Урок внеклассного чтения по теме "Лица, события, символы прошлого" (по рассказу А.Костюнина "Рукавичка")

Разделы: Литература


Предварительная подготовка к уроку:

1) самостоятельно прочитать и осмыслить рассказ А.Костюнина “Рукавичка”,
2) написать композицию рассказа, выявив её особенности,
3) определить тему и проблематику произведения,
4) нарисовать словесные портреты главных героев, аргументируя своё мнение цитатами из текста.

Цели урока:

1) познакомить учащихся с творчеством современного писателя, раскрыв глубину замысла автора,
2) развивать навыки самостоятельной работы с текстом и филологического анализа художественного произведения,
3) словарная работа с литературоведческими понятиями (автобиографичность, сюжет (фабула), композиция, проблематика...),
4) воспитывать любовь к родной литературе и языку, способствовать развитию художественного вкуса учащихся.

Оборудование:

1) мультимедийный проектор.
2) тексты рассказа “Рукавичка” на каждой парте.

Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок-анализ, беседа.

Ход урока

I. Краткие сведения о писателе и его творчестве.

“На конкурсе, организованном литературным сайтом “Русский переплёт”, который прошёл в г.Москве были подведены итоги и получили оценку работы российских писателей, опубликованные в 2005 году.
За лучшее произведение в номинации “Документальная проза” дипломом отмечена повесть Александра Костюнина, Председателя совета директоров судостроительного завода “Авангард” – “Земное притяжение”.

23 июня на очередном собрании акционеров в очередной, седьмой по счёту раз, Александра Костюнина избрали Председателем Совета директоров Стратегического предприятия России – ОАО “Судостроительный завод “Авангард”.
“Авангард” – закрытое предприятие. Основная продукция – по заказу Минобороны РФ.
“Авангард” – единственное предприятие в стране по строительству и ремонту противоминных кораблей пр.12650 типа “Яхонт”, обеспечивающих развёртывание стратегических сил ядерного сдерживания морского базирования.
“Авангард” – единственное предприятие в Карелии, исполняющее Государственный оборонный заказ.
Когда говорят “авангард”, подразумевают идущий первым. Здесь – просто единственный!

– Убеждён, – делится своими мыслями Александр Костюнин, – между моим творчеством и профессиональной деятельностью существует неразрывная связь. Я несколько раз публиковал свои размышления в “прикладной” литературе – публицистике. Такие материалы, как “Жив ли русский медведь?”, “К вопросу о национальной идее России” и ряд других, были замечены.
А вот теперь проза.
О безусловном Главенстве духовного над материальным, о грустном, о забавном, о трагичном, о восторженном, о том, очищающем и возвышающем, что даёт нам шанс стать Человеком, – моя повесть “Земное притяжение”.

II. Аналитическая работа над формой и содержанием рассказа и осмыслением его философии.

– Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

– С чего он начинается?

С эпиграфа из Евангелия.

– Зачем писатель вводит в рассказ цитаты из Евангелия? Какую роль они выполняют в тексте?

Они помогают выявить основную проблему рассказа.

– Что такое Евангелие?

В переводе это означает “откровение”. В Новом Завете содержится 4 Евангелия 4 апостолов Иисуса: от Луки, от Матфея, от Иоанна и от Марка.

– Кто из русских писателей широко использовал библейские сюжеты в своём творчестве?

А.С.Пушкин “Станционный смотритель”.

– Какое библейское выражение из эпиграфа, ставшее фразеологизмом, вошло в нашу речь?

“Тридцать сребреников”.

– Что оно означает?

Символ платы за предательство.

– В чём необычность звучания одного из слов этого выражения?

В слове “сребреник” (рус. серебряник) старославянское неполногласие.

– Какие ещё выражения из библии, связанные с этими героями, вам знакомы?

Поцелуй Иуды, нести свой крест, терновый венец…

– Как бы вы определили тему рассказа?

Воспоминания писателя о своей жизни:
– школьные годы,
– “роковые девяностые”.

Анализ поступков, совершённых писателем в эти периоды его жизни.

– Такой тип речи называется мемуарным, а повествование автобиографичным. /Запись новых слов в тетрадь-словарь/

– Какое произведение русской литературы XX века вы читали, в котором тоже рассказывается о детстве, школе, о становлении личности?

В.Распутин “Уроки французского”.

– Рассмотрим композицию сюжета рассказа и выявим её особенности.

(Это задание учащиеся выполняли самостоятельно дома.

Поскольку фабула рассказа состоит из 2 частей, то у доски работают 2 ученика.

