Коренные изменения в жизни страны, связанные с реформированием российского общества, в значительной степени обострили социальные проблемы населения, что в первую очередь сказалось на самой уязвимой его части – детях. Прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативы и ценностные ориентации разрушены. Молодое поколение оказалось под давлением все более усиливающегося социального стресса. В этой ситуации формирование человеческих ценностей, морали, нравственных устоев происходит стихийно. Современная молодежь находится в своего рода нравственном вакууме, многие из них затруднены в выборе тех ценностей, которые необходимо сделать своими внутренними ориентирами.
В формировании духовно–нравственных установок современного молодого человека играют роль различные факторы (семья, подростковая группа, телевидение, школа). Очень часто оказывается, что ценности, пропагандируемые в семье, входят в противоречие с ценностями, которые пытаются навязать с экрана телевидения, возникают в компании сверстников. Поэтому роль школы, как реального противоядия давлению телевидения, улицы в формировании нравственных ценностей, моральных ориентиров незаменима для воспитания психологически и духовно здоровой гармоничной личности.
Выдвижение духовно-нравственного воспитания в качестве национального приоритета и определение духовности и общественной нравственности как одного из ключевых факторов модернизации страны – важнейший принцип государственной политики сегодня.
Большая роль при этом, по моему мнению, должна отводиться изучению русской культуры, которая во все времена была «носительницей христианских благочестий». Это драгоценное качество и сейчас является ее неотъемлемым достоянием. Подлинная народная культура продолжает нести свою добрую службу, и наш долг ее сохранять и развивать. В условиях экологических и социальных катаклизмов становятся актуальными задачи учителей, берущих на себя ответственность за передачу знаний традиционной культуры подрастающему поколению, воспитанию бережного отношения к традициям. Каждое новое поколение обязано усвоить, что приходит в этот мир не для того, чтобы в очередной раз отречься от прошлого, а затем, чтобы вписаться в историческое бытие своего народа и приумножить собственными трудами и деяниями предшествующих поколений соотечественников. «Иваны, не помнящие родства» лишены прошлого и будущего. Их настоящее убого, примитивно и часто оторвано от реальной жизни, лишено искренности чувств и нравственности.
Все это и определило направление моей работы: духовно-нравственное воспитание учащихся посредством изучения традиций русской народной культуры.
В работе по данной теме сложилась определенная система учебных занятий, однако современный учитель в массовой школе неизбежно сталкивается с проблемой нехватки времени на уроке, тогда как внеклассная деятельность по предмету лишена этого недостатка. Одним из самых распространенных видов внеклассной работы по предмету является кружок, который я организовала для учащихся 6-7-x классов. Название кружка было определено как «Русская традиционная культура».
Программа его основана на концепции, согласно которой высокий духовно-нравственный потенциал русской народной традиционной культуры позволяет рассматривать как основу воспитания подрастающего поколения. Истоки русских традиций - важнейший механизм сохранения и передачи базовых духовно-нравственных и социокультурных ценностей Отечества: традиции Любви к родной природе, Родине, традициирусского Слова, традиции Дела (труд, служение, ремесла), традиции Праздника (народного, религиозного).
Содержание кружка направлено на реализацию гуманизации содержания духовно-нравственного образования и воспитания учащихся 6–7-x классов.
Цель кружка: формирование у учащихся представления о традиционной русской культуре как о величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей вневременные духовные и нравственные идеалы.
Задачи кружка:
- Показать традиционную русскую культуру как целостность, вобравшую исторический опыт русского народа, его миропонимание.
- На материале конкретных произведений разных видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров.
Кружок охватывает круг четырех проблем и направлен на ознакомление учащихся с русским народным декоративно-прикладным искусством, произведениями отечественных авторов о природе, особенностями русской речи, русскими народными праздниками. Программа состоит из четырех разделов, в каждом из которых выделены темы. Программа состоит из четырех разделов; в каждом из них выделены темы.
Первый раздел посвящен русской природе. Материал объединен идеей неповторимости и красоты природы, своеобразия ее изображения в произведениях отечественной литературы.
