- Паспорт программы.
Наименование программы Целевая программа «Развитие единой информационно-образовательной среды МОУ гимназии № 3 г.Южно-Сахалинска на 2008-2012 гг.» Основание для разработки программы - Приоритетный национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ» (5 сентября 2005 года, Выступление В.Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного Совета);
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р);
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 год (ФЦПРО) (проект);
- Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65, изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 г.№ 380;
- Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приложение к приказу Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393);
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р,
- Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 630);
- Целевая программа информатизации образования "Создание единой информационно-образовательной среды Сахалинской области" на 2006-2010 гг;
- Устав МОУ гимназии № 3 г.Южно-Сахалинска
- Локальные акты гимназии
Заказчик программы Администрация МОУ гимназии № 3 г.Южно-Сахалинска Основной разработчик программы Зам. директора по УВР Скоморохова Е.М.;
Зам. директора по УВР Ли И.А.;Цель программы Создание единой образовательной информационной среды учебной, педагогической, управленческой деятельности гимназии, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса. Основные задачи программы - Внедрение NetSchool – комплексной информационной системы управления современной школой.
- Создание условий для взаимодействия семьи и гимназии через единое информационное пространство.
- Использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования работников гимназии (подготовка учителей, администрации, школьного библиотекаря к работе в новых условиях, через курсовую подготовку и дистанционное обучение, а также практическое освоение преподавателями компьютерных технологий в области обучения).
- Обеспечение условий для активизации школьников в ходе учебного процесса и формирование их информационной культуры.
- Создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, автоматизированные лабораторные практикумы, компьютерные справочники и энциклопедии и т.д.).
Срок реализации 4 года (2008-2012) Объемы и источники финансирования - Объемы финансирования – 6157000
- Источник финансирования – Федеральный, областной, муниципальный бюджет, спонсорская помощь, внебюджетные, гранты и иные средства
Основные исполнители Педагогический коллектив, учащиеся, родители МОУ гимназии №3 Ожидаемые конечные результаты реализации программы - Создание единого информационного образовательного пространства гимназии;
- Создание системы автоматизированных рабочих мест (20);
- Количественное и качественное изменение компьютерного оснащения школы на 50%;
- Приобретение всеми педагогическими работниками навыков использования ИКТ;
- Накопление опыта реального использования ИКТ в образовательном процессе (15 учителей);
- Создание банка программно-педагогических средств по 5 предметам (русский язык, информатика и ИКТ, физика, биология, обществознание).
- Эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности гимназии.
- Повысить качество образования за счет эффективного использования современных ИКТ всеми участниками образовательного процесса.
- Обеспечить доступ учителей и учащихся к глобальным информационным ресурсам.
- Создать условия для развития технологий дистанционного обучения и консультирования.
- Развить возможности для реализации открытого образования.
- Повысить качество подготовки специалистов в области внедрения и эксплуатации информационных технологий.
Контроль за исполнением программы Администрация МОУ гимназии № 3 г.Южно-Сахалинска (анализ выполнения программы не реже одного раза в год на ПС) - Обоснование необходимости разработки и принятия программы
Актуальность и проблематика
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
В настоящее время в гимназии обучается 520 учащихся, это 19 классов-комплектов: 1ступень обучения – 9 классов-комплектов, 2 ступень обучения – 8 классов-комплектов, 3 ступень обучения – 2 класса-комплекта.
На 1 и 2 ступенях обучения все классы занимаются по программам общеобразовательной школы.
На 3 ступени обучения осуществляется профильное обучение гуманитарных предметов.
В гимназии преподает 71 педагог.
30% членов педагогического коллектива имеют навыки работы на ПК:
30% учителей имеют ПК дома, из них 15 % - выход в Интернет.
44% учителей делают поурочное планирование с использованием ИКТ,
20% учителей умеют подобрать программное обеспечение для учебных целей,
30% учителей умеют найти материал в Интернет,
38% учителей умеют оценить пригодность Web-сайта для использования в учебных целях,
11% учителей эффективно используют ИКТ для объяснения нового материала.
Использование педагогами школы в повседневной практике цифровых инструментов и технологий:
- Текстовый редактор – 30%;
- Электронные таблицы – 11%;
- Программы для создания презентаций – 30%;
- Распечатка дополнительных материалов для урока – 83%;
- Программы для работы с видео звуком и графикой – 5%;
- Электронная почта – 12%;
- Поиск информации в Интернет – 33%;
- Электронные тесты – 1%;
- Компьютерное моделирование – 0%;
- Обучающие программы – 15%;
- Цифровые энциклопедии и словари – 5%;
- Система управления учебным процессом – 8%.
