Целевая программа "Развитие единой информационно-образовательной среды МОУ гимназии № 3 г. Южно-Сахалинска" на 2008–2012 гг.

Разделы: Администрирование школы


  1. Паспорт программы.
    Наименование программы Целевая программа «Развитие единой информационно-образовательной среды МОУ гимназии № 3 г.Южно-Сахалинска на 2008-2012 гг.»
    Основание для разработки программы
    • Приоритетный национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ» (5 сентября 2005 года, Выступление В.Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного Совета);
    • Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р);
    • Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 год (ФЦПРО) (проект);
    • Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65, изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 г.№ 380;
    • Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приложение к приказу Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393);
    • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р,
    • Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 630);
    • Целевая программа информатизации образования "Создание единой информационно-образовательной среды Сахалинской области" на 2006-2010 гг;
    • Устав МОУ гимназии № 3 г.Южно-Сахалинска
    • Локальные акты гимназии
    Заказчик программы Администрация МОУ гимназии № 3 г.Южно-Сахалинска
    Основной разработчик программы Зам. директора по УВР Скоморохова Е.М.;
    Зам. директора по УВР Ли И.А.;
    Цель программы Создание единой образовательной информационной среды учебной, педагогической, управленческой деятельности гимназии, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса.
    Основные задачи программы
    • Внедрение NetSchool – комплексной информационной системы управления современной школой.
    • Создание условий для взаимодействия семьи и гимназии через единое информационное пространство.
    • Использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования работников гимназии (подготовка учителей, администрации, школьного библиотекаря к работе в новых условиях, через курсовую подготовку и дистанционное обучение, а также практическое освоение преподавателями компьютерных технологий в области обучения).
    • Обеспечение условий для активизации школьников в ходе учебного процесса и формирование их информационной культуры.
    • Создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, автоматизированные лабораторные практикумы, компьютерные справочники и энциклопедии и т.д.).
    Срок реализации 4 года (2008-2012)
    Объемы и источники финансирования
    • Объемы финансирования – 6157000
    • Источник финансирования – Федеральный, областной, муниципальный бюджет, спонсорская помощь, внебюджетные, гранты и иные средства
    Основные исполнители Педагогический коллектив, учащиеся, родители МОУ гимназии №3
    Ожидаемые конечные результаты реализации программы
    • Создание единого информационного образовательного пространства гимназии;
    • Создание системы автоматизированных рабочих мест (20);
    • Количественное и качественное изменение компьютерного оснащения школы на 50%;
    • Приобретение всеми педагогическими работниками навыков использования ИКТ;
    • Накопление опыта реального использования ИКТ в образовательном процессе (15 учителей);
    • Создание банка программно-педагогических средств по 5 предметам (русский язык, информатика и ИКТ, физика, биология, обществознание).
    Это позволит:
    • Эффективно организовать учебный процесс, опираясь на последние достижения науки, анализировать результаты деятельности гимназии.
    • Повысить качество образования за счет эффективного использования современных ИКТ всеми участниками образовательного процесса.
    • Обеспечить доступ учителей и учащихся к глобальным информационным ресурсам.
    • Создать условия для развития технологий дистанционного обучения и консультирования.
    • Развить возможности для реализации открытого образования.
    • Повысить качество подготовки специалистов в области внедрения и эксплуатации информационных технологий.
    Контроль за исполнением программы Администрация МОУ гимназии № 3 г.Южно-Сахалинска (анализ выполнения программы не реже одного раза в год на ПС)

  2. Обоснование необходимости разработки и принятия программы

    Актуальность и проблематика
    Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
    В настоящее время в гимназии обучается 520 учащихся, это 19 классов-комплектов: 1ступень обучения – 9 классов-комплектов, 2 ступень обучения – 8 классов-комплектов, 3 ступень обучения – 2 класса-комплекта.
    На 1 и 2 ступенях обучения все классы занимаются по программам общеобразовательной школы.
    На 3 ступени обучения осуществляется профильное обучение гуманитарных предметов.
    В гимназии преподает 71 педагог.
    30% членов педагогического коллектива имеют навыки работы на ПК:
    30% учителей имеют ПК дома, из них 15 % - выход в Интернет.
    44% учителей делают поурочное планирование с использованием ИКТ,
    20% учителей умеют подобрать программное обеспечение для учебных целей,
    30% учителей умеют найти материал в Интернет,
    38% учителей умеют оценить пригодность Web-сайта для использования в учебных целях,
    11% учителей эффективно используют ИКТ для объяснения нового материала.
    Использование педагогами школы в повседневной практике цифровых инструментов и технологий:

    • Текстовый редактор – 30%;
    • Электронные таблицы – 11%;
    • Программы для создания презентаций – 30%;
    • Распечатка дополнительных материалов для урока – 83%;
    • Программы для работы с видео звуком и графикой – 5%;
    • Электронная почта – 12%;
    • Поиск информации в Интернет – 33%;
    • Электронные тесты – 1%;
    • Компьютерное моделирование – 0%;
    • Обучающие программы – 15%;
    • Цифровые энциклопедии и словари – 5%;
    • Система управления учебным процессом – 8%.
    Анализ состояния образовательного процесса и уровня информатизации гимназии позволил выявить ключевые проблемы, решить которые призвана данная программа.
    Ключевые проблемы, на решение которых направлена программа информатизации школы:

    • Низкий уровень качества образования в среднем и старшем звене.
    • Низкий уровень ИКТ-компетентности педагогов.
    • Низкий уровень использования ИКТ в образовательном процессе педагогами школы.
    • Недостаточно сформированы умения и навыки создания мультимедийных презентаций для защиты учебных и социальных проектов, подготовки к урокам.
    • Невысокий уровень участия учащихся и учителей школы в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, дистанционном обучении.
    • Недостаточное количество цифровых образовательных ресурсов.
    • Отсутствие системной работы с сайтом гимназии.
    • Недостаточное использование ИКТ в управленческой деятельности.
  3. Основные цели и задачи, сроки реализации программы

    Цель: Создание единой образовательной информационной среды учебной, педагогической, управленческой деятельности гимназии, где ведущую роль играют информационно-коммуникационные технологии, позволяющие повысить качество и доступность образовательного процесса.
    Задачи:

    • Внедрение NetSchool – комплексной информационной системы управления современной школой.
    • Создание условий для взаимодействия семьи и гимназии через единое информационное пространство.
    • Использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования работников гимназии (подготовка учителей, администрации, школьного библиотекаря к работе в новых условиях, через курсовую подготовку и дистанционное обучение, а также практическое освоение преподавателями компьютерных технологий в области обучения).
    • Обеспечение условий для активизации школьников в ходе учебного процесса и формирование их информационной культуры.
    • Создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе (электронные мультимедийные учебники, контролирующие и обучающие программы по предметам, автоматизированные лабораторные практикумы, компьютерные справочники и энциклопедии и т.д.).

    Основные направления внедрения процессов информатизации в гимназии:

    • использование компьютерной техники в качестве средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его качество и эффективность;
    • использование компьютерных технологий в качестве инструментов обучения, познания себя и действительности;
    • рассмотрение компьютера и других современных средств информационных технологий в качестве объектов изучения;
    • использование средств новых информационных технологий в качестве средства творческого развития обучаемого;
    • использование компьютерной техники в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, тестирования и психодиагностики;
    • организация коммуникаций на основе использования средств информационных технологий с целью передачи и приобретения педагогического опыта, методической и учебной литературы;
    • использование средств современных информационных технологий для организации интеллектуального досуга.

    Сроки реализации
    1 этап – подготовительный – август–декабрь 2008
    2 этап – основной – январь 2009–декабрь 2011
    3 этап – заключительный – январь 2012–август 2012

  4. Содержание деятельности и методы реализации программы
    № п/п

    Этап

    Мероприятие

    Сроки

    1. Подготовительный 1. Анализ уровня ИКТ-компетентности педагогов;
    2. Мониторинг материально-технических возможностей;
    3. Изучение нормативно-правовой базы.
    4. Разработка подпрограммы
    «Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории»
    5. Разработка подпрограммы
    «Внедрение в образовательное пространство гимназии NetSchool – комплексной информационной системы управления современной школой
    6. Открытие сайта гимназии
    7. Разработка целевой программы «Развитие единой информационно-образовательной среды МОУ гимназии № 3 г.Южно-Сахалинска на 2008-2012»
    8. Создание локальной сети гимназии с постоянным выходом в Интернет
    январь – декабрь 2008
    2 Основной 1. Повышение квалификации педагогов и реализация подпрограммы
    «Дистанционное обучение как средство профессиональной реализации педагога, расширения его образовательной траектории»
    2. Реализация подпрограммы
    «Внедрение в образовательное пространство гимназии NetSchool – комплексной информационной системы управления современной школой»
    3. Использование информационных ресурсов сети Интернет при организации познавательной деятельности школьников на уроке и внеурочное время
    4. Проведение уроков на основе готовых программных продуктов
    5. Разработка собственного программного обеспечения, формирование и использование медиатек
    6. Использование Интернет технологий в организации дополнительного образования детей
    7. Использование школьниками информационных ресурсов в сети Интернет для самообразования, подготовки к урокам и внеурочным мероприятиям, участие в дистанционном обучении, олимпиадах, конкурсах, тестированиях
    8. Поддержание работы сайта гимназии, регулярное обновление информации
    9. Обсуждение актуальных проблем на Интернет форуме школьного сайта всеми участниками образовательного процесса
    10. Организация доступа к NetSchool через сайт гимназии
    11. Интернет–знакомство с нормативно-правовым обеспечением образовательного процесса
    12. Компьютеризация библиотеки гимназии
    13. Мониторинг эффективности развития процессов информатизации в гимназии
    14. Обмен опыта работы по информатизации учебного процесса
    15. Административные совещания по результатам каждого этапа реализации программы (один раз в год)
    16. Обеспечение необходимой коррекционной работы (по мере необходимости)
    январь 2009 - декабрь 2010
    январь 2009 - декабрь 2011
    3. Заключительный 1. Анализ итогов реализации целевой программы «Развитие единой информационно-образовательной среды МОУ гимназии № 3 г.Южно-Сахалинска на 2008 - 2012 гг.»
    2.Распространение и обобщение передового опыта по развитию процессов информатизации в гимназии
    3.Определение дальнейших перспектив развития процессов информатизации гимназии
    январь - август 2012