Второй раздел предусматривает наблюдение за использованием разных языковых средств, традиционных для русской речи. Учащиеся постигают красоту и выразительность русского слова.
Третий раздел раскрывает особенности русского народного декоративно-прикладного искусства. Учащиеся знакомятся с различными видами ремесел и старинных промыслов.
Четвертый раздел дает возможность узнать о русских народных традиционных праздниках, обрядах, обычаях, расширить представление о богатой духовной жизни русского народа.
Содержание программы кружка «Русская традиционная культура»
Введение
«ДУША НАРОДА – ДУША РОССИИ».
Цели и задачи кружка. Русская традиционная культура и современность.
Раздел 1.
Неповторимость и красота русской природы.
«С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА?»
Русская природа в произведениях отечественной литературы. Образность, своеобразие описаний, эмоциональность как средство выражения любви к родной природе, к Родине и малой родине.
Раздел 2.
Богатство и выразительность русского языка.
«ЧЕЛОВЕК - ЯЗЫК - КУЛЬТУРА».
Традиции народной культуры русского языка в жизни современного общества. Богатство русской речи. Многообразность лексики - неисчерпаемый источник ее обновления. Синонимическое богатство русского языка. Благозвучие русской речи. Неповторимая индивидуальность фонетической системы русского языка. Образность русской речи. Живость, эмоциональность, выразительность речи.
Раздел 3.
Русское народное декоративно–прикладное искусство.
«ЖИВОЕ ДЕРЕВО РЕМЕСЕЛ»
Русские народные промыслы. Виды декоративно-прикладного искусства. Искусство стилизации и манера мастера. Дымковская игрушка, скопинская керамика, хохломская и городецкая роспись по дереву, роспись по металлу (жостовские подносы), искусство Гжели. Изделия из кости. Тканые изделия природных материалов. Вологодское кружево. Искусство Палеха (искусство лаковой миниатюры). Загорская и семеновская матрешки.
Раздел 4.
Художественный мир русских народных праздников.
«ЗОЛОТЫЕ ДНИ КАЛЕНДАРЯ»
Русские народные праздники, традиции, обычаи, обряды в наши дни. Понятие «праздник». Понятие «календарный праздник». Связь календарных народных праздников со сменой времен года. Самобытность праздников
Постижение ценностей традиций культуры народа через изучение русского языка в настоящее время, по моему мнению, является актуальным. Важно при этом содержание образования разрабатывать на основе целостности исторического развития триады «человек – язык – культура».
Изучение традиционной народной культуры на занятиях кружка организую по спирали на одном и том же материале с постепенным и постоянным усложнением и углублением содержания. В основе этого лежит аксиологическая концепция, согласно которой у учащихся формируются не только правильные представления о традициях русской народной культуры, эмоционально окрашенное позитивное отношение к ней, но и понимание традиционной народной культуры как ценности. Все это способствует воспитанию чувства уважения к традиционной культуре своего народа, стремления к ее дальнейшему познанию и активной деятельности по изучению и сохранению.
В своей работе использую тематику, традиционную для русского народа: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию, лексику русского языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, то есть духовные ценности, чем богата наша великая Родина, что составляет стержень национального характера. Провожу интегрированные занятия по мировой художественной культуре, истории, русскому языку и литературе, технологии и т.д.
Применяю как традиционные формы: уроки, лекции, семинары, практические занятия, так и нетрадиционные: занятия–экскурсии, семинары–диспуты, конференции, защита творческих проектов, связанных с исследованием этнокультуры народа, при этом этнокультурный материал включается во все занятия кружка. Осуществляется это прежде всего через тексты этнокультурной направленности, которые органически вписываются в программу кружка, вызывая при этом еще и интерес к родному слову. Я уверена, ребенок еще в школе должен усвоить традиции культуры своего народа, связанные с историей славянского дома и семьи, особенностями обрядов и праздников, их художественных ремесел и промыслов, а также уметь применять все эти знания в дальнейшей жизни. Однако текст для сегодняшних детей, даже шедевр, - недостаточное условие для их интереса. Моя задача: чтобы в конце занятия на вопрос, интересен ли материал текста, дети подняли руку. Поэтому использую самые разные формы, включая сценическое действие, различные наглядные методы при изучении текстов о русской культуре.
