Ситуационно-игровой метод обучения по ОБЖ по теме "Автономное существование человека в природных условиях"

Разделы: ОБЖ


Цель: Закрепить полученные знания и умения, сформировать первичные навыки выживания в природной среде, способствовать развитию самостоятельного мышления и поведения в незнакомых ситуациях. Подготовить учащихся к автономному существованию в природных условиях.

Учебные вопросы:

  1. Выбор места и сооружение временного укрытия.
  2. Разведение костра.
  3. Добывание пищи и воды.
  4. Способы ориентирования.
  5. Лекарственные средства и растения. Оказание I медицинской помощи.
  6. Подача сигналов бедствия.

Метод: Ситуационно–игровой.

Класс: 6 класс

Время: 40 мин.

Место: Учебный класс.

Материальное обеспечение:

  • медицинские препараты и лекарства;
  • карточки-задания по ориентированию с видами животных, птиц и растений;
  • макет местности и вертолета;
  • дискета со звуковой записью работающего двигателя вертолета;
  • компьютер;
  • природный материал для сооружения макета временного укрытия и костра;
  • плакаты.

Ход урока

Вводная часть – 5 мин.

 Сообщить тему урока, его цель. Изложение сюжета: «Группа ребят, отправившаяся в поход, заблудилась и была вынуждена существовать в экстремальных условиях до прибытия поисково–спасательной группы. За время пребывания в лесу, ребята проанализировали создавшуюся ситуацию и выработали план действий, который позволил им выжить в данных условиях».

Основная часть – 30 мин.

Для проведения урока силами учащихся старших классов, были изготовлены макет вертолета и макет местности размером 1 м х 1,5 м. Использованы природные материалы: песок, мох, ветки хвойных и лиственных пород деревьев. Река – из куска синей материи.
За два дня до урока учащиеся сами распределили между собой обязанности. Ввиду того, что класс малокомплектен (8 учащихся), обязанности распределились следующим образом: 1человек – командир группы, 2 – санитары, 2 – отвечали за добычу пищи и воды, 1 – костровой, 2 – делали макет временного укрытия. По остальным вопросам ребята принимали решение вместе.
На макете местности, учитывая его рельеф, наличие реки и лесных насаждений, учащиеся выбрали место для стоянки - на возвышенности у реки.
Обосновали тем, что:

  1. место продувается ветром, что исключает присутствие кровососущих насекомых;
  2. открытое пространство понадобится для обозначения своего местоположения и для подачи сигналов бедствия;
  3. выбор места для стоянки вблизи у реки, может вызвать его затопление во время дождя и наличие большого количества комаров и мошки.

После выбора места для стоянки ребята приступили к выполнению своих обязанностей. Командир группы, при необходимости, оказывал помощь ребятам на учебных местах.
На первом учебном месте, используя маленькие деревянные бруски, ребята выложили по заданию два типа костра, обосновав, в каких случаях они используются. «Шалаш» - для приготовления пищи и обогрева; «Нодья» - для ночлега. Рассказали о правилах и способах разжигания костра с помощью спичек и без них (используя топор, твердый камень, линзы от оптических приборов, стекла от очков и часов). Приготовление трута.
На втором, по изготовленным карточкам–заданиям, учащиеся определяли виды животных, птиц, растений и насекомых, которые можно использовать в пищу. Способы их добычи. Назвали способы получения воды при отсутствии водоисточников и о правилах очищения и обеззараживания.
На третьем учебном месте, санитары комплектовали медицинскую аптечку из предоставленных лекарственных препаратов и средств. Определяли по карточкам–заданиям виды лекарственны растений и их применение. Практически отработали способы оказания первой медицинской помощи при ссадинах и потери сознания. Отметили, что у каждого человека может быть индивидуальное лекарство, которое он должен иметь при себе.
На следующем учебном месте был сделан макет временного укрытия. Ребята рассказали о правилах его построения: использование сухих жердей, правильное укладывание пихтовых веток на каркас укрытия (снизу вверх), чтобы исключалось попадание капель дождя внутрь, приготовление подстилки для лежания.
В дальнейшем задания давались всей группе. Ребята отвечали о способах ориентирования на местности. Вначале рассказали устно, а затем на карточках–заданиях они показывали стороны горизонта: по мху, муравейнику, деревьям, по цвету коры, по камням и валунам, по звездам, солнцу, по солнцу и часам. Был ответ, что каждая речка впадает в более крупную. А там где река, там жизнь. Идя вдоль реки вниз по течению можно выйти к населенному пункту или встретить людей.
Следующее задание - это использование подручных средств, для подачи сигналов бедствия и способы подачи. Неожиданностью для ребят (как и макет местности) было появление вертолета со звуковым сопровождением, который по леске опускался к макету местности и завис над ним! (Запись работающего двигателя была сделана на вертолетной площадке поселка).
- Ребята, ваши действия при приближении вертолета?
Учащиеся продемонстрировали свои действия. Они прыгали, кричали и махали руками.
- Ребята, а еще какие способы вы знаете?
Ответы учащихся:

  • выйти на открытый участок местности, чтобы было их видно;
  • использовать зеркало;
  • фольгу от конфет;
  • яркий материал развесить на ветках деревьев или разложить на земле;
  • разжигание сигнальных костров;
  • использование специальных знаков международной кодовой таблицы символов.

Заключительная часть – 5 мин.

Подвести итог занятия. Указать на допущенные ошибки. Отметить ребят, которые показали хорошие знания во время проведения практического занятия. Указать на моменты, на которые необходимо еще раз обратить внимание. Объявить оценки и прокомментировать их.
Сказать, что на данном уроке невозможно подготовить их ко всем экстремальным ситуациям, поэтому они должны самостоятельно совершенствовать свои знания и навыки. Готовить себя физически.