  5. Механизмы реализации программы

    Программа реализуется через:

    • Работу структурных подразделений гимназии;
    • Непрерывное самообразование педагогов;
    • Работу творческих групп учителей, обучающихся;
    • Взаимодействие всех участников образовательного процесса;
    • Ориентацию на разработанные критерии оценки результатов программы информатизации
    • Наличие сметы на реализацию программы
  6. Ресурсное обеспечение программы

    Нормативно-правовое сопровождение

    1. Приоритетный национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ» (5 сентября 2005 года, Выступление В.Путина на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного Совета);
    2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006–2010 годы (утв. распоряжением Правительства РФ от 3 сентября 2005 г. № 1340-р);
    3. Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 год (ФЦПРО) (проект);
    4. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2002 г. № 65, изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. № 380;
    5. Приказ Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. N 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года". Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. (приложение к приказу Минобразования РФ от 11 февраля 2002 г. № 393);
    6. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. № 1756-р,
    7. Федеральная целевая программа "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" (утв. постановлением Правительства РФ от 28 августа 2001 г. № 630);
    8. Целевая программа информатизации образования «Создание единой информационно образовательной среды Сахалинской области» на 2006-2010 гг;
    9. Устав МОУ гимназии № 3 г.Южно-Сахалинска
    10. Локальные акты гимназии

    Методическое сопровождение

    1. кадровое (обучающие семинары, дистанционные курсы, организация учебной и консультационной работы для педагогов гимназии, организация обмена опытом);
    2. информационное (мониторинг материально-технических возможностей, мониторинг ИКТ компетентности педагогов, мониторинг эффективности развития процессов информатизации в гимназии, формирование банка педагогической информации);
    3. техническое (обучение работы с программными ресурсами)

    Материально-техническое сопровождение:

    • серверная
    • 2 кабинета информатики (24 компьютера);
    • В других учебных кабинетах:
      в начальной школе – 3 компьютера;
      в основной и старшей школе – 6 компьютеров
    • доступ к Интернету со всех компьютеров
    • локальная сеть по всей школе
    • все кабинеты (без компьютеров) подключены к локальной сети

    Кадровое обеспечение
    В гимназии преподает 71 педагог.
    48% членов педагогического коллектива имеют навыки работы на ПК:
    49% учителей имеют ПК дома, из них 30 % - выход в Интернет.
    44% учителей сделают поурочное планирование с использованием ИКТ,
    20% - подобрать программное обеспечение для учебных целей,
    30% - найти материал в Интернет,
    38% - оценить пригодность Web-сайта для использования в учебных целях,
    11% - эффективно использовать ИКТ для объяснения нового материала.
    Использование педагогами школы в повседневной практике цифровых инструментов и технологий:

    • Текстовый редактор – 30%;
    • Электронные таблицы – 11%;
    • Программы для создания презентаций – 30%;
    • Распечатка дополнительных материалов для урока – 83%;
    • Программы для работы с видео звуком и графикой – 5%;
    • Электронная почта – 12%;
    • Поиск информации в Интернет – 33%
    • Электронные тесты – 1%;
    • Компьютерное моделирование – 0%;
    • Обучающие программы – 15%;
    • Цифровые энциклопедии и словари – 5%;
    • Система управления учебным процессом – 8%.

    Группа Функции Состав
    Административно-координационная Осуществление общего контроля и руководства.
    Руководство деятельностью коллектива.
    Директор гимназии Тулинова Е.Н.
    Консультативная, научно-методическая Анализ ситуации и внесение корректив. Координация реализации программы.
    Проведение семинаров, консультаций.
    Подготовка методических рекомендаций.
    Заместители директора по УВР: Ли И.А., Скоморохова Е.М.
    Тьютор: Мороз А.Н., учитель информатики
    Техническая Поддержка работы сети
    Проведение консультаций
    Сетевой администратор: Свидунович С.П.
    Педагоги гимназии Участие в реализации программы Классные руководители,
    Учителя
    Педагоги дополнительного образования.
    Специалисты, сотрудничающие с гимназией Организация профессиональной помощи педагогам.
    Диагностика
    Методическое сопровождение обучения
    Методисты СОИПиПКК, преподаватели и авторы дистанционных курсов

  7. Финансовое обеспечение
    • бюджетные средства
    • внебюджетные источники финансирования (спонсорская помощь, средства за аренду помещений, платные дополнительные услуги и др.) (Приложение 1)
  8. Описание возможных рисков и компенсационных мер по их устранению (Приложение 2)
  9. Ожидаемые результаты работы по реализации Программы информатизации (Приложение 3)