Интересно прошло интегрированное занятие, в состав которого вошли эпизоды сразу нескольких предметов: русского языка, литературы, технологии, изобразительного искусства. Оно было посвящено христианским праздникам и прошло в канун Пасхи. После вступительной беседы учителя об истории этого праздника ребята анализировали прозаические и лирически тексты о Пасхе, рассказывали о традициях празднования этого дня в семье, делились рецептами приготовления пасхальных куличей, а в конце занялись украшением яиц. Это получило продолжение: школьники приняли участие в мероприятиях Крестного хода, посвященного празднованию Пасхи.
Запомнилось семиклассникам занятие, на котором присутствовала интеграция предметов изобразительного искусства и русского языка, - «Народные мастера», посвященное народным промыслам. Учащимся был предложен текст для анализа «Художественные промыслы России», а затем ученики выступили с результатами исследований по данной теме, при этом демонстрируя вещи, выполненные в той или иной технике. Результатом работы был и рисунок учащихся, выполненный красками.
Народная культура скрепляет поколения духовными связями. Особая роль принадлежит языку, подлинным творцом которого был и остается народ. Именно язык сплачивает общество, прокладывает прочные мосты между прошлым, настоящим и будущим. Проблема языка сегодня – это проблема общей культуры человека и общества в целом. Моя задача, как и любого учителя-словесника, не только показать красоту русского слова, его выразительность, образность, но и сохранить традиции русской речи. В этом помогает исследовательская деятельность учащихся. Большой интерес у учащихся вызвала проект по исследованию культуры речи жителей поселка, в котором живут. С результатами работы по теме: «Соблюдение норм речи жителями поселка Междуречье» семиклассники выступили на лингвистической конференции учащихся и педагогов школы, решением которой стало создание общества знатоков русского языка. Был составлен план работы и сделаны первые шаги: начали проведение просветительской работы среди взрослого населения поселка – родителей учащихся, выпустили информационный листок по культуре речи для междуреченцев, организовали мероприятия для младших школьников: провели праздник «Ваше величество, русский язык», конкурс знатоков русского языка.
Роль фразеологизмов в обогащении русской речи трудно переоценить. Их значение не только в художественной ценности, но и, главное, в том нравственном заряде, который они несут в себе. Однако целый ряд библейских выражений, ставших фразеологизмами понять трудно, если не знать их происхождения. Учащиеся 7 класса провели исследование по теме «Библейские выражения в русской фразеологии», которое предполагало прежде всего чтение Библии. В процессе работы школьники удивлялись не только смысловой глубине древних текстов, но и выразительности русского слова. Кроме того, учащиеся убедились, что созданные много веков назад фразеологизмы точно и ясно характеризуют явления современной жизни, недаром большинство из них давно вошли в общенародный словарь.
Интересной была исследовательская работа учеников по теме: «Заимствование из английского языка современным русским языком». В процессе работы над этим проектом учащиеся пришли к выводу, что беспокойство должен вызывать не сам процесс заимствования, он угрозы не представляет, поскольку расширение словарного запаса – необходимое условие нормального развития языковой системы. Опасность существует для социума: нация постепенно (в случае сохранения тенденции к заимствованию) теряет ощущение собственной уникальности на фоне иных народов, так как вместе с такими культурными элементами, как обычаи, нравы, национальное искусство, язык определяет нацию как выделенный среди иных народов объект. Поэтому нет оснований беспокоиться о судьбе русского языка как системы, а следует просто повышать свою языковую и общую культуру.
