- Был ли возможен рэкет в 16 веке? Если да, то кто мог им заниматься? – 2 балла
- Назовите возможные выходы из ситуации с рэкетирами. За каждый выход – 2 балла, если он реален.
VI станция. «Язык рынка».
- Hазвать как можно больше слов, связанных с торговлей, рынком за 1 минуту. За каждое слово - 1 балл.
- Объяснить понятия:
- конкуренция
- экспорт
- импорт
- внешняя торговля
- всероссийский рынок
- ремесло
- купец
- банк
- валюта
Любые 5 терминов для команды
За каждое объясненное понятие – 1 балл
Подведение итогов: побеждает команда, набравшая большее количество баллов и затратившая меньшее время на прохождение рейда.
Большая экономическая игра “Внешняя торговля в XVI веке”
Цель: Научить детей применять свои экономические знания на практике, используя элементы правил международной торговли.
В игре участвуют 4 команды, каждая из которых представляет определенную страну. У каждой из стран имеется: начальный капитал 1100 монет и 6 видов товаров: оружие, медикаменты, продукты питания, обувь, полезные ископаемые, предметы роскоши. У каждой страны есть еще особый вид товара: Англия – сукно, Россия – хлеб, Франция – вино, Страны Востока – золото (этот товар производит только эта страна)
I этап игры.
Все страны ведут международную торговлю. Имеется банк, где можно поменять деньги.
Команда выбирает:
Глава торгового приказа. 1чел. отвечает за товар, ведет ведомость «Учет товара».
Глава казначейства. 1 чел. отвечает за финансы, ведет ведомость «Учет финансов».
Экономический шпион. 1 чел. узнает экономические секреты других стран.
Продавцы. 2 чел. продают товар.
Покупатели. 2 чел. покупают товар.
При продаже и покупке товара расчет идет деньгами. При покупке товара надо учитывать, что мирный период в XVI веке бывает недолговечен. Установка: продать как можно больше товара своего и купить такой товар, которого у вас нет. Товар можно перепродать. (3–5 мин.)
II этап игры.
Установка: торговля в условиях, когда Англия и Россия готовятся к военным действиям. (3–5 мин.)
III этап игры.
Установка: военные действия между Англией и Россией. Торговать и с той и с другой стороны можно лишь через третью страну. Прямой торговли между Англией и Россией нет.
Подведение итогов:
- у кого больше продано товара
- кто собрал весь особый товар
- кто израсходовал меньше всех денег, но купил больше всего товара.
Реквизит:
- музыка (пока идет этап)
- карточки с товаром (по 4 шт. каждого товара для каждой команды)
- карточки с деньгами (на сумму 1100 монет разными купюрами)
- надписи на столы (Англия, Россия, Франция, Страны Востока)
- ведомости («Учет товара». «Учет финансов») (см. Приложение 2)
- стол «Банк»
Малое творческое дело: "Я открываю собственное дело"
Цель: Дать возможность ребятам творчески применить свои экономические знания на практике.
Задание: "Представьте, что вы в России в XVI веке собираетесь открыть какое-то дело". При выполнении задания вам помогает следующая инструкция:
- что вы будете производить?
- чья помощь вам потребуется?
- кто будет продавать ваш товар?
- куда будете продавать?
- как избежать налогов в казну?
- как установили цену?
- реклама товара
- где возьмете деньги?
На подготовку отводится до 60 мин., после чего проводится презентация: "Мое собственное дело в России XVI века".