В это время класс с помощью учителя определяет композиционные особенности рассказа, записывает их в тетради. Затем с помощью проектора сверяются ответы, написанные учащимися на доске, с вариантом учителя.)

Особенности композиции:

  1. Мемуарный тип речи.
  2. Автобиографичность повествования.
  3. 1 рассказчик – рассказ от 1 лица, позволяющий наиболее точно, детально, ярко и эмоционально описать пережитое.
  4. Наличие эпиграфа.
  5. Наличие 2 параллельно введённых в повествование историй.
  6. Введение в рассказ цитат из библии.
  7. Антитеза.
  8. Речевая характеристика героев.

Композиция:

1 рассказ 2 рассказ
I.Экспозиция

Размышления-воспоминания рассказчика о своём детстве и школе.

II. Завязка

Экскурсия учащихся 1 класса в кабинет домоводства.

III. Развитие действия

1) Диковинные альбомы с лучшими образцами детских работ,

2) возвращение с экскурсии на урок,

3) пропажа рукавички,

4) унизительный обыск.

IV. Кульминация

Обыск Юрки Гурова и обвинение в воровстве рукавички.

V. Развязка

Изгой. Унижение Юрки одноклассниками.

I.Экспозиция

“Роковые девяностые”.

II. Завязка

Тотальное воровство в карельских деревнях.

III. Развитие действия

Бездействие милиции и поимка односельчанами 5 воров.

IV. Кульминация

Самосуд – купание воров в проруби.

V. Развитие действия

“Победа над злом” – распитие спиртного.

VI. Развязка

Известие о смерти (суициде) Юрки Гурова. Запоздалое чувство раскаяния.

Система образов рассказа:

– Какие чувства испытали дети – первоклассники – на экскурсии?

Интерес, восторг, любопытство, “с завистью”, “с удовольствием”.

– Почему лучшие образцы детских работ вызвали у детей такой интерес?

“Жили все тогда туго. Бедовали.”

“Способность мастерить ценилась.”

Маленькие вещи кукольного размера вызвали восторг: брючки, шарфики, рукавички...Эти изделия – “чудо”, “диковинка”.

– Почему добрая, благостная атмосфера урока резко испортилась?

Известие о краже рукавички.

– Какие детали символизируют напряжённость, неприятность этого момента?

1. Крошащийся в руках 1-й учительницы Аллы Ивановны мел.

2. Красные пятна на лице учительницы домоводства и сбитая набок причёска.

3. Короткий обрывок чёрной нитки на месте рукавички.

– Какие ассоциации вызывает у вас мел, крошащийся в белую пыль?

Разбитые, как осколки зеркала, тёплые отношения между учителем и учениками;

Кусочки мела – это “разложение” чего-то целого, единого на части (единство школьного коллектива разрушено после обнаружения вора – Юрка – изгой);

Белая пыль напоминает белый холодный снег, засыпавший “человеческие отношения” между ребятами;

Обрывок чёрной нитки символизирует разрыв отношений, “чёрная полоса” в жизни детей и учительницы.

– Найдите ключевые слова, характеризующие I учительницу.

(Работа с текстом. После зачитывания – проецирование на экране:

– Прокомментируйте поведение Аллы Ивановны, которая превращается в Аллавановну. Опишите её. Какой вы представляете себе 1-ю учительницу?

  1. Это степенная дама средних лет, властная и строгая, с пронзительными бесцветными глазами, жестокосердная, злая, деспотичная, с зычным голосом, физически сильная…
  2. Внешне мужеподобная, непривлекательная; напоминает военного на плацу, отдающего резким голосом команды: “Живей давай!”, “Следующий!”, “Одевайся.”, “Отвечай!..”, “Как?!!” Использует в речи восклицательные и побудительные предложения
  3. Она напоминает удава, который гипнотизирует свои жертвы (Светка Кондроева, “не мигая уставившись на учительницу, безвольно стала к ней приближаться”)
  4. Она, как дрессировщик в цирке, управляет детьми.
  5. Учительница напоминает мне Карабаса-Барабаса, который управлял своими куклами в театре.

– Как реагирует учительница домоводства на кражу рукавички? Найдите ключевые слова.

“Не заходит – вбегает”, “красные пятна на лице”, “сбитая набок причёска”, “выпалила”, “резко выдернула из-за спины альбом”, “брезгливо перебрала нехитрый скарб”.

– Подберите слова, характеризующие поведение учителя.

Унижение, деспотия, насилие, своеволие, жестокость, публичная экзекуция…

– Как реагируют на действия учителей дети?

“все затравленно молчали”, “класс напряжённо молчал”, “робея”, “понурив голову”, “выдавливали”

Дети полностью во власти учителя, безропотно и послушно выполняют её команды, бессилие перед насилием – это слёзы детей. Но плачут не все, а лишь Светка и Юрка.

– Проследите за поведением Светки и Юрки.

Светка Кондроева Юрка Гуров
“Безвольно стала приближаться”

“застыла в неловкой позе”

“безропотно начала стягивать кофтёнку”

“теребила в смущении панталончики”

“не в силах успокоить свои руки”

“слёзы крупными непослушными каплями скатывались из её опухших глаз”

“поминутно всхлипывая”

“Лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык”

“Юркины губы мелко дрожали”

“маленького, беззащитного”

“с трясущимися губами, переступающего босыми ножонками на холодном полу”

“разревелся в голос”

“плачущего Юрку”

– Почему поступок учителей не вызвал у детей протеста?

– Как вы думаете, зачем так подробно, в деталях описывает автор Светку Кондроеву?

Учитель -----------------– Ученик

Антитеза

Автор подробно описывает “ одежонку” девочки и её саму не случайно: уменьшительно-ласкательные слова показывают отношение писателя к девочке: “кофтёнка”, “косички”, “башмачки”, “дырка”, “юбчонка”, “панталончики”, “пальчик”, “крестик”, “шейка”, “ножки” – чувство стыда, обиды, горечи.

Сцена раздевания девочки перед классом – это своеобразный барометр, демонстрирующий степень нравственного падения учителя.

Девочка из бедной семьи, плохо одета: дырка на колготках, заштопанная кофта; Света хрупкая, маленькая, худенькая. Алюминиевый крестик – символ беззащитности. В портфеле девочки много школьных принадлежностей: карандаши, тетрадки, учебники и среди этих вещей – кукла. Светка старательная, ответственная ученица.

– Какую роль выполняет в рассказе кукла?

Кукла, выпавшая из ранца, “застыла в неловкой позе”. Эта сцена передаёт униженное состояние девочки. Она тоже “кукла” в руках учителя-кукловода.

Кукла = Светка

Девочку первой откровенно унизили перед всем классом.

– Что мы узнаём о Юрке Гурове?

Он сосед рассказчика, из многодетной семьи, в которой отец много пил.

– Зачем Юрка взял эту “маленькую синюю рукавичку”?

Видимо, для своих 2 младших сестрёнок, которые в своей семье видели мало светлого и радостного, а может быть, сделал это неосознанно.

– Как вы относитесь к поступку Юрки?

Юрка совершил неблаговидный поступок, ему было стыдно: “он старался не смотреть на нас”, но всё же мальчика жаль: он хотел принести радость в свой дом, подарив это “чудо” сёстрам.

– Как отреагировали на кражу одноклассники?

Юрку унижали, навесив ярлык “вор”, сделали изгоем. Подлость и жестокость стали “подвигом”.

– За что корит себя автор?

За то, что “биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх” у него.

– Как 2 история сопрягается с первой?

Одним из воров, который крал у сельчан много лет, был тот самый Юрка Гуров. Именно его вместе с другими ворами рассказчик пытается “хорошенько проучить” - искупать в ледяной проруби.

– Почему сельчане устроили самосуд в карельской деревне?

Из-за бездействия милиции: “терпению односельчан пришёл конец”.

– Можно ли оправдать их действия?

Наверное, да, если бы не трагические последствия этой экзекуции. После унижения вор Юрка Гуров повесился в сарае.

– Почему смерть Юрки перевернула жизнь рассказчика?

“Что-то провернулось в моей душе”, “чувство вины растёт”, трагическая Юркина “судьба – укор” для автора, так как он по сути второй раз подставил одноклассника, унизив и растоптав его человеческое достоинство.

– Кем ощущает себя рассказчик?

Иудой из библейской притчи. Вот почему рассказ заканчивается цитатой из Евангелия о кающемся грешнике.

III. Подведение итогов урока.

– Почему рассказ называется так просто – “Рукавичка”?

Наверное, этим заглавием автор хотел подчеркнуть то, с чего началось всеобщее нравственное “падение” героев рассказа: обеих учительниц школы; Юрки Гурова, ставшего “вором” с подачи одноклассников и учителя; Светки Кондроевой, которую первой публично унизили; рассказчика, не заступившегося за товарища, а, как и все, промолчавшего. Именно история с кражей этой маленькой кукольной рукавички через 30 лет заставила рассказчика пересмотреть свою жизнь, покаяться в содеянном, вернуться к истокам своего грехопадения.

– Какие проблемы поднимает писатель в рассказе?

Домашнее задание.

Эссе на тему: “Тема греха и покаяния в рассказе “Рукавичка”.