Основой воспитательной системы гимназии является Годовой календарный круг Творческих событий. Творческое событие (ТС) – это совместное бытие взрослых и детей в процессе творчества, кульминационный момент, результат общих усилий в одном из направлений воспитательной деятельности, это яркий праздник, который любят и ждут все.
В календарных ТС гимназии участвуют все параллели классов. Их тематика рождена по инициативе детей и взрослых, поэтому каждое ТС, гармонично вписываясь, имеет продолжение в районных и городских воспитательных программах. Направления воспитательных программ гимназии следующие:
- Культурно-художественное;
- Гражданское;
- Военно-патриотическое;
- Спортивное;
- Интеллектуально-познавательное;
- Здоровье. Безопасность. Экология.
Круг ТС гимназии не закостеневшая схема, а живой организм, который развивается, изменяется и совершенствуется вместе с воспитательной системой гимназии. Некоторые события уходят из круга, другие меняют свой формат. Например, ТС «Посвящение в юные музыканты» трансформировалось в ТС «Фестиваль искусств», в 5 классе вместо ТС «Новогодний калейдоскоп» стало проводиться ТС посвященное безопасности на дорогах и т.д.
На данный момент Годовой календарный круг Творческих событий гимназии выглядит так:
1 классы «Посвящение в гимназисты»
2 классы «Фестиваль искусств»
3 классы «Масленица»
4 классы «День воинской славы России» («Зарничка»)
4 классы «Прощание с начальной школой»
5 классы «Красный! Жёлтый! Зелёный!»
6 классы «День Сибирской природы»
7 классы «Здоровое будущее»
8 классы «Зарница»
9 классы «Фестиваль профессий»
10-11 классы «День гимназиста»
11 классы «Последний Звонок»
Творческое событие включает в себя 4-6 конкурсных заданий: конкурс эрудитов, конкурс газет или плакатов, мультимедийных презентаций, конкурс театральных постановок, а также музыкальный конкурс, в котором весь класс должен исполнить песню, соответствующую основной теме. И завершается праздник общей традиционной для данного ТС финальной песней, которую исполняют все собравшиеся в зале.
Класс | Творческое событие | Время проведения | Финальная общая песня ТС Авторы песни |
---|---|---|---|
1 класс | «Посвящение в гимназисты» | конец октября | Гимн гимназии муз. С.Кравцов, сл. Н.Дмитриева |
2 класс | «Фестиваль искусств» | начало декабря | «Всюду музыка живёт» муз. Я.Дубравин, сл. В.Суслов |
3 класс | «Масленица» | февраль-март | «Это – масленица!» муз. С.Крупа-Шушарин, И.Яворская, сл. И.Яворская |
4 класс | «Зарничка» | ноябрь | Гимн гимназии муз. С.Кравцов, сл. Н.Дмитриева |
4 класс | «Прощание с начальной школой» | конец мая | «Учительница первая» муз. и сл. учащихся и учителей гимназии |
5 класс | «Красный! Жёлтый! Зелёный!» | октябрь | «Автомобили» муз. В.Матецкий, сл. М.Шабров |
6 класс | «День сибирской природы» | апрель | «Родная земля» муз. В.Добрынин, сл. Л.Дербенёв |
7 класс | «Здоровое будущее» | середина декабря | «Будет небесам жарко» муз. А.Пахмутова, сл. С.Добронравов |
8 класс | «Зарница» | февраль | Гимн гимназии муз. С.Кравцов, сл. Н.Дмитриева |
9 класс | «Фестиваль профессий» | декабрь | «Стать самим собой» муз. и сл. А.Романов |
10 класс | «День гимназиста» | конец октября | Гимн гимназии муз. С.Кравцов, сл. Н.Дмитриева |
11класс | «Последний звонок» | конец мая | «Время летит…» муз. С.Кравцов, сл. Н.Дмитриева |
Можно сказать, что песня в ТС занимает основополагающее место.
Всем известно, что песня верный спутник человека на протяжении всей его жизни. Начиная с колыбели, песня рассказывает об удивительных странах, о птицах и зверях и многом другом, учит читать и считать, смеяться и плакать, любить и прощать, заставляет свершать подвиги и мечтать. В песнях обобщён весь опыт человечества, неудивительно, что она любима и взрослыми, и детьми.
Сам процесс пения поднимает настроение, улучшает самочувствие. Учёные-исследователи Франкфуртского университета пришли к выводу, что пение защищает верхние дыхательные пути от инфекций и стимулирует производство антител организмом, а также стимулирует иммунитет. Голос поющего человека дольше остаётся молодым, пение снимает боль и продлевает жизнь. Те, кто часто поют, чувствуют себя более энергичными и уверенными, спокойными и жизнерадостными.
Зная уникальные особенности песни, учитель музыки сможет многого добиться в своей педагогической деятельности. Поэтому в нашей гимназии (предмет музыка ведётся с 1 по 11 класс) песня – главное средство для привития любви учеников к предмету, возможность внести свою лепту в формирование здорового образа жизни гимназистов и учителей, способ сделать урок музыки практически нужным для всех участников образовательного процесса, а ТС поднять на новый положительный эмоциональный уровень.
Итак, в любом ТС класс исполняет, как правило, две песни: одну, участвуя в музыкальном конкурсе, другую в финале праздника. Естественно, на учителя музыки ложится основная доля ответственности за успех Творческого события, он же выступает первым помощником классного руководителя в подготовке музыкальных творческих заданий. Работа над песней проводится как на уроке, так и за рамками его. Совместно с учащимися выбирается песня, учитель музыки руководит ее разучиванием, работой с солистами, он учит детей правилам работы с музыкальной аппаратурой (микрофонами, CD-проигрывателями).
Этапы подготовки музыкальной части ТС выглядят следующим образом:
- Отбор песенного материала учителем музыки по теме ТС.
- Выбор классным коллективом своей песни в соответствии с образом класса.
- Поиск и работа с фонограммой песни.
- Работа над песней происходит в таком порядке:
- интонационно-образная драматургия;
- театрализация: включение мимики, жестов, танцевальных движений;
- введение музыкальных и шумовых инструментов в партитуру песни;
- выявление солистов (индивидуальная работа).
- Репетиционный процесс содержит следующие действия:
- расстановка класса на сцене (сценография песни);
- введение в драматургию песни элементов костюмов, бутафории и т.д.;
- репетиция выхода и ухода со сцены;
- работа с микрофонами и утверждение состава солистов;
- многократное исполнение песни с выполнением всех драматургических, сценических, вокальных и инструментальных задач.
- Выступление в ТС.
Система Творческих событий, позволяет видеть рост качества ансамблевого и сольного пения учащихся, позволяет выполнить программные требования по предмету музыка, позволяет сплотить коллектив класса и т.д.
Развитие классного коллектива за 11 лет обучения в гимназии, как коллектива исполнителей, проходит несколько этапов. От простого одноголосного пения хором исполнительское мастерство класса вырастает до умения:
- петь на несколько голосов,
- выделять солистов,
- использовать театрализацию,
- искать и записывать фонограммы,
- умело пользоваться мультимедийной, звуковоспроизводящей техникой и микрофонами,
- осознанно выстраивать вокальную и инструментальную драматургию песни,
- творчески свободно вести себя на сцене.