Конспект интегрированного занятия "Моя буква" (познавательное развитие, рисование)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: приобщать детей к художественно-декоративной деятельности по украшению интерьера группы.

Задачи:

  • познакомить с историей возникновения письменности,
  • расширять кругозор;
  • обогащать словарный запас;
  • учить детей заполнять все пространство буквы (с которой начинается имя), используя разнообразные средства графики: линию, точку, штрих, пятно;
  • развивать цветовое восприятие, творческую активность;
  • закреплять технику рисования фломастерами;
  • воспитывать самостоятельность в выборе средств выразительности, настойчивость в достижении положительного результата работы.

Словарная работа: наскальная живопись, алеф, дельта, инициал, точка, линия, штрих, пятно.

Зрительный ряд:

  • презентация «Метки для шкафчиков» в формате Microsoft Office Power Point (Прил.1) (момент смены слайдов или анимации указан в тексте знаком (!)
  • перо, образцы букв выложенных из пуговиц и стеклянных камней (марблс капля). (Прил.2, 3)
  • рисунок - имя педагога (проводящего занятие), украшенное в соответствии с его значением.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • компьютер.

Материалы:

  • заготовки (в форме круга) меток для шкафов с изображением буквы-инициала (лежат на отдельном столе)
  • фломастеры.

Предварительная работа:

  • беседа о различных знаках (дорожные знаки, вывески, эмблемы и символы), об их назначении в повседневной жизни (несут необходимую для человека информацию);
  • беседа о буквах (какие буквы алфавита знают дети, с какой буквы начинается их имя);
  • рассмотреть буквицы в книгах, обратить внимание на их украшение.

 Ход занятия.

В процессе рассказа и просмотра презентации дети стоят перед экраном. На экране 1 слайд. Презентация

Педагог: Здравствуйте ребята, я очень рада нашей встрече. Скажите, когда вы приходите утром в детский сад, где вы встречаетесь, здороваетесь, раздеваетесь? (ответы детей: в раздевалке.) Конечно же, у каждого из вас свой шкафчик для одежды. Катя, как ты узнаешь, что это твой шкафчик? (ответы детей: потому, что есть картинки).

педагог: да, у каждого на шкафчике есть рисунок, это не просто картинка, это символ, знак, который помогает нам ориентироваться. Вы убедились, что рисунки используются не только для красоты, но и для пользы. Вспомните, какие еще вы знаете, знаки и символы, которые помогают человеку в повседневной жизни и для чего они необходимы? Какие знаки вам встречаются на дороге, по пути в детский сад? (Ответы детей: Дорожные знаки). Конечно, эти знаки очень важны, потому, что передают необходимую людям информацию. Передача информации при помощи рисунков имеет очень древнюю традицию и сохранилась до сих пор. И сейчас я приглашаю вас отправиться в путешествие во времени. (!) 2 слайд (До нашей эры)

2слайд Давным-давно(!), когда люди, жили в пещерах, носили вместо одежды звериные шкуры, охотились на мамонтов (!) и саблезубых тигров,
2слайд все что с ними происходило (!), они изображали на стенах пещеры рисунками. Такая наскальная живопись сохранилась до сих пор в разных местах нашей планеты. это было очень трудно, изображать все в картинках, и человек делал картинки более простыми.(!) 3 слайд
 3слайд Так постепенно стали появляться буквы (!). почти все буквы нашего алфавита раньше были изображениями конкретных предметов и явлений. (!) Вот так выглядела хорошо знакомая всем буква «А», называлась она «алеф». Как вы думаете, что она изображала? (Ответы детей.) Когда-то она изображала голову быка, со временем буква изменилась, (!) превратилась в три черточки, а потом и вовсе встала вверх «ногами» и приобрела привычную нам форму. (!)А что, по-вашему, символизировала буква «дельта» (дом). Она и сейчас (!) очень похожа на дом и на свою прародительницу.
4слайд Педагог продолжает:– Таким образом, были придуманы буквы и письменность. А как вы думаете, чем писали люди в Давние времена? (Ответы) Раньше писали (! (4 слайд) гусиными перьями (показываю перо).
5слайд  Потом им на смену пришли другие инструменты. (!(5 слайд) Чем можно писать сейчас? (ответы детей: кистью, пером, карандашом, фломастером). (после ответов,!!!)
6слайд Букву можно не только написать, (!(6 слайд) выложить из различных предметов: из бусин (на слайде буква «Я» выложена янтарными бусинами), печенья, конфеток, ракушек, (рассматриваем зрительный ряд слайда). Ребята, а из чего выложены эти буквы? (Рассматриваем образцы. Прил. 2 , Прил. 3)
7слайд Буква может быть украшена: каким-либо рисунком (!) (проецируются буквы «К», «Ш»), а может включать в себя (!) какое – то изображение (появляются буквы «Ю», «С», «В», «М»).
8слайд (!) 8 слайд – Буква может стать сама изображением животного, как в этом слове «слон», (!) могут быть буквы человечки.
9слайд Можно украсить букву, используя разные средства выразительности графики: линии, точки, цветовые пятна. (! (9 слайд, сначала стандартный белый слайд, всё появляется в процессе чтения стихотворения) Поэт Юлия Филиппова, в своем стихотворении «Три приятеля больших», говорит о важности этих средств графики:
Дорогие мои дети.
Много есть чудес на свете.
Смело их рисуют люди:
Это яблоко на блюде,
Дом, забор, собака, киска.
Только кто же их создал,
А точней нарисовал?
Три приятеля больших –
Точка (!), линия и штрих!
Точка – маленький кружочек,
Штрих – от линии кусочек,
Ну, а линия большая
И прямая, (!) и кривая
Может (!) в шарик превращаться
И (!) в зигзаги изгибаться,
Может (!) сеточки плести,
Ведь она всегда в пути.
Я хочу совет вам дать.
Подружиться с ними можно,
Научившись рисовать!
Точкой, линией, штрихом
Можно буквы написать,
Что хотите рисовать.
Только помните, друзья,
Рисовать старательно –
Это обязательно!
10слайд Сегодня мы с вами будем украшать инициал (!). Инициал – это первая буква вашего имени (Спросить у нескольких детей, какая первая буква их имени?) Самое главное, ребята, что мы не просто украсим инициал, а превратим его в красивую картинку для шкафчика, этим мы украсим интерьер вашей раздевалки. Поэтому необходимо очень постараться! Но прежде чем приступить к работе сделаем разминку.
1, 2, 3, 4, 5.
Будем буквы украшать.
А чтоб было интересней,
Все покружимся на месте.
Руки вверх, руки вниз,
Приседай не ленись!

