Интегрированный урок географии и биологии "Медицинская география как наука о здоровье"

Разделы: Биология, География


Цель урока: формирование знаний  учащихся о закономерностях влияния природных и социально-экономических факторов на здоровье человека.

Задачи

образовательные:

  • обеспечить в ходе урока усвоение учащимися понятия медицинская география, предмет и методы ее исследования;
  • рассмотреть учения  о природно-очаговых заболеваниях, геохимических болезнях, познакомить учащихся с достижениями отечественных ученых в данной области;
  • расширить и конкретизировать экологические знания учащихся на примере  Белгородской области.

развивающие:

  • продолжить развитие у учащихся познавательного интереса, стремления к самостоятельному поиску знаний;
  • стимулирование творческой мыслительной деятельности учащихся;
  • продолжить формирование умений и навыков по работе с различными источниками биологических и географических знаний.

воспитательные:

  • формирование ценностного отношения к своему здоровью с учетом эндемичных заболеваний родного края.

Методы обучения

  • словесные: проблемное изложение, эвристическая беседа, дискуссия;
  • наглядные: работа с картой, атласом, презентацией.

Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Инструментарий: мультимедийныйпроектор, компьютер, презентация, карты: «Политическая карта мира», административно-территориальная карта Белгородской области, России, контурные карты, статистические материалы.
Опережающее задание: отдельным учащимся подготовить сообщения обистории становления медицинской географии.

Эпиграф: Мы ещё слишком мало знаем природу, чтобы иметь дерзость что-либо отрицать или утверждать. Каждую минуту новое открытие может поколебать наше суждение. Мы должны только искать и искать ответы у природы на вопросы, поставленные нашим умом. И в этих исканиях заключается величайшая радость исчастье, какими только может владеть человек на Земле».
А. Л. Чижевский,

Ход урока

I. Орг. Момент.

Проверка готовности уч-ся куроку.

II. Мотивация.

Что может быть прекраснее здоровья? Оно открывает перед человеком неограниченные возможности в труде и отдыхе, в семье и на работе, в общественной жизни. Не случайно говорят, чтодевять десятых нашего счастья зависят именно от здоровья.
Однако суть его определяется по-разному:
Давайте, определим, что такое здоровье?
«Здоровье, - утверждал академик Н.И. Павлов, -это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь…»
«Единственная красота, которую я знаю, — это здоровье», говорил  Гейне Генрих.
«Деньги – медь, одежда – тлен, а здоровье всего дороже»,
Где здоровье, там и красота, гласят  русские народные пословицы.
По уставу Всемирной организацииздравоохранения :
«Здоровье – это состояние полногофизического, психологического и социального благополучия, а не толькоотсутствие болезней или физических дефектов».
Существует огромное количествонаук, занимающихся изучением здоровья.
Назовите науки о здоровье человека  
Перечислите, с какимиестественнонаучными дисциплинами могут интегрировать, взаимодействовать данные дисциплины.
Издавна замечено, что определенные болезни человека встречаются в определенных частях земного шара, возникают после контакта с определенными видами растений и животных, обитающихв конкретных природных условиях. Знания, накопленные в этой области, позволили выделить самостоятельную отрасль медицины – географическую патологию, а позднее - медицинскую географию.

III. Изучение нового материала.

Обращение к рабочим листам и словарикам терминов.
Тема нашего урока «Медицинская география – как наука о здоровье человека».
Нам предстоит:

  1. Познакомиться с понятием «медицинская география».
  2. Рассмотреть методы и предмет ее исследований, историю ее становления как науки.
  3. Познакомиться с учениями  о природно – очаговых болезней, геохимических заболеваний.
  4. Проанализировать экологическую ситуацию в Белгородской области.

Проблемный вопрос.
Так что же это такое — медицинская география? Медицина или география?
Сегодня на заседании научного общества нам предстоит выяснить медицинская география  - это географическая наука или медицинская?
В Большой Советской Энциклопедиидается следующее определение этой науки:
Медицинская география - наука, изучающая географическое распространение болезней и патологических состояний человека, причины этого распространения и влияние географической среды на здоровье населения.
Предмет исследования - природные и социальные факторы, обусловливающие различную частоту и особенности течения отдельных заболеваний среди населения разных местностей.
Основные методы исследования:

Медико-географическое описание

Картографирование

Использование статистического метода

Заключается в сборе сведений оприродных, социально – экономических, медико – санитарных условиях и заболеваемости на конкретной территории.

Составление медико – географических карт, которые отображают существующие тесные и многообразные связи междугеографической средой и состоянием здоровья населения

Это цифровые материалы отчетных документов (сведения о диспансеризации). Позволяет определить состояние и динамику здоровья населения в целом.

Обратимся к истории становления изучаемой дисциплины.
Слово предоставляется историкам. Приложение 1

Организация групповой работы.

Сегодня на заседании научного общества мы рассмотрим два основных
направления медицинской географии:

  1. Влияние природных факторов на здоровье человека;
  2. Влияние социально-экономических факторов.

В составе нашего научного общества работают три кафедры:

  1. Кафедра природно – очаговых болезней.
  2. Кафедра геохимических заболеваний.
  3. Кафедра экологии.
Сегодня весь мир путешествует.
Наши кафедры совершат заочные научные экспедиции по некоторым странам мира, регионам России, а так же по территории родного  края.
В задачи каждой экспедиции входит проведение исследований по своей теме, выполнение заданий в  рабочих листах и знакомство с опасностями, которые могут поджидать при путешествии в ту или иную точку земного шара.

Рабочий лист кафедры природно-очаговых болезней.

Цель:  Изучить особенности распространения природно-очаговых болезней.
Задания:

  1. На основе текста изучить особенности распространения природно-очаговых болезней в мире.
  2. Найдите очаги распространения болезни на карте Мира, отметьте их на фрагментеконтурной  карты;
  3. Выясните:
    а) источник заражения,
    б) симптоматику заболевания,
    в) меры профилактики.

Полученные данные внесите в таблицу:

Инфекционная болезнь Симптоматика Переносчики заболевания Очаги инфекций (страны, районы, области)

Кожные лейшманиозы

 

 

 

Клещевой энцефалит 

 

 

 

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом.

 

 

 

Клещевой боррелиоз

 

 

 

Приложение 2

Заслушаем отчет групп о проделанной работе

Кафедра 1 природно-очаговых болезней.
Наша кафедра занимается изучением природно- очаговых болезней. В своей работемы опирались на труды нашего земляка, академика медицины Евгений Никанорович Павловский.
На основании изучения эволюционно сложившегося географического распространения многих инфекционных и инвазионных болезней Е.Н.Павловский создал учение о природной очаговости трансмиссивных болезней.
Трансмиссивные болезни – это заразные болезни человека, возбудители которых передаются кровососущими членистоногими.
Природный очаг болезни – это территория ландшафта, где имеются восприимчивые теплокровные позвоночные, возбудители, переносчики и при наличииблагоприятных факторов окружающей среды осуществляется заражение.
Заболевания у людей появляются тогда, когда человек попадает в очаг. Элементарным природным очагом может служить нора грызуна, в которой обитает хозяин и переносчик заболевания. Многие болезни существуют только потому, что существуют переносчики: комары, клещи, вши.

Учитель.  На территории Белгородской области,как и в целом по Российской Федерации, сохраняется напряженная эпизоотическая и эпидемическая обстановка по природно-очаговым инфекциям.
За 2008 год в области зарегистрировано 5 случаев геморрагической лихорадки с почечным синдромом. По одному случаю ГЛПС зарегистрировано в Белгородском, Грайворонском районах и г. Белгороде и 2 случая в Ракитянскомрайоне.
При эпидемиологическом расследовании установлено, что вовсех 5-ти случаях заражение ГЛПС произошло при употреблении инфицированных продуктов питания.

Вывод:
Учитель: Мы познакомились толькос некоторыми природно-очаговыми заболеваниями. Куда бы мы не отправились в путешествие важно знать, что за красивыми рекламными проспектами туристических фирм скрывается много опасностей, одна из них инфекционные болезни. Поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности, правила личной гигиены. 

Рабочий лист кафедры геохимических заболеваний

Цель:  Изучить особенности распространения геохимических заболеваний.
Задания:
Изучите текст.

  • На политико-административной карте мира найдите биогеохимические провинции по: йоду; кальцию, селену. Отметьте их на контурной карте.
  • Выясните:
    а) какие эндемичные заболевания соответствуют данной биогеохимические провинции;
    б) симптоматику заболевания.

Полученные данные внесите втаблицу:

Элемент Эндемичные заболевания Симптомы Районы распространения

Йод

 

 

 

Кальций

 

 

 

Селен

 

 

 

Приложение 3

Кафедра 2 геохимических заболеваний. 
Известно, что в основе функционирования организма лежат различные химические реакции и для нормальной работы организма требуется 31 минерал.
А. П. Виноградов, развивая идеи В. И. Вернадского о роли элементного состава почвы и эволюции живых организмов, создал учение о биогеохимических провинциях. Биогеохимическая провинция – это территория, характеризующаяся повышенным или пониженным содержанием одного или нескольких химических элементов в почве или воде, атакже в организмах, обитающих на этой территории животных и растений. В живых организмах, в том числе и в организмах людей, проживающих в этих провинциях,протекают специфические биохимические реакции. Территория земного шара погеохимическим особенностям весьма различна. Таежно-лесная нечерноземная зонахарактеризуется недостатком кальция, фосфора, калия, кобальта, меди, йода, бора, цинка, достаточным количеством магния и относительным избытком стронция, особенно по речным поймам. В лесостепной и степной черноземной зоне наблюдается достаточное количество кальция, кобальта, меди, марганца. Наблюдения, сделанные, в различных точках мира показали, что имеется определенная связьмежду содержанием химических элементов в почве, воде пище и частотой возникновения некоторых заболеваний.
Существуют заболевания, связанные с аномальным содержанием некоторых элементов в почве, водоемах той или иной географической зоны. Такие заболевания называются эндемическими.

Учитель: Изучив природу происхождения эндемичных болезней, можно сделать вывод  о том, что знания особенностей той местности, в которой проживает человек необходимы для обоснования мер по профилактике заболеваний. Пополнять недостаток  элементов, за счет правильного питания или контролировать их избыток, например, использовать фильтры для воды.

Рабочий лист кафедры  экологии

Цель: проанализировать влияние экологических факторов на здоровье
человека на примере Белгородской области.
Задания:

  1. Проанализировать карту «Экологических ситуаций Белгородской области»:
    • охарактеризуйте общую экологическую ситуацию в Белгородской области;
    • найдите территории с критической экологической ситуацией, нанесите их в контурные карты.
  2. Сравните полученные результаты с статистическими показателями загрязнения атмосферы в области:
    • назовите города, в которых наиболее загрязнен атмосферный воздух;
    • используя дополнительные материалы, перечислите основные источники загрязнения воздуха;
  3. Установите взаимосвязь экологической ситуации по загрязнению воздуха с уровнем заболеваемости населения. (На основе доклада Управления Роспотребнадзора по Белгородской области «Осанитарно-эпидемиологической обстановке в Белгородской области в 2008 году»).
  4. Полученные данные отразите в виде графика.( используйте таблицу №2)
  5. Представьте результаты исследования заболеваемости учащихся по  нашей школе.
  6. Сделайте выводы.

Приложение 4

Кафедра 3 экологии.
Наша кафедра изучала влияние социально-экономических факторов на здоровье людей. К этим факторам относят: уровень развития экономики, уровень урбанизации, особенности общественного уклада, религиозные обычаи, степень развития медицины, санитарная культура и экологическаяситуация. Развитие человеческого общества шагнуло далеко вперед, но повлекло за собой загрязнение внешней среды. Загрязнение внешней среды привело к загрязнению внутренней среды организма человека. Здоровье людей катастрофически падает – появились раннее неизвестные заболевания, причины которых бывает очень трудно установить. 
При систематическом поступлении небольших количеств вредных веществ в организм наблюдается хроническое отравление. Признаками которого являются: нарушение нормального поведения,привычек, быстрое утомление или чувство постоянной усталости, бессонница, апатия, ослабление внимания, забывчивость, сильные колебания настроения.
Поэтому мы проанализировали влияние экологических факторов на здоровье человека на примере Белгородской области.
Оценку качества окружающей средыможно провести путем изучения состояния здоровья. Человек – это тоже «биоприбор», который тонко воспринимает и реагирует на происходящие в среде изменения.

