Цель: познакомить обучающихся с особенностями зрительного восприятