Цель: Создание условий, способствующих оптимальному развитию одарённых детей
Задачи:
- Отобрать среди различных систем обучения методы, формы и приёмы, способствующие развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества
- Стимулировать творческую деятельность одарённых детей
- Обеспечить и сохранить душевное здоровье и эмоциональное благополучие детей как необходимое условие успешности любой деятельности
Планируемый результат: формирование у учащихся широкого диапазона способностей, способствующих их развитию и обучению
Принципы реализации программы
- принцип индивидуализации обучения ( высшим уровнем реализации этого принципа выступает разработка индивидуальной системы оптимальных условий развития одарённого учащегося);
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества;
- принцип максимального разнообразия представляемых возможностей;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности при снижении в определённой мере учебных требований;
- принцип особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя.
Содержание понятия «одарённость»:
- Психофизиологические особенности:
- гуманизм
- демократизм
- научность и интегративность
- индивидуализация и дифференциация
- систематичность
- развивающее обучение
- интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития
- Интеллектуальные способности:
- познавательный интерес
- информационная эрудиция
- высокий уровень интеллектуального развития
- нестандартность мышления
- способность к абстрагированию
- диалектическое мировоззрение
- Творческий (креативный) потенциал:
- оригинальность в решении обучающе – познавательных вопросов
- инициативность
- целенаправленность в выборе видов деятельности
- неординарность подходов
- интенсивность умственного труда
- Мировоззренческие ценности:
- высокий уровень сознательности и культуры
- инициативно-активная ответственность, активность
- высокий уровень морально-эстетической рефлексии, самоанализа и контроля
Организационное и функциональное обеспечение программы с одарёнными детьми
- Функции зам.директора по учебной работе:
- Определение приоритетных направлений просветительско – образовательной работы;
- Корректировка программы;
- Анализ и обобщение результатов реализации программы;
- Регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы;
- Организация и проведение семинаров по проблемам работы с одарёнными детьми;
- Разработка индивидуальных образовательных программ для одарённых детей;
- Подготовка методических рекомендаций для работы по программе;
- Определение критериев эффективности реализации программы;
- Координация действий учителей, работающих с одарёнными детьми.
- Функции методических объединений:
- Разработка методических рекомендаций по работе с одарёнными детьми по предмету;
- Разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы;
- Подбор заданий повышенного уровня сложности для одарённых детей;
- Обобщение и систематизации результатов деятельности учителей- предметников;
- Обобщение результатов научно – исследовательской деятельности учащихся.
- Функциональные обязанности учителей, работающих с одарёнными детьми:
- Организация и проведение занятий с одарёнными детьми;
- Разработка, корректировка, усовершенствование программы для работы с одарёнными детьми;
- Мониторинг результативности занятий с одарёнными детьми;
- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского и областного уровня;
- Организация и контроль за знаниями одарённых детей, выполнением программ;
- Обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одарёнными детьми;
- Творческие отчёты по предмету в рамках реализации программы;
- Подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одарёнными учащимися.
Семейные аспекты развития одарённого ребёнка в системе программы
- Учитывать одарённость как сложное явление в психофизиологическом, интеллектуальном и социальном развитии личности учащегося;
- Учитывать личностные и возрастные особенности одарённых детей;
- Учитывать характер семейных отношений и развитие эмоционально-волевых качеств;
- Создать условия для освоения родителями способов формирования у ребёнка положительной «Я – концепции» как важнейшего условия полной реализации потенциальных возможностей одарённого ребёнка;
- Оказывать помощь в создании соответствующего семейного микроклимата.
Материально – техническое обеспечение реализации программы
- Оказание помощи учащимся библиотекарем в подборе нужной учебно-методической, научно- методической литературой;
- Оснащение кабинетов необходимыми ТСО;
- Компьютеризация образовательного процесса;
- Обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы кружков, секций.