Изобразительное искусство в начальной школе "Узоры на стекле"

Разделы: Начальная школа


Цель: Познакомить детей с народными промыслами, развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, творческие способности детей, воображение; формировать представление о том, что окружающая природа является основой творчества народного мастера; воспитывать любовь к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование: цветная бумага, мел, образцы узоров, мультимедийная презентация (Приложение 1), музыкальный центр, вязаные салфетки, расписное окно (для выставки детских работ), рабочая тетрадь.

Ход урока.

1. Орг. Момент.

На меня вы посмотрите
Тихо носиком дышите,
Выше к солнцу потянулись
И друг другу улыбнулись.
Всем здоровья пожелаем
И урок наш начинаем.

2. Беседа.

Посмотрите на нашу выставку. Как вы думаете к чему можно отнести все это? (салфетки, игрушки, расписная деревянная доска). Все эти предметы относятся к произведениям декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство – это искусство создания красивых вещей, которые можно использовать в повседневной жизни. Люди издавна занимались созданием красивых вещей, не только полезных, но и украшающих нашу жизнь.

В большом селе Полхов – Майдане в Горьковской области живут удивительные трудолюбивые люди. Майдан – очень старинное слово и обозначает оно сборище людей. А Полховка – это речка, на которой стоит село.

Слайд № 1

Вот и получается сборище на Полховке. В каждом доме мастерят матрешки, коробочки, грибы копилки, ложки, птицы свистульки всего не перечислишь.

Слайд № 2

Они приковывают внимание изобретательностью форм, яркой декоративной росписью. Основным мотивом Полхов-Майданской росписи является цветок шиповника – алый пятилистник. Часто это яркая роза, вокруг которой располагаются мелкие цветочки и зелёные листья. Звучность красок, контрастность цветовых сочетаний Полхов-Майданской росписи создают праздничное настроение, как говорится, душу веселят.

Делает игрушку вся семья. Вытачивают игрушку мужчины, в основном из липы, дерева мягкого. Женщины и девочки начи­ная с девяти лет, ее расписывают, красят, лачат. И от росписи игрушек никого нельзя оторвать, даже маленьких девчушек. Не хотят идти спать, и все! Еще одну фигурку сделать живой, улыбающейся, сверкающей яркими красками.

Слайд № 3

Майданцы любят рисовать на игрушках алые цветы, темно-зеленые травы и листья, золотисто-красные яблоки, спелые ягоды. Стоят эти крепкие матрешки, птички, коробочки и сияют звонкой радостной красотой. Кто ни взглянет на них, глаз отвести не может!

Во многих уголках нашей страны можно встретить Полхов- Майданские изделия. Может быть, и у вас дома они есть. Потому и назвали сами майданцы их «тарарушками». Зимой, когда случаются морозные солнечные дни, весь Полхов-Майдан выходит выносить свои раскрашенные игрушки на воздух, расставляют их на фанере, на снегу. Снег и цветы – вот какое чудо!

Но не только в Полхов-Майдане умельцы занимались народными промыслами. Во многих местах России люди занимаются разными промыслами. У каждого мастера своеобразная техника росписи игрушек, свой узор.

Хохломская роспись. Слайд №4

Побежала тонкая кисть художника по стенкам посуды, по донышку. Потянулись узором черные и красные завитки. Выросла золотая трава на ложке. Распустился красный цветок мальвы на плошке. Ягода клюквы поспела на поварешке. Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо. Называется эта роспись – «травка». Настоящая, хохломская роспись

Дымковская игрушка Слайд № 5

Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря ее колориту (цвету). Это снежной белизны фон, по которому написан простой узор геометрического характера: кружки, точки, полоски. Дымковские мастера любят насыщенный цвет: красно-алый, малиновый, синий, золотисто-желтый, фиолетовый.

Городецкая роспись Слайд № 6

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки.

Гжель Слайд № 7

Белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, называют «гжель» по имени небольшой подмосковной деревни Гжель. Там на заводах создают фарфоровые вещи, разные по форме и по росписи.

За что же гжель нравится всем? Чем она отличается от других росписей?

