(УМК «Классическая начальная школа»)
Учебник «Русский язык» 4 кл. В 2 ч. Ч 2. / Т.Г.Рамзаева- М.: Дрофа, 2006. Страницы с 99 по 101.
Вид урока: комбинированный.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний
Цели урока:
- Обучающие: познакомить с глаголами-исключениями и особенностями их спряжения;
усвоить особенности изменения по числам и лицам глаголов-исключений;
закрепить умение распознавать спряжение глаголов с безударным окончанием по неопределённой форме. - Развивающие: развивать умение распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания глаголов.
- Воспитывающие: развивать интерес к урокам русского языка, формировать умение организовывать и оценивать свою деятельность.
Оборудование: мультимедийное оборудование, компьютеры, карточки с заданиями, сигнальные карточки, учебник «Русский язык» 4 кл. В 2 ч. Ч 2. / Т.Г.Рамзаева- М.: Дрофа, 2006.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент. (1 мин.)
– Прочитайте народную мудрость (Слайд 2).
Чему не гореть, того не зажечь.
– Объясните смысл пословицы.
+ Отдаваться полностью, отдавать все силы.
– Я попрошу вас сегодня «гореть», чтобы ваша «искорка» «зажгла» наш урок.
2. Каллиграфическая минутка. (2 мин.)
Разминка для пальцев.
– Приготовим наши руки. Разогреем их для нашей работы.
- Перекатывание ручки в руках.
- Игра на сноровку.
– удерживать карандаш большим и указательным пальцами (левой и правой рукой), передавать дальше между указательным и средним, средним и безымянным, безымянным пальцем и мизинцем.
– Сядьте правильно, откройте тетради и запишите число.
– Какая буква пропущена в слове «гореть»?
+ Пропущена буква о, это словарное слово.
– Мы напишем цепочку из букв о (Слайд 3).
ооо ооо
Обратите внимание на соединение. Какое оно?
+ Верхнее соединение.
– Напишите цепочку из букв о
– Спишите пословицу соблюдая правила каллиграфии.
3. Словарная работа. (4 мин.)
– В слове гореть поставьте ударение и выделите орфограмму.
(У доски ученик)
+ Гореть – ударение падает на второй слог, гласную е, безударная непроверяемая гласная о. Так как это слово является неопределенной формой глагола, в нем пишется т с мягким знаком на конце.
– Новое словарное слово дано в транскрипции (Слайд 4).
– Какое слово дано в транскрипции?
+ Слово обидеть.
– Слово обидеть имеет два значения. Какое значение этого слова вы можете назвать?
+ Причинить обиду кому-нибудь. Например, обидеть мальчика.
– Какое значение имеет слово обидеть в предложении Природа обидела его талантами.
+ В этом случае слово обидеть означает, что природа наделила его талантом в недостаточной степени.
– Напишите слово обидеть, пользуясь орфографическим словарем.
Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную.
(Комментирование учеником с места).
+ Ударение падает на второй слог, на гласную и. В слове обидеть непроверяемая безударная гласная о в первом слоге.
Так как это слово является неопределенной формой глагола, в нем пишется т с мягким знаком на конце.
4. Актуализация знаний. (2 мин.)
– Выделите в неопределённой форме словарных слов глагольные суффиксы.
+ В словах гореть и обидеть выделяем глагольные суффиксы е и ть
– Что мы определяем по глагольным суффиксам?
+ Мы определяем спряжение.
– Вспомним, как определить спряжение глагола?
+ Ответы детей.
5. Постановка проблемы. (3 мин.)
(Слайд 5)
– Судя по глагольным суффиксам, какого спряжения должны быть глаголы?
– Судя по глагольным суффиксам эти глаголы первого спряжения. Глаголы, которые оканчиваются на –ить, относятся ко второму спряжению. Большинство глаголов на –ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть относятся к первому спряжению.
Проверим ваши догадки.
Проспрягайте глаголы. I вариант слово гореть, II вариант - обидеть.
(Два ученика у доски)
ед. ч. | мн. ч. | |
1 л. | горю | горим |
2 л. | горишь | горите |
3 л. | горит | горят |
ед. ч. | мн. ч. | |
1 л. | обижу | обидим |
2 л. | обидишь | обидите |
3 л. | обидит | обидят |
– Выделите личные окончания.
– О чём они говорят?
