Урок русского языка во 2-м классе по теме "Собираем родственников"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить с термином « родственные слова», « корень»;
  • развивать умение распознавать родственные слова по двум признакам;
  • формировать умения сравнивать слова по их лексическому значению;
  • обогащение речи уч-ся новыми словами, уточнение смысла слов.

Ход урока

1. Организационный момент.

У. Мы продолжаем путешествие к тайнам нашего языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа.

2. Новый материал.

У.Что вы знаете о словах?

Д. Слово – главный работник речи. Есть слова-названия, слова-указатели, слова – помощники. Самое главное в слове – его значение. Есть слова-синонимы. Слова употребляются в прямом и переносном смысле.

У. Молодцы! А сегодня мы раскроем ещё один секрет слов. Откройте учебник на стр.6.

Тема нашего урока « Собираем « родственников». У каждого из нас есть родственники.

Кого мы называем родственниками?

Д. Родственники – это близкие люди: мама, папа, брат, сестра, дядя, тётя и другие.

У. О некоторых словах говорят, что они родственные. Как думаете, что может означать это название?

Д. Это похожие слова.

У. Подумайте, почему так называются предметы: сахарница, варенье?

Д. Сахарница – посуда для сахара, варенье – сваренные ягоды с сахаром.

У. Нас внимательно слушал Антон. Прочтите его размышления.

Д. (Читают на стр.7)

У. Прочитайте важное сообщение о родственных словах. Помогите разобраться Антону.

Д. Слова сахар и конфета, варенье и компот не родственные слова, потому что у них нет общей части, их нельзя объяснить с помощью одного и того же слова.

У. Прочитайте диалог.

Д.- Вы кто такие?

- Я Гусь, это Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?

-Я ваша тётя – Гусеница.

У. Права ли гусеница?

Д. У этих слов различные значения. Их нельзя объяснить с помощью одного и того же слова.

3. Закрепление.

У. Мы узнали секреты родственных слов. Будем учиться находить родственные слова.

Упр. № 283.(Уч-ся самостоятельно выполняют упр.№283)

Прочитайте родственные слова, докажите свой выбор.

Д. Родственные слова: рыба, рыбка, рыбачить, рыбный. Окунь, окунёк. Ловить, улов. Эти слова имеют общую часть, близки по смыслу.

У. Найдите ответ: как называется общая часть родственных слов?

Д. (Читают правило на стр.8)

У. Выделите корень в записанных словах.

4. Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише,
А деревцо всё выше, выше.

5. Закрепление.

У. Какой вопрос интересует Антона?

Д. Как искать в слове корень?

У. Как действовать Антону?

Д. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова, выделить корень.

У. Отгадайте загадку, запишите, напишите родственные слова, выделите корень.

Тройка-тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрылось серебром.

Д. Зима, зимний, зимовать, зимушка, зимовье.

У.Сам не бежит, а стоять не велит.

Д. Мороз, морозец, заморозки, морозильник, морозный.

6. Итог урока.

У. Какие секреты слов вы узнали?

Д. В русском языке есть родственные слова. Они близки по смыслу и имеют общую часть- корень.

У. Молодцы! Возьмите листочки, выделите корень в родственных словах:

вода, водный, водитель
нос, носильщик, носовой (платок)
шар, шарики, смешарики
лес, лесенка, лесник
гора, взгорье, горевать
речь, речка, речной.

7. Домашнее задание.

У. Задание на дом: правило стр.7,8, упр. № 286.