Цель: содействовать формированию у детей эстетического отношения к действительности, развивать детское творчество, внимательность, умение передавать форму тела людей, пропорции, знакомить с творчеством русских и зарубежных художников, воспитывать уважительное отношение к старшим, пожилым людям, матерям.
Оборудование: стенд с фотографиями учеников с мамами, иллюстрации с изображением матерей с детьми, икона (копия), национальный русский костюм (стилизованный женский), иллюстрации женских национальных костюмов других народов.
Ход урока
Звучит аудиозапись «Песенки мамонтёнка» из м / ф «Мамонтёнок ищет маму».
I. Сообщение темы.
– По прослушанной песне, догадайтесь, о ком пойдёт речь на нашем уроке. (о мамах)
II. Беседа учителя о материнстве.
– Подберите слова, которые характеризуют вашу маму. (добрая, ласковая, заботливая, красивая, нежная…)
Действительно ваши мамы такие. В этом мы можем убедиться, глядя на стенд «Наши мамы». Вот вы в лесу собираете бруснику, вот катаетесь на коньках, а вот поздравляете с днём рождения…(обзор фотографий)
– Это ваши мамы. А сейчас послушайте сказку-легенду о матерях.
Когда-то, очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники, которые заканчивались метанием стрел. Если юноша хотел стать пастухом, он стрелял в сторону стада, охотником - в сторону леса, пахарем – в сторону поля.
Каждый раз, глядя на игры, страшный царь Нептун говорил: «Боятся меня люди, никто не решится пустить стрелу в море».
Однажды вышли к костру юноши и все, как один повернули стрелы в сторону моря и пустили их. Нептун пришёл в ярость и пообещал погубить юношей. Задумались женщины, глядя на сыновей своих, ведь Нептун и впрямь мог погубить их детей. Решили женщины отдать всю свою силу сыновьям. Взяли сыновья силу материнскую и подошли к морю. Обрушил Нептун на них громадный вал, но не согнулись юноши, устояли. Зато матери после этого стали слабыми.
Ещё сильнее рассердился Нептун и пообещал в море погубить сыновей. Опять задумались женщины. А в это время вышли из моря дочери Нептуна. Они были некрасивы, как их отец. В обмен на женскую красоту, предложили они достать со дна моря крепкой манильной травы, чтобы укрепить руки юношей. Женщины сразу согласились на это условие и отдали свою красоту. Когда царь узнал про это, он выгнал дочерей своих из моря и превратил их в чаек.
Почувствовав силу в своих руках и плечах, юноши, наконец, вышли в море и пропали. Долго ждали матери сыновей – не дождались. Появился перед женщинами Нептун и засмеялся, говоря, что не могут сыновья найти дорогу домой, ведь нет в море дорог и тропинок. Тогда матери воскликнули: «Так пусть же будет меньше света в наших глазах, но пусть ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья по ним нашли дорогу домой». Только сказали они так, в небе ярко заблистали звёзды, и сыновья благополучно вернулись домой.
Если вы увидите когда–нибудь слабых некрасивых женщин с печальными потухшими глазами, знайте, что эти женщины отдали свою силу и красоту своим детям, таким же как и вы. [1]
– Как надо относиться к пожилым людям, женщинам? (уважать, помогать, заботиться)
III. Беседа об изображении женщины в искусстве разных народов.
– Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)
Показ русского национального костюма.
Если мы вернёмся в то время, когда носили эти костюмы, можно увидеть, с какой любовью написаны образы женщин – матерей.
Венецианов Алексей Гаврилович (показ иллюстраций художника).
Тема материнства прослеживается и в религии. Перов Василий Григорьевич «Христос и Богоматерь у житейского моря» (иконопись-искусство написания икон).
Показ иконы и иллюстраций.
Не только русские художники и иконописцы изображали матерей с детьми. Итальянский мастер Рафаэль Санти написал картину «Сикстинская мадонна», «Мадонна Темпи».
Показ иллюстраций.
– Обратимся к более позднему периоду. Голландский мастер Геррард Терборх «Женщина чистящая яблоко».
Фламандский художник Питер Пауль Рубенс «Елена Фоурмен с детьми».
Автор русских работ Серов Валентин Александрович «Н. Я. Дервиз с ребёнком».
Показ иллюстраций.
Как вы можете наблюдать по картинам, каждый народ восхищается красотой, добротой, нежностью матерей.
IV. Обсуждение предстоящей работы.
Но ваша задача сегодня не срисовать картину, а создать свою, в которой прослеживается тема материнства. У каждого человека, независимо от того, в какой стране он живёт, какой он национальности, есть мама.
Вы можете изобразить свою маму, а можете нарисовать просто женщину любой другой национальности. Чтобы легче было представить, я покажу вам несколько национальных костюмов.
Показ национальных костюмов России, Украины, Беларуси и т.д. с учётом регионального компонента.
V. Построение рисунка.
– Кто должен быть изображён на рисунке? (мама и ребёнок)
– Кто пропорционально больше? (мама)
– С чего начинаем рисовать фигуру человека? (эскиз-набросок карандашом).
Слова икона, иконопись, эскиз написаны на доске.
Показ учителем выполнения эскиза.
– Чего не должно быть на вашем рисунке? (пустого места)
V. Самостоятельная работа учащихся.
VI. Итог урока. Показ лучших работ.
Список используемой литературы:
- И. Панькин «Легенда о матерях», сборник «Жар мечты», изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1970.