Программа "Одаренные дети в условиях массовой школы"

Разделы: Администрирование школы


Цель: Создание условий, способствующих оптимальному развитию одарённых детей

Задачи:

  1. Отобрать среди различных систем обучения методы, формы и приёмы, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества
  2. Стимулировать творческую деятельность одарённых детей
  3. Обеспечить и сохранить душевное здоровье и эмоциональное благополучие детей как необходимое условие успешности любой деятельности

Планируемый результат: формирование у учащихся широкого диапазона способностей, способствующих их развитию и обучению

Принципы реализации программы

  1. принцип индивидуализации обучения ( высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одарённого учащегося);
  2. принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
  3. принцип максимального разнообразия представляемых возможностей;
  4. принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определённой мере учебных требований;
  5. принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  6. принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.

Содержание понятия «одарённость»:

  1. Психофизиологические особенности:
  • гуманизм
  • демократизм
  • научность и интегративность
  • индивидуализация и дифференциация
  • систематичность
  • развивающее обучение
  • интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития
  1. Интеллектуальные способности:
  • познавательный интерес
  • информационная эрудиция
  • высокий уровень интеллектуального развития
  • нестандартность мышления
  • способность к абстрагированию
  • диалектическое мировоззрение
  1. Творческий (креативный) потенциал:
  • оригинальность в решении обучающе – познавательных вопросов
  • инициативность
  • целенаправленность в выборе видов деятельности
  • неординарность подходов
  • интенсивность умственного труда
  1. Мировоззренческие ценности:
  • высокий уровень сознательности и культуры
  • инициативно-активная ответственность, активность
  • высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и контроля

Организационное и функциональное обеспечение программы с одарёнными детьми

  1. Функции зам.директора по учебной работе:
  • Определение приоритетных направлений просветительско – образовательной работы;
  • Корректировка программы;
  • Анализ и обобщение результатов реализации программы;
  • Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы;
  • Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми;
  • Разработка индивидуальных образовательных программ для одарённых детей;
  • Подготовка методических рекомендаций для работы по программе;
  • Определение критериев эффективности реализации программы;
  • Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.
  1. Функции методических объединений:
  • Разработка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми по предмету;
  • Разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;
  • Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей;
  • Обобщение и систематизации результатов деятельности учителей- предметников;
  • Обобщение результатов научно – исследовательской деятельности учащихся.
  1. Функциональные обязанности учителей, работающих с одарёнными детьми:
  • Организация и проведение занятий с одарёнными детьми;
  • Разработка, корректировка, усовершенствование программы для работы с одарёнными детьми;
  • Мониторинг результативности занятий с одарёнными детьми;
  • Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского и областного уровня;
  • Организация и контроль за знаниями одарённых детей, выполнением программ;
  • Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми;
  • Творческие отчёты по предмету в рамках реализации программы;
  • Подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одарёнными учащимися.

Семейные аспекты развития одарённого ребёнка в системе программы

  • Учитывать одарённость как сложное явление в психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;
  • Учитывать личностные и возрастные особенности одарённых детей;
  • Учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств;
  • Создать условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка;
  • Оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.

Материально – техническое обеспечение реализации программы

  • Оказание помощи учащимся библиотекарем в подборе нужной учебно-методической, научно- методической литературой;
  • Оснащение кабинетов необходимыми ТСО;
  • Компьютеризация образовательного процесса;
  • Обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций.

 Содержание деятельности (таблица).