Интерес учащихся к слову воспитывает и их театральная самодеятельность: мини-спектакли по мотивам русских сказок, сценические постановки на тему русских народных праздников, сценические игровые программы, поскольку изучение и освоение традиционных русских народных игр тоже одно из направлений. При этом основной задачей является не создание постановок, проведение праздников и игр, а воспитание и развитие ребят в процессе их подготовки, приобщение к традиционной культуре своего народа как основе духовности и нравственности человека. Именно так, я уверена, возникает интерес к традициям, сопровождающийся желанием и стремлением не только познать, но и усвоить.
В традиции народной культуры сохранился бесценный опыт общения с природой, переданный нам от наших предков как достояние, требующее бережного сохранения и передачи потомкам. Подлинная культура, подлинная духовность немыслима без благоговения перед родной природой, перед Родиной. Это чувство благоговения было свойственно нашим предкам. Чувство Родины начинается с ощущения неповторимости и красоты родной природы. Воспитание духовно-нравственной личности невозможно без пробуждения любви к родной земле. И любовь эта – одно из проявлений той самой духовности, которая делает человека Личностью, а нацию – народом, здоровым нравственно и непобедимым. Сегодня уже очевидно, что не красота спасет Россию, а учитель, способный пробудить в воспитанниках любовь к Отечеству. Впрочем, это и есть один из признаков подлинной красоты. В пробуждении чувства Родины самый верный помощник – фольклор, произведения которого духовны по природе своей, так как глубокими связями соединены с народной культурой и мироощущением народа. Чтобы показать, как богат традициями мир устного народного творчества, как необъятны его тематические возможности, как очевиден мир человеческих ценностей, которые с предельной точностью обозначились еще в далекие фольклорные времена и сегодня являются уже традициями, на занятиях кружка знакомлю учащихся с различными жанрами фольклора. Несколько занятий обязательно посвящаю малой Родине. Их цель: раскрыть детям смысл понятия «малая Родина». Разобраться, почему Родина дороже? Отношусь к занятиям с трепетом и очень большой ответственностью, так как в этом заключен огромный воспитательный потенциал. Учащиеся слушают произведения М.Глинки, П.Чайковского, фрагменты духовной музыки, стихи о России, о Севере. В своей работе часто использую взаимодействие трех видов искусства – слова, живописи, музыки, показываю, как одно и то же явление изображают разных дел мастера.
На таких занятиях учащиеся понимают, что истоки художественного воплощения и развития идут от природы, которая не бывает застывшей, а поражает многообразием форм, видов, красок, оттенков, изменчивостью и преображением. Вечно живая природа помогает детям преодолеть косность и побуждает их к деятельности, к творчеству, к художественному созерцанию и осмыслению окружающего мира. Дети постигают его красоту через восприятие художественных произведений, так закладываются, по моему мнению, основы культуры, удовлетворяется потребность ребенка выразить и объяснить собственным творчеством естество природы, приобщиться к Вечному и Непреходящему.
Pуководствуюсь при проведении занятий следующими принципами:
- последовательное обучение от теории к практике (основные законы, правила и навыки усваиваются детьми при выполнении учебных работ и упражнений и затем сознательно применяются в творческих работах);
- использование различных форм занятия и, что позволяет воздействовать на детей с разными формами мышления;
- разнообразие творческих заданий;
- поощрение домашнего творчества детей с целью выявления их интересов и привязанностей.
Указанный мной опыт работы соединяет в своей структуре и содержании элементы диалогического уровня педагогического общения с установкой на творческий характер работы, предполагающий духовно – нравственное развитие учащихся.
Нравственные диалоги со школьниками позволяют им углубиться в осмыслении этических категорий и понятий о ценностях духовно-нравственной жизни человека. В настоящее время это особенно важно. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным обществом.
Работая в данном направлении, пришла к выводу: учащиеся с интересом изучают материал, связанный с традициями народной культуры, особенно когда сами являются участниками творческого процесса. Возникает потребность в получении новых знаний о народных традициях, формируются добрые, нравственные человеческие качества.
Не беда, если выпускник средней школы, не собирающийся стать профессиональным филологом, не будет знать некоторые лингвистические или литературоведческие термины. Главное, чтобы он стал Личностью, способной к восприятию высших ценностей бытия.