– Какого же спряжения глагол “гореть”? Слушаем ответ I варианта
+ Мы думали, что слово обидеть первого спряжения, судя по глагольным суффиксам неопределенной формы. Но при склонении заметили, что личные окончания ударные и «гореть» относится ко второму спряжению.
ПОМНИ: Если у глагола личные окончания ударные, неопределенная форма нам не нужна.
– Какого спряжения слово обидеть ? Заслушаем ответ II варианта
+ Мы думали, что слово обидеть первого спряжения, судя по глагольным суффиксам неопределенной формы. Но при склонении, выделив окончания, мы заметили, что личные окончания безударные и большинство относятся ко 2 спряжению (Слайд 6).
– Поднимите руки те, кто считает слово обидеть первого спряжения?
– Поднимите руки те, кто считает слово обидеть второго спряжения?
– Определили спряжение?
+ Спряжение определить не смогли.
– Почему не справились?
+ Это слово не подчиняется правилам.
6. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи. (1 мин.)
– Этот глагол относится к глаголам-исключениям. И сегодня на уроке речь пойдет об этих глаголах (Слайд 7).
– Какую задачу вы поставите перед собой?
+ Запомнить глаголы-исключения.
+ Учиться определять спряжение таких глаголов.
+ Правильно писать их окончания.
7. Работа над новой темой. (15 мин.)
– Чтобы понять почему же эти глаголы называются глаголами – исключениями?
– Послушайте сказку.
Давным-давно, когда нас с тобой еще на свете не было, в царстве Грамматики жил-был царь Глагол со своим глагольным людом (Слайд 8).
Народ его был трудолюбивым, деятельным: все время что-то делал, чем-то занимался.
Было у царя два сына: 1 спряжение и 2 спряжение (Слайд 8).
Призвал однажды царь Глагол своих сыновей и стал говорить им:
– Стар, я стал, дети мои, трудно мне управлять государством. Пришло время вам заменить меня. Даю вам три дня и три ночи, чтобы вы решили, как вам царствовать и после этих слов отпустил царь своих сыновей.
Думали они три дня и три ночи и решили: 2 спряжение будет править теми глаголами, которые в неопределенной форме заканчиваются на -ить, а 1 спряжение – всеми остальными. Пришли сыновья к отцу и сказали о своем решении. Глагол обрадовался, что у него такие умные дети, и издал указ о разделении царства (Слайд 8).
Разлетелись гонцы во все концы с этой вестью, но не всех она обрадовала. Одна семья из-за этого раздела оказалась в двух разных царствах.
– А какая это семья, мы узнаем, прослушав стихотворение. Закроем глаза, расслабимся и послушаем музыку.
(Учитель под музыку читает стихотворение)
Очень хочется
Через стеклышко СМОТРЕТЬ –
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ,
Лук и слезы НЕНАВИДЕТЬ.
Научиться боль ТЕРПЕТЬ,
Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,
Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ,
Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.
Как же хочется: все СЛЫШАТЬ,
Птицу синюю ДЕРЖАТЬ,
Чистым воздухом ДЫШАТЬ,
Целый мир зеленым ВИДЕТЬ…
Не спешите мысли ГНАТЬ,
Надо просто помечтать!
(Слайд 9)
Именно эти глаголы: гнать, держать, смотреть, видеть, дышать, слышать, ненавидеть, зависеть, вертеть, обидеть, терпеть, и обратились к царю с просьбой:
– Милостивый государь, помоги нам.
– Что случилось?
– По твоему указу оказались мы в царстве 1 спряжения, а наши старые родители – в царстве второго спряжения. Разреши нам остаться с ними.
– Рад бы вам помочь, но не могу нарушить указ.
– Смилуйся, государь, сделай исключение.
Решил царь познакомиться с родителями этих глаголов.
Упражнение 479 с. 99 учебника.
– Спишите глаголы, выделив окончания. (По цепочке у доски)
– Что заметили?
– Глаголы в данном упражнении имеют личные окончания второго спряжения.
Не мог царь устоять перед просьбой и разрешил глаголам остаться в царстве 2 спряжения, хотя они и не заканчиваются на -ить. По сей день эти глаголы в виде исключения относятся ко 2 спряжению.
Работа с правилом в учебнике.
– Прочитайте правило на стр.99
– Что узнали о глаголах-исключениях?
+ Глаголы-исключения относятся ко второму спряжению.
– Проверим как вы запомнили глаголы-исключения 2 спряжения.