Ключевые проблемы, на решение которых направлена программа информатизации школы:- Низкий уровень качества образования в среднем и старшем звене.
- Низкий уровень ИКТ-компетентности педагогов.
- Низкий уровень использования ИКТ в образовательном процессе педагогами школы.
- Недостаточно сформированы умения и навыки создания мультимедийных презентаций для защиты учебных и социальных проектов, подготовки к урокам.
- Невысокий уровень участия учащихся и учителей школы в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, дистанционном обучении.
- Недостаточное количество цифровых образовательных ресурсов.
- Отсутствие системной работы с сайтом гимназии.
- Недостаточное использование ИКТ в управленческой деятельности.
- Основные цели и задачи, сроки реализации программы
Цель: Создание единой образовательной информационной среды учебной, педагогической, управленческой деятельности гимназии, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса.
Задачи:- Внедрение NetSchool – комплексной информационной системы управления современной школой.
- Создание условий для взаимодействия семьи и гимназии через единое информационное пространство.
- Использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования работников гимназии (подготовка учителей, администрации, школьного библиотекаря к работе в новых условиях, через курсовую подготовку и дистанционное обучение, а также практическое освоение преподавателями компьютерных технологий в области обучения).
- Обеспечение условий для активизации школьников в ходе учебного процесса и формирование их информационной культуры.
- Создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, автоматизированные лабораторные практикумы, компьютерные справочники и энциклопедии и т.д.).
Основные направления внедрения процессов информатизации в гимназии:
- использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
- использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
- рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
- использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
- использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
- организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
- использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.
Сроки реализации
1 этап – подготовительный – август–декабрь 2008
2 этап – основной – январь 2009–декабрь 2011
3 этап – заключительный – январь 2012–август 2012 - Содержание деятельности и методы реализации программы
№ п/п Этап
Мероприятие
Сроки
1. Подготовительный 1. Анализ уровня ИКТ-компетентности педагогов;
2. Мониторинг материально-технических возможностей;
3. Изучение нормативно-правовой базы.
4. Разработка подпрограммы
«Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории»
5. Разработка подпрограммы
«Внедрение в образовательное пространство гимназии NetSchool – комплексной информационной системы управления современной школой
6. Открытие сайта гимназии
7. Разработка целевой программы «Развитие единой информационно-образовательной среды МОУ гимназии № 3 г.Южно-Сахалинска на 2008-2012»
8. Создание локальной сети гимназии с постоянным выходом в Интернетянварь – декабрь 2008 2 Основной 1. Повышение квалификации педагогов и реализация подпрограммы
«Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории»
2. Реализация подпрограммы
«Внедрение в образовательное пространство гимназии NetSchool – комплексной информационной системы управления современной школой»
3. Использование информационных ресурсов сети Интернет при организации познавательной деятельности школьников на уроке и внеурочное время
4. Проведение уроков на основе готовых программных продуктов
5. Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование медиатек
6. Использование Интернет технологий в организации дополнительного образования детей
7. Использование школьниками информационных ресурсов в сети Интернет для самообразования, подготовки к урокам и внеурочным мероприятиям, участие в дистанционном обучении, олимпиадах, конкурсах, тестированиях
8. Поддержание работы сайта гимназии, регулярное обновление информации
9. Обсуждение актуальных проблем на Интернет форуме школьного сайта всеми участниками образовательного процесса
10. Организация доступа к NetSchool через сайт гимназии
11. Интернет–знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса
12. Компьютеризация библиотеки гимназии
13. Мониторинг эффективности развития процессов информатизации в гимназии
14. Обмен опыта работы по информатизации учебного процесса
15. Административные совещания по результатам каждого этапа реализации программы (один раз в год)
16. Обеспечение необходимой коррекционной работы (по мере необходимости)январь 2009 - декабрь 2010
январь 2009 - декабрь 20113. Заключительный 1. Анализ итогов реализации целевой программы «Развитие единой информационно-образовательной среды МОУ гимназии № 3 г.Южно-Сахалинска на 2008 - 2012 гг.»
