Цели:
- Познакомить с видами треугольников; обучать анализу объектов и умению находить их формы в предметах окружающего мира.
- Развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление; пространственное воображение; конструкторские умения; учить анализировать и обобщать; развивать интерес к геометрии.
- Учить выполнять работу аккуратно, уважать мнение других, жить в коллективе
Оборудование: Мел, доска, карточки, мультимедийная установка, презентация.
Ход урока
- Организационный момент.
- Дорогие ребята, посмотрите внимательно на слайд (Презентация, Слайд №1), что вы на нём видите?
Догадайтесь, какому разделу математики будет посвящён наш сегодняшний урок?
(Слайд №2 с названием темы). - Актуализация знаний.
- Подготовка к восприятию новых знаний, умений, навыков.
Учитель: - Как вы понимаете, что такое геометрия? (ответы детей) В переводе с греческого слово «Геометрия» означает «землемерие».
(Слайд №3 немного истории)
- А из каких источников ещё можно узнать о значении слова «геометрия»? (ответы детей: в толковом словаре Даля)
(Слайд №4 Ожегов)
- Кроме словарей есть справочники. В справочнике по математике есть такое определение.
(Слайд №5 Геометрия изучает тела и их свойства)
- Как вы думаете, человек с какого возраста начинает знакомится с геометрией? (ответы детей)
- С какого же действительно возраста, мы узнаем сейчас.
(Слайд Ребёнок) - Знакомство с плоскими и объемными фигурами.
- У вас не возникает вопроса: почему некоторые игрушки мы называем геометрическими фигурами и в тетради мы чертим тоже геометрические фигуры? (ответы детей)
- Поможет ответить нам на этот вопрос Дима Карповский.
- Посмотрите на фигуры, находящиеся на моём столе.
- Кто запомнил их названия после выступления Димы? ,br> - В старших классах вы узнаете, что плоские фигуры изучает наука «Планиметрия», а объёмные фигуры «Стереометрия».
- Подготовка к восприятию новых знаний, умений, навыков.
- Работа над темой урока.
- Разминка:
- Посмотрите внимательно на фигуры и найдите лишнюю, назовите общий признак.
(Слайды №6,7,8)Общий признак: незамкнутые
Общий признак: наличие углов
Общий признак: геометрические фигуры - Графический диктант:
одна клеточка вправо, две клеточки вправо вверх по диагонали, две клеточки влево, две клеточки вправо вниз по диагонали, одна клеточка вправо
- Продолжите работу до конца строчки.
- Что можете сказать о получившейся линии. (ломаная, незамкнутая, самопересекающаяся). - Работа с треугольниками.
- Про получившуюся линию вы сказали, что она самопересекающаяся. А какая фигура получилась при пересечении (треугольник). Почему? (3 угла, 3 вершины, 3 стороны)
- Дайте определение треугольника (замкнутая геометрическая фигура, имеющая 3 угла и 3 стороны).Практическая работа в парах.
- Проведём мини-исследование геометрических фигур, которая будет состоять из нескольких этапов.
- На вашем столе лежит конверт №1, откройте и достаньте геометрические фигуры.
- Можно ли сказать, что это треугольники (да).
- Я вам предлагаю найти периметр каждого треугольника (Р должен получится у всех фигур одинаковым).
- Вычисляя периметр, какие действия вы выполняли (измеряли длины сторон и их складывали).
- Что интересного вы заметили, измеряя длину сторон?
( у желтого треугольника все стороны равны, у красного треугольника две стороны равны, у зелёного треугольника все стороны разные).Обобщение.
- Вы сейчас убедились, что у треугольников стороны могут быть разной длины, отсюда вытекают и названия треугольников. (Слайд №9)Закрепление.
Работа в парах.
- На столе лежат листы с изображёнными треугольниками. Определите заданную группу треугольников, их номера. Какой инструмент вам поможет?Контроль.
- Разминка:
- Работа с информацией.
- Мы сейчас много говорили о треугольниках. А кроме геометрии мы можем где-то встретить треугольники?
- В каких предметах окружающего мира можем встретить треугольник? (Слайд №13)
- Какой формы пакет молока? (пирамида)
- Найдите у меня на столе похожую геометрическую фигуру.
- Грани и основание этой пирамиды – треугольники. Но основанием пирамиды может быть любой многоугольник.
- Давайте мысленно перенесёмся в Египет, где находится одно из чудес света – пирамида фараона Хеопса, в основании которой лежит квадрат. (презентация Антоновой)
- После разрушения пирамида потеряла свой первоначальный вид. (Слайд №14)
- Практическая работа. (Можно задать на дом).
Используя данные текста, найдите:
- периметр основания,
- периметр квадрата, находящегося вверху пирамиды. - Итог урока.
- Сегодня на нашем уроке мы говорили о геометрии, о геометрических фигурах.
- Где применяют знания по геометрии?
- А где мы с вами можем применить свои знания по геометрии?
- Я хочу вам предложить интересное задание. Представьте, что вы отдыхаете на реке, с вами малыш, который очень хочет пить, но из бутылки не умеет. Давайте попробуем ему помочь и изготовим стаканчик.
Технология изготовления стакана:
- Как вы думаете, эта фигура плоская или объёмная? (объёмная)
Возьмите лист бумаги, сделайте из него квадрат. Сложите квадрат по диагонали, чтобы получился треугольник. Затем один угол приложите с середине противоположной стороны, другой угол тоже к противоположной стороне. Верхние углы отогните. Что у вас получилось?
- Как можно получить плоскую фигуру из данной фигуры? (приложить к плоскости, листу) - Рефлексия.
- Интересно вам было на уроке?
- Что особенно понравилось?
- Кому было интересно, поднимите красный треугольник.
- А кому геометрия показалась не очень интересной наукой, поднимите жёлтый треугольник. - Домашнее задание.
(Слайд №15).
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6