Цели урока:
- познакомить с термином « родственные слова», « корень»;
- развивать умение распознавать родственные слова по двум признакам;
- формировать умения сравнивать слова по их лексическому значению;
- обогащение речи уч-ся новыми словами, уточнение смысла слов.
Ход урока
1. Организационный момент.
У. Мы продолжаем путешествие к тайнам нашего языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.
2. Новый материал.
У.Что вы знаете о словах?
Д. Слово – главный работник речи. Есть слова-названия, слова-указатели, слова – помощники. Самое главное в слове – его значение. Есть слова-синонимы. Слова употребляются в прямом и переносном смысле.
У. Молодцы! А сегодня мы раскроем ещё один секрет слов. Откройте учебник на стр.6.
Тема нашего урока « Собираем « родственников». У каждого из нас есть родственники.
Кого мы называем родственниками?
Д. Родственники – это близкие люди: мама, папа, брат, сестра, дядя, тётя и другие.
У. О некоторых словах говорят, что они родственные. Как думаете, что может означать это название?
Д. Это похожие слова.
У. Подумайте, почему так называются предметы: сахарница, варенье?
Д. Сахарница – посуда для сахара, варенье – сваренные ягоды с сахаром.
У. Нас внимательно слушал Антон. Прочтите его размышления.
Д. (Читают на стр.7)
У. Прочитайте важное сообщение о родственных словах. Помогите разобраться Антону.
Д. Слова сахар и конфета, варенье и компот не родственные слова, потому что у них нет общей части, их нельзя объяснить с помощью одного и того же слова.
У. Прочитайте диалог.
Д.- Вы кто такие?
- Я Гусь, это Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
-Я ваша тётя – Гусеница.
У. Права ли гусеница?
Д. У этих слов различные значения. Их нельзя объяснить с помощью одного и того же слова.
3. Закрепление.
У. Мы узнали секреты родственных слов. Будем учиться находить родственные слова.
Упр. № 283.(Уч-ся самостоятельно выполняют упр.№283)
Прочитайте родственные слова, докажите свой выбор.
Д. Родственные слова: рыба, рыбка, рыбачить, рыбный. Окунь, окунёк. Ловить, улов. Эти слова имеют общую часть, близки по смыслу.
У. Найдите ответ: как называется общая часть родственных слов?
Д. (Читают правило на стр.8)
У. Выделите корень в записанных словах.
4. Физкультминутка.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише,
А деревцо всё выше, выше.
5. Закрепление.
У. Какой вопрос интересует Антона?
Д. Как искать в слове корень?
У. Как действовать Антону?
Д. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова, выделить корень.
У. Отгадайте загадку, запишите, напишите родственные слова, выделите корень.
Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.
Д. Зима, зимний, зимовать, зимушка, зимовье.
У.Сам не бежит, а стоять не велит.
Д. Мороз, морозец, заморозки, морозильник, морозный.
6. Итог урока.
У. Какие секреты слов вы узнали?
Д. В русском языке есть родственные слова. Они близки по смыслу и имеют общую часть- корень.
У. Молодцы! Возьмите листочки, выделите корень в родственных словах:
вода, водный, водитель
нос, носильщик, носовой (платок)
шар, шарики, смешарики
лес, лесенка, лесник
гора, взгорье, горевать
речь, речка, речной.
7. Домашнее задание.
У. Задание на дом: правило стр.7,8, упр. № 286.