2.Распространение и обобщение передового опыта по развитию процессов информатизации в гимназии
3.Определение дальнейших перспектив развития процессов информатизации гимназииянварь - август 2012 - Механизмы реализации программы
Программа реализуется через:
- Работу структурных подразделений гимназии;
- Непрерывное самообразование педагогов;
- Работу творческих групп учителей, обучающихся;
- Взаимодействие всех участников образовательного процесса;
- Ориентацию на разработанные критерии оценки результатов программы информатизации
- Наличие сметы на реализацию программы
- Ресурсное обеспечение программы
Нормативно-правовое сопровождение
- Приоритетный национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ» (5 сентября 2005 года, Выступление В.Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного Совета);
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р);
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 год (ФЦПРО) (проект);
- Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65, изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. № 380;
- Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приложение к приказу Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393);
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р,
- Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 630);
- Целевая программа информатизации образования «Создание единой информационно образовательной среды Сахалинской области» на 2006-2010 гг;
- Устав МОУ гимназии № 3 г.Южно-Сахалинска
- Локальные акты гимназии
Методическое сопровождение
- кадровое (обучающие семинары, дистанционные курсы, организация учебной и консультационной работы для педагогов гимназии, организация обмена опытом);
- информационное (мониторинг материально-технических возможностей, мониторинг ИКТ компетентности педагогов, мониторинг эффективности развития процессов информатизации в гимназии, формирование банка педагогической информации);
- техническое (обучение работы с программными ресурсами)
Материально-техническое сопровождение:
- серверная
- 2 кабинета информатики (24 компьютера);
- В других учебных кабинетах:
в начальной школе – 3 компьютера;
в основной и старшей школе – 6 компьютеров - доступ к Интернету со всех компьютеров
- локальная сеть по всей школе
- все кабинеты (без компьютеров) подключены к локальной сети
Кадровое обеспечение
В гимназии преподает 71 педагог.
48% членов педагогического коллектива имеют навыки работы на ПК:
49% учителей имеют ПК дома, из них 30 % - выход в Интернет.
44% учителей сделают поурочное планирование с использованием ИКТ,
20% - подобрать программное обеспечение для учебных целей,
30% - найти материал в Интернет,
38% - оценить пригодность Web-сайта для использования в учебных целях,
11% - эффективно использовать ИКТ для объяснения нового материала.
Использование педагогами школы в повседневной практике цифровых инструментов и технологий:- Текстовый редактор – 30%;
- Электронные таблицы – 11%;
- Программы для создания презентаций – 30%;
- Распечатка дополнительных материалов для урока – 83%;
- Программы для работы с видео звуком и графикой – 5%;
- Электронная почта – 12%;
- Поиск информации в Интернет – 33%
- Электронные тесты – 1%;
- Компьютерное моделирование – 0%;
- Обучающие программы – 15%;
- Цифровые энциклопедии и словари – 5%;
- Система управления учебным процессом – 8%.
Группа Функции Состав Административно-координационная Осуществление общего контроля и руководства.
Руководство деятельностью коллектива.Директор гимназии Тулинова Е.Н. Консультативная, научно-методическая Анализ ситуации и внесение корректив. Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка методических рекомендаций.Заместители директора по УВР: Ли И.А., Скоморохова Е.М.
Тьютор: Мороз А.Н., учитель информатикиТехническая Поддержка работы сети
Проведение консультацийСетевой администратор: Свидунович С.П. Педагоги гимназии Участие в реализации программы Классные руководители,
Учителя
Педагоги дополнительного образования.Специалисты, сотрудничающие с гимназией Организация профессиональной помощи педагогам.
Диагностика
Методическое сопровождение обученияМетодисты СОИПиПКК, преподаватели и авторы дистанционных курсов Финансовое обеспечение - бюджетные средства
- внебюджетные источники финансирования (спонсорская помощь, средства за аренду помещений, платные дополнительные услуги и др.) (Приложение 1)
- Описание возможных рисков и компенсационных мер по их устранению (Приложение 2)
- Ожидаемые результаты работы по реализации Программы информатизации (Приложение 3)
Целевая программа "Развитие единой информационно-образовательной среды МОУ гимназии № 3 г. Южно-Сахалинска" на 2008–2012 гг.
- Ли Ирина Александровна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель биологии
- Скоморохова Елена Михайловна
Разделы: Администрирование школы