Да – прежде всего - своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России – синее – синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

Гжельские мастера большие фантазеры

В росписях разнообразие мотивов: травы, цветы, листья, геометрические орнаменты, изображения петухов, домиков, заборов.

На весь мир славятся мастера Вологды, своими вологодскими кружевами. Слайд № 8

Посмотрите, какие здесь узоры. Вологодское кружево почти всегда белое. Орнамент состоит из традиционных мотивов — цветов, кружевных геометрических узоров, птиц, деревьев, двуглавых орлов. Ячейки простой решетки крупны, благодаря чему фон прозрачен и узор виден отчетливо.

Издавна стремились люди украсить свой дом, одежду, игрушки, посуду. Они делали на домах резные наличники, шёлковыми разноцветными нитками женщины расшивали одежду. И каждый сарафан, каждая рубашка становились неповторимыми. Даже такую простую вещь, как ложку, народные умельцы украшали изображениями ярких листьев, цветов и ягод. А уж детские игрушки в руках мастеров становились произведениями искусства. Из поколения в поколение передавались секреты красоты. Сейчас эти традиции продолжают народные умельцы. Благодаря им нам по-прежнему улыбаются весёлые матрёшки, малыши водят за верёвочку деревянных лошадок, радуют глаз расписные глиняные «барыни» и свистульки. По всему свету разошлись изделия народных мастеров.

Вот такие кружева делают в наши времена. Ваши мамы вяжут салфетки. А в них тоже присутствуют свои неповторимый орнамент. (Рассматривание салфеток).

- Что это узор? (Ответы детей). Узор – это сочетание одного или нескольких одинаковых элементов при украшении предмета.

- А кто помнит, что такое ритм? (Ответы детей). Ритм в узоре создается, когда есть чередование элементов. Посмотрите, есть ли ритм в росписи этих узоров? (Ответы детей).

- Из чего состоит узор? /из линий/

3. Работа в тетради.

Откройте рабочие тетради на странице 42. Рассмотрите внимательно элементы растительных узоров. Возьмите в руку простой карандаш попробуем сначала нарисовать эти элементы в воздухе. А теперь возьмите цветные карандаши и изобразите эти узоры в полосах на странице 43.

4. Физминутка.

Не боимся мы пороши
Ловим снег
Хлопок в ладоши.
Руки в стороны, по швам
Снега хватит нам и вам.
Мы шагаем по сугробам крутолобым.
Поднимай повыше ногу
Проложи себе дорогу.

5. Изучение нового материала.

- Ребята скажите, кто еще рисует узоры? (Ответы детей).

Какой это мастер            
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (мороз)

Правильно.

- Вы, наверное, не раз видели, как рисует Мороз Иванович на оконных стеклах узоры, внимательно ли вы рассматривали эти узоры? /они сложные/

Мне однажды удалось сфотографировать, как работал Мороз Иванович.

Слайд № 9 Слайд № 10, Слайд № 11

- На что похожи рисунки Мороза Ивановича? /на узоры/

- Рисовать узоры интересно.

Сегодня мы с вами будем рисовать морозные узоры. Возьмите лист синей бумаги.

- Как вы думаете, почему мы будем использовать листы именно синего цвета? (Цвета зимы белый, синий, голубой. Это холодные цвета.) Расположите его в зависимости от вашей композиции.

Ребята, посмотрите, как я буду рисовать узор. (Показ учителя). А теперь, представьте, что вы стали Морозами. Вам нужно ночью разукрасить свое окошко, начинать украшать его можно с середины, с любого угла или с любой стороны. У вас должны получиться разные узоры, т.к. каждый из вас представляет его по-своему. А мы с гостями посмотрим, какие узоры вы придумали и изобразили.

Нашим гостям мы предлагаем тоже выполнить свой неповторимый узор.

6. Самостоятельная работа учащихся.

7. Итог урока.

Выставка работ учащихся.

- На доске выставлены ваши работы. Чтобы получились такие красивые узоры, вы работали аккуратно, вдумчиво выбирали свой узор.

- Нам всем понравились ваши узоры, и я предлагаю подарить нашим гостям на память об уроке наши морозные узоры. А они свои узоры оставят нам.