– Выполним упражнение 483 (определение спряжения глаголов).
Выполняем у доски по цепочке.
Образец рассуждения:
+ Рисовать – глагол на -ать, не является исключением, относится к 1 спряжению.
+ Слышать – глагол на -ать, исключение, относится ко 2 спряжению.
– Вернемся к нашей сказке.
А глаголы Стелить и Брить на -ить как услышали о глаголах-исключениях во 2 спряжении закапризничали и стали просить царя сделать их глаголами-исключениями 1 спряжения.
Физминутка «Эстафета с пакетом» (1 мин.)
– Разрешил ли им царь? Мы узнаем об этом из царского указа. Сейчас вы на минутку превратитесь в царских гонцов и доставите мне пакет с указом. Мы поиграем в эстафету. Чей ряд быстрее доставит пакет с указом. Пакет должен пройти через руки каждого «гонца» (Слайд 10).
– Читаю указ царя
«Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и вертеть» (Слайд 8).
ГЛАГОЛ
Дополним таблицу «Спряжение глаголов» новыми сведениями.
– Следующее задание надо выполнить, вспомнив все, что изучили по теме «Спряжение глаголов» (Слайд11).
Комментированное письмо (сигнальные карточки I и II спряжение):
- Тихо в лесу. Перелетают с дерева на дерево пугливые рябчики.
- Смело бежит волк по знакомому следу.
- Хорошо знает он дорогу в своё логово.
- Сидит на голом суку головастый совёнок.
- Серый часовой видит жизнь зимнего леса, слышит малейший шорох и хруст.
Рассуждаем по алгоритму:
А) Ставим ударение: окончание ударное или нет?
Б) Является ли глаголом-исключением?
В) Определяем спряжение.
Во время комментированного письма самостоятельная работа по карточкам.
(2 ученика работают по карточкам).
– Подбери и запиши ответы, используя глаголы-исключения. Определи спряжение.
1 карточка | 2 карточка |
|
|
8. Закрепление изученного. (2 мин.)
– А теперь посмотрим, все ли успешно усвоили новый материал. Выполним тесты на компьютере.
Самостоятельная работа с последующей проверкой.
(Учитель проверяет самостоятельную работу по карточкам)
9. Итог урока. (2мин.)
– Над какой темой работали?
– Решили задачи, которые поставили перед собой в начале урока?
– Какие глаголы-исключения относятся к I спряжению.
– Какие глаголы-исключения относятся ко II спряжению.
Что должны запомнить?
– Поднимите руки кто «горел» сегодня на нашем уроке?
– Оцените, на какую оценку вы сегодня горели (смотри оценочный лист)?
«5» – все задания выполнял правильно;
«4» – выполнил все задания, иногда ошибался;
«3» – часто ошибался при выполнении заданий;
«2» – почти ничего не смог выполнить правильно.
(Слайд 12)
10. Домашнее задание. (1 мин.)
– Чтобы упрочить ваши знания даю домашнее задание (Слайд 13).
- Выучить глаголы-исключения.
- Упражнение 480
- Нарисовать рисунок, который поможет вам запомнить глаголы исключения (по желанию).
– В благодарность за то, что вы так хорошо работали на уроке, я вам раздам веселые стихи. Они помогут вам запомнить глаголы-исключения.
Гнать, держать, смотреть и видеть,
дышать, слышать, ненавидеть,
и зависеть, и вертеть,
и обидеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на “-е ” спрягать нельзя.
Ко второму же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на «-ить»,
Исключая: брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, дышать, держать, терпеть,
И зависеть и терпеть.
Используемая литература:
- Учебник «Русский язык» 4 кл. В 2 ч. Ч 2. / Т.Г.Рамзаева- М.: Дрофа, 2006.
- М. Волина «Веселая грамматика» – Москва: Изд-во «Знание», 1995.
- Е.А. Арбатова «Русский язык для младших школьников в таблицах и схемах» Издательский Дом «Литера» – С.-Петербург, 2004.
- Л.П. Николаева, И.В. Иванова «5000 заданий по русскому языку 4 класс» изд-во «Экзамен», 2006.
- Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» – Москва: «ВАКО», 2007.
Интернет:
- Сайт «Завуч-Инфо»,
- «Фестиваль педагогических идей. 1 сентября»,
- Стихотворение Винокурова А. М. (Журнал «Самиздат»).
Презентация – Приложение 1, Тест – Приложение 2.