Цели:
- помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей;
- способствовать воспитанию добрых качеств детей, умению дружить, бережно относиться друг к другу;
- раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств.
В результате занятия участники смогут:
- сформулировать понятие дружба;
- практиковать навыки взаимопомощи при решении различных проблем;
- приобретут навыки работы в сотрудничестве;
- поймут, что для решения многих проблем необходимо обратиться за помощью к другу и уметь доверять ему.
Необходимые материалы:
- отрывок мультфильма «Крокодил Гена»
- фигурки для разделения детей на группы (облачко - 6 шт., сердечко - 6 шт., цветок - 5 шт., грозовая туча - 1 шт. )
- таблички: ЗАВИСТЬ, ЖАДНОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ЛОЖЬ, ВОЙНА
- капельки для весов (по количеству участников) – конструктор lego
- конструктор lego (для строительства домиков)
- солнышки (эмблемы по количеству участников).
Участники рассаживаются в произвольном порядке.
- Ввод в тему занятия.
Показ отрывка из мультфильма «Крокодил Гена», как Чебурашка искал друзей (строил домик для друзей – см. Приложение 1) - Работа над понятием «дружба».
Ребята, сегодня мы с вами прикоснёмся к этике человеческих отношений - это мир тонкий и сложный. Дружба, товарищество, казалось бы понятия простые. Но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удаётся сберечь и отстоять в себе человека, зависит многое, в том числе, какой будет наша жизнь. Подумайте, что означает слово дружба и зачем она нужна людям?
выслушиваются ответы детей)
Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Иметь друга и самому быть другом очень большое счастье для каждого из нас. - Игровое упражнение «Найди себе пару»
Встаньте в круг. Из мешочка достаньте эмблему и молча найдите участника с такой же, встаньте рядом.
Участники рассаживаются за столы по командам. Один участник остаётся. Ему задаётся вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей?».
(мнения детей)
Что нужно сделать, чтобы такие ситуации в жизни нашего класса были невозможными? Как сделать так, чтобы ребята не чувствовали себя одинокими, а печали обходили наш класс стороной? (мнения детей)
А) справляться о здоровье и настроении друг друга и учителя;
Б) помогать в трудную минуту, поддерживать в беде и горе, во время болезни;
В) делиться друг с другом печалями и радостями, самым необходимым;
Г) поздравлять друг друга с днём рождения;
Д) писать друг другу письма на каникулах
Е) радоваться успехам друг друга, выражая это: пожатием руки, похлопыванием, словесным одобрением, телефонным звонком.
Ж) нести друг другу добро.
- Старинные весы.
Как вы думаете, ребята, чего на земле всё-таки больше: добра или зла? (ответы детей)
Может быть, нам помогут это узнать старинные весы?
На одну чашу весов мы будем класть «зло» - таблички с надписями: ЗАВИСТЬ, ЖАДНОСТЬ, ГРУБОСТЬ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО, ЛОЖЬ, ВОЙНА.
А что нужно сделать, чтобы победить зло? (ответы детей)
Правильно, нужно, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершали, и по капельке положим их на чашу весов с «добром».
(Ребята по очереди кладут свои капельки, называя добрые дела, поступки)
Если люди будут обладать такими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры.
Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. - Конструирование домика для друзей.
Я вам предлагаю собрать при помощи конструктора lego домик для друзей, как и Чебурашка. Такой домик, чтобы для всех было в нём место, чтобы каждому жильцу в нём стало удобно и комфортно. Людьми каких профессий мы сейчас с вами будем?
(строителями, архитекторами)
После окончания работы вам нужно будет доказать, что ваш домик наиболее удобный для друзей.
Приступайте к работе, но не забывайте, что вы работаете вместе.
Вопросы (задаются после показа детьми работ):
- Понравилось ли вам работать в данной группе?
- У какой команды сразу не получилось работать дружно? Почему?
- Что важнее работать вместе или врозь?
(Соединяем домики в единую композицию, добавляем животных, людей, растения, учитель добавляет Солнышко)
Какое чувство вы испытывали, когда делали доброе дело? (делать добро очень приятно и радостно)
Если есть возможность, можно спеть песенку о дружбе (любую) - Подведение итогов.
Что сегодня мы делали на занятии?
Как вы чувствовали себя во время работы?
Взаимодействие в группе помогло или мешало вам?
Что нового о дружбе вы узнали в процессе работы?
Можно ли назвать наш класс дружным?
Наш классный час подходит к концу. И сегодня я хочу каждому из вас раздать маленькое солнышко. Это солнышко - доброта. Она очень нужна и вам самим, и вашим мамам и папам, вашим бабушкам и дедушкам, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел, которые сделают нашу планету Земля ещё красивее. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вам надо стать смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро - это здорово!
Стань добрым волшебником!Желаю вам, чтобы у каждого из вас был настоящий друг! Потому что:
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой. Принять и исполнить
Желанье другого -
Одно удовольствие,
Честное слово!
В крепкой дружбе наша сила.
Дружбе слава и хвала!