Учитель:
Проанализировав влияние одного из социально – экономических факторов  - загрязнение атмосферного воздуха на здоровье человека мы отметили, что вобласти имеются территории с повышенным уровнем загрязнения, и как следствие –высокий уровень заболевания органов дыхания и новообразований. Однако присравнении с общероссийскими показателями мы видим, что ЦФО занимает 6 место.Что позволяет сказать, что экологическая ситуация в области  относительно благополучна, но нельзя забывать об охране окружающей среды.

Презентация

IV. Закрепление знаний.
И так, вернемся к началу урока:
 - Что является  предметом исследования медицинской географии? (природныеи социальные факторы, обусловливающие различную частоту и особенности течения отдельных заболеваний среди населения разных местностей.)
- Можно ли рассматривать отдельно влияние природных и социальных  факторов?
- Какие методы медицинской географии вы использовали в работе своих кафедр? (Медико-географическое описание, статистический ).
- С какими новыми терминами мы сегодня познакомились? (Биогеохимические провинции, трансмессивные болезни, природный очаг болезни, эндемичные болезни).
- Чье имя носит областная клиническая инфекционная больница в г. Белгороде?
- Почему областная клиническая инфекционная больница носит имя этого человека?

Проблемный вопрос.
Так что же это такое — медицинская география? Медицина или география?
Специалисты в час досуга любят поспорить на такую тему. Конечно, медицина, говорят одни, т.к. цель исследования — медицинская, часть методов — тоже медицинские. Но больше доводов в пользу того, что медицинская география все-таки — география. Но — особая география. Предмет ее изучения — природа отдельных районов. Основные методы —тоже географические. Это — прикладная география, но заниматься ею может только специалист, имеющий медицинское образование. Вот какой причудливый агломерат
создал XX век!

Итоги урок
Выставление оценок.

Домашнее задание

  • Подготовить сообщения оприродно – очаговых болезнях  и биогеохимиических провинциях разных стран (по выбору).
  • Подобрать материал о влиянии социально – экономических факторов (нерассматриваемых на уроках) на здоровье человека,

Рефлексия (устно)
Продолжите фразы:  Сегодня на уроке мне было Комфортно. Интересно. Увлекательно. Трудно.
Литература для учителя:

  1. Элективные курсы по географии 10 -11 кл (для профильного обучения в 10-11кл) сост. Н.В. Болотникова  - М. :Глобус, 2007.
  2. Медицинская география 9класс, сост. С.С.Шейкина,  - Волгоград: ИТД «Корифей», ч. 1
  3. Доклада Управления  Роспотребнадзора по Белгородской области «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Белгородской области в 2008 году».
  4. Популярная Медицинская Энциклопедия  под. ред. Б.В. Петровский, изд. «Советская энциклопедия», 1984
  5. Общий курс физиологии человека и животных. В 2кн. Учеб. для биол. и медиц. Спец. вузов/А.Д. Ноздрачев, Ю.И.Баженов, И.А. Баранникова и др.; Под ред. А.Д. Ноздрачева. – М.:Высш. шк., 1991.
  6. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. В 2-х т. Т.1. М., «Просвещение», 1968.

Литература для учащихся:

  1. Биология. Большой Энциклопедический словарь/ Гл. ред. М.С. Гиляров. -  М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.
  2. Энциклопедия для детей . т. 13 Страны, народы, цивилизации. М.: Аванта + , 2002. 
  3. Энциклопедия для детей . т.3, География.  М.: Аванта + , 2000
  4. Энциклопедия для детей . т.19, Экология.  М.: Аванта + , 2001
  5. Энциклопедия для детей. Т.2. Биология / Сост. С.Т. Исмаилова. – 3-е издание перераб. и доп. – М.: Аванта +, 1996.