Форма: урок – исследование.
Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что не все простое – действительно является "простым".
Задачи урока:
Познавательная: сформировать представление учащихся о сере как химическом элементе и простом веществе.
Развивающая: продолжить формирование умений применять полученные ранее знания в новых условиях.
Воспитывающая: формирование коммуникативных умений через работу учащихся в парах.
Понятийный аппарат: самородная сера, сульфидная, сульфатная, аллотропия, демеркуризация.
Оборудование:
- электронная презентация "Сера – простое вещество" (приложение 1);
- сера;
- смесь серы и железа;
- кислород в колбе;
- спиртовка;
- спички;
- штатив с пробирками;
- держатель.
- коллекция "Минералы, содержащие серу" (приложение 2);
- образец серы;
- вода в стаканчике;
- стеклянная палочка;
- технологическая карта "визитная карточка серы"(приложение 3).
Ход урока
Этап урока | Слайды презентации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
---|---|---|---|
Мотивация учащихся | Сера – простое вещество? | Прочитайте тему урока. "Сера – просто вещество! И известно нам оно. Мы визитку ей составим И солидности прибавим". В процессе нашей работы мы исследуем вещество – сера и заполним технологическую карту – визитную карточку. Беседа по вопросам:
|
Примерные ответы учащихся:
|
Актуализация знаний | Сера в древности. | Сера известна человечеству с древности.
|
Предполагаемые ответы учащихся на предложенные вопросы: Желтого цвета, плохо пахнет, горит |
Изучение нового материал | Строение атома серы. | В визитной карточке указывается домашний адрес. Задание: Определите адрес – положение химического элемента серы в периодической таблице Д.И.Менделеева Мы находимся недалеко от дома серы, заглянем немножко к сере в окошко. Задание: Составьте схему строения атома, электронную и графическую формулы. |
Работа с периодической таблицей. Ученик у доски составляет схему строения атома, электронную и графическую формулы, учащиеся заполняют технологическую карту, проверяют выполнение задания. |
Природные соединения серы. | Вопрос:
В каком виде сера встречается в природе? Лабораторный опыт № 1.Основные минералы серы.
|
Примерные ответы: Природа является родиной всех химических элементов. Самородная сера Сульфидная Сульфатная Выполнение лабораторного опыта № 1 Наблюдается желтая черта у всех минералов, содержащих серу. Заполнение технологической карты. |
|
Сера на Кольском полуострове. | Вопрос: Где находятся месторождения соединений серы на Кольском полуострове? | Сообщение учащегося по теме "Месторождения соединений серы на Кольском полуострове"; | |
Аллотропные соединения серы. | В визитной карточке можно указать несколько свойств, характеризующих владельца. Лабораторный опыт № 2. Физические свойства серы.
Вопросы для беседы:
Какие аллотропные формы серы вы узнали? Вопрос: О какой модификации серы идет речь в стихотворении? У желтой серы есть корона, Но нет ни подданных, ни трона. Корону сера надевает, Когда устойчивой бывает. |
Выполнение лабораторного опыта № 2. Состояние – твердое; Цвет – желтый; В воде не растворяется. Заполнение технологической карты. Аллотропные модификации серы: ромбическая, моноклинная, пластическая. Заполнение технологической карты. Ромбическая сера имеет восьмиатомные молекулы по форме похожие на корону. |
|
Изучение нового материала | Химические свойства серы. | Задание: Зная электронное строение, определите валентные возможности атома серы. Задание:
Взаимодействие серы и железа. Демонстрация № 1. Задание: запишите уравнение реакции, составьте уравнения электронного баланса. Взаимодействие серы и ртути. Задание:
|
Примерный ответ: За счет распаривания электронных пар и перехода электронов с s и pна d-подуровеньатом серы может иметь 2, 4, 6 – неспаренных электрона и проявлять разные степени окисления. Работа с таблицей "Электроотрицательность элементов". Атом серы может принимать электроны от менее электроотрицательных элементов – металлов, водорода. Сера является окислителем. Атом серы может отдавать электроны более электроотрицательным элементам – галогенам, кислороду. Сера является восстановителем. Учащиеся записывают уравнения реакций в технологическую карту. |
Применение серы. | Вопросы беседы:
Укажите области применения серы в древности. О применении серы в современном мире нам расскажут учащиеся подготовившие презентацию "Применение серы". |
Беседа, заполнение технологической карты. | |
Сера имеет широчайшее применение, без неё невозможна жизнь в прямом смысле. Сера входит в состав органических веществ – белков, из которых состоит все живое. Очень скромно сферы применения серы можно представить в виде схемы. |
Заполнение технологической карты. | ||
Итог урока | Визитная карточка серы. | Таким образом, в процессе нашей работы мы исследовали и составили визитную карточку серы. А что это значит? Мы научились составлять визитку. Для чего это может пригодиться вам? Вернёмся к теме нашего урока: "Сера – простое вещество". Вопрос: Является ли сера действительно простым веществом? С химической точки зрения сера – простое вещество, т.к. образовано атомами одного вида, но, сколько тайн она открыла нам сегодня и сколько загадок ещё предстоит разгадать. Домашнее задание § 22, упр. 2,3 S – не просто вещество! И известно всем давно, Сера нам везде нужна В жизни роль её важна! |
Примерные ответы учащихся:
|