– Ребята, подумайте, какая буква будет изображать ваш инициал, и возьмите на столе нужную вам букву (заготовки меток с инициалами лежат на отдельном столе). Проходите, пожалуйста, на свои рабочие места. Не забывайте о правильной осанке. Давайте вспомним правила работы фломастерами (дети проговаривают правила: на фломастер нельзя сильно нажимать, необходимо плотно закрывать фломастер колпачком)

11слайд Молодцы, теперь будем украшать инициал рисунком, а помогут вам средства выразительности графики. (!) Какие? (Ответы детей: точка, линия, штрих, цветное пятно). (В процессе рисования проводится индивидуальная работа.)

– Друзья, поставьте фломастер в стакан, посмотрите на меня (предлагаю детям разминку):

Вы старались, рисовали.
И, конечно же, устали.
Мы немножко отдохнем
И разминку проведем: (дети выходят из-за столов)

На дворе у нас мороз. Пожимают плечами, обхватив кистями рук локти.
Чтобы носик не замерз, «Потирают» ладонью нос.
Надо ножками потопать Топают.
И ладошками похлопать. Хлопают по плечам, по бокам, коленям.
А теперь представим лето. Показывают руками солнечные лучи, очерчивая прямыми руками большой круг.
Речка солнышком согрета.
Мы плывем, плывем, плывем, «плавательные» движения руками.
дно ногами достаем. Поднимаются на носках.
Мы выходим из речушки, Ходьба, поднимая высоко колени.
направляемся к опушке. ходьба на месте.

Вы отдохнули, возвращайтесь за столы.
И опять мы будем с вами рисовать.

По окончании работы:

Ребятки, завершаем работу. Отложите фломастеры, вы украсили инициалы. Всем не терпится увидеть, что же у вас получилось. Давайте украсим ваши шкафы новыми картинками – буквами и разместим инициалы на шкафчиках, (прикрепляем картинки на шкафы, если занятие проводится вне группы, то работы можно расположить на специально организованном пространстве).

Рассматриваем работы:

Понравилось вам украшать буквы? Как называется первая буква вашего имени? (Ответы: инициал)

Ребята, становитесь рядом со мной, и рассмотрим ваши инициалы. Посмотрите, так много хороших работ, что я даже теряюсь, какую выбрать. А какой инициал вам нравится? (выбираем одну из картинок) Как вы думаете, кто автор этой работы?

– Аня? Как вы догадались? (Потому, что буква «А»)

– Аня, расскажи нам, с помощью чего ты украсила свою букву (ребенок рассказывает, какими предметами украшал свою букву). Ребята, а какие Анюта использовала в своей работе средства выразительности?

– А чтобы ты еще хотел добавить в свою работу? (По аналогичной схеме рассматриваем ещё пару работ.)

Молодцы ребята, вы выполнили свое задание, инициалы получились яркие, интересные, разнообразные, все очень постарались. Замечательно, что вы использовали разные средства выразительности графики в своих работах! А самое главное вы сделали хорошее дело: теперь мы сможем украсить ваши шкафы новыми картинками.

Ребята, знаете, имя имеет определенное значение, несет в себе какой-то смысл. У каждого из вас очень красивое имя. Родители неспроста дали вам ваши имена. Поинтересуйтесь, пожалуйста, у ваших мам и пап, почему они вас назвали вашим именем и что оно означает.

12слайд  Например, меня назвали Лариса, я очень люблю свое имя и ношу его с гордостью! Моё имя по-гречески звучит как «лярус», что означает «чайка». Посмотрите (!), как я его нарисовала.Предлагаю и вам попробовать нарисовать дома, вместе с родителями ваше имя.

Литература.

  1. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. Программа «Из детства – в отрочество». М.: Просвещение, 2007.
  2. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 6-7 лет. - М.: Вдадос, 2001, с.124.
  3. «Весёлая каллиграфия». Компьютерная обучающая программа. Серия «Основы дизайна для малышей от4-10 лет». – М.: «Alisa Studio», «Новый диск», 2002.