Цели урока:
познавательная:
- расширение и углубление знаний о сложном предложении;
- формирование умения проводить пунктуационный анализ сложных предложений;
- умение устанавливать смысловые отношения между частями сложных предложений
развивающая:
- совершенствование грамматического строя речи – изучения разных синтаксических конструкций;
- развитие творческих способностей, способности выделять, сопоставлять, обобщать, рассуждать;
- развитие коммуникативных навыков учащихся
воспитательная: воспитание интереса к языку, чувства прекрасного, любви к природе, ко всему живому.
Оборудование: ПК, проектор, магнитофон, опорный конспект.
Ход урока
I. Организационный момент
Доброе утро! Каждое утро мы встречаемся с вами и радуемся этой встрече. Любое утро, поистине, доброе. Оно открывает новый день со своими тайнами, секретами, чудесами. Утро бывает разным: ярким, радостным, пасмурным, грустным, хмурым. Но каким бы оно ни было, утро вселяет в человека самые радужные, светлые надежды. Каждое утро – это что-то новое, неразгаданное, интересное.
– А каким было сегодня ваше утро?
– Чего вы ожидаете? Каким цветом можно выразить ваше настроение и почему?
II. Работа в тетради. Запись числа и классной работы
III. Орфоэпическая разминка
(слова записаны на магнитофон с интервалом друг от друга, дети произносят их в соответствии с нормами литературного произношения)
Договóр, позвонúшь, красúвее, коне[шн]о, [шт]обы, потому [шт]о, каталóг, баловáть, [т’]ермин, ску[шн]о, компью[тэ]р, занятá, щавéль.
IV. Актуализация темы
(Слайд 2 Приложение 1)
1. Рассмотрите рисунки и сформулируйте пунктуационное правило, которое в них «зашифровано». Приведите примеры, иллюстрирующие это правило.
– Какова тема нашего урока? Запишите ее в тетрадь (Слайд 3)
2. Целевая установка отражена в рубриках:
Слайд 4
Знать:
- определение сложного предложения;
- виды сложных предложений: сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное;
- как связаны, с помощью чего части сложного предложения.
Слайд 5
Уметь:
- распознавать сложное предложение и простое;
- ставить знаки препинания в сложном предложении;
- конструировать разные синтаксические конструкции;
- разграничивать сочинительные и подчинительные союзы.
Слайд 6
3. Этапы работы
- I этап – «Вспомни!» – вспомните все, что уже знаете о сложном предложении.
- II этап – «Познакомься! Изучи!» – расширение и углубление знаний по теме.
- III этап – «Используй!» – применение полученных знаний: упражнения на опознание видов сложных предложений, конструирование сложных предложений и использование в речи.
- IV этап – «Проверь себя!» – обобщение и контроль.
V. Повторение
I этап «Вспомни!» (Слайд 7)
– Что вы знаете о сложном предложении? Чем оно отличается от простого? Устно закончите предложение:
Сложное предложение – это …
– Что вы знаете о знаках препинания в сложном предложении?
Закончите письменно предложения.
– В каких случаях вам нужно придумать простое, а в каких – сложное предложение? Сделайте выводы.
- Пошел теплый дождь, и …
- Пошел теплый дождь и …
VI. Изучение нового материала
Слайд 8 «Познакомься! Изучи!»
- Просмотровое чтение. Учебник (страница 65)
Задание: Бегло просмотрите текст и определите, какая новая для вас информация в нем содержится. - Работа с опорной схемой «кластер» (Ученики заполняют опорную схему)
- Анализ примеров на доске
Задание: подчеркнуть грамматические основы, установить, как связаны части сложного предложения, расставить знаки препинания. - Физкультминутка
VII. Закрепление материала
Слайд 9 «Используй!»
1. Работа с текстом (текст и задание к нему на карточках для учащихся)
«Рассвет в лесу. Пение птиц» (фонограмма)
На фоне звуков живой природы учитель читает текст. (текст на слайде)
Одна за другой гаснут звезды, и от горизонта поднимается розовая полоска и разливается по всему небосклону.
Густой туман расстилается по земле, а высокая трава белеет ровной скатертью. Но вот пробежал ветерок, высоко в небо взлетел жаворонок и запел. И лес наполнился птичьим пением.
Я люблю слушать пение птиц ранним утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья. Слушаешь их песню и замираешь от восторга!
– Какую картину вы увидели? Что помогло автору нарисовать ее так ярко?
– Объясните орфограммы в выделенных словах и запишите их поморфемно.
– Найдите сложные предложения в тексте. Какие они? Докажите, постройте схему сложных предложений.
– Какие предложения вы не назвали и почему?
Слайд 10
2. Грамконструктор. Упражнение 155 из учебника.
Задание: Закончите сложное предложение, используя данные союзы. Запишите получившиеся предложения. Определите, какие из них являются сложносочиненными, а какие – сложноподчиненными.
2. Фотоколлаж. (Слайд 11)
Задание: Рассмотрите фотоколлаж и составьте сложные предложения разных видов: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
VIII. Выводы по уроку
«Проверь себя!» (Слайд 12)
- Устно закончи предложения
- Тест (карточка для учащихся)
IX. Домашнее задание
(Слайд 13)
- Устное высказывание на тему «Сложное предложение и его виды» (схема «кластер») Учебник стр. 65-66
- Упражнения 153
X. Рефлексия
(Слайд 14)
! – что было важным сегодня на уроке?
, – выскажите свои мысли по уроку
? – что осталось непонятным, вызвало трудности.
– работу по данной теме продолжим на следующем уроке.
Конец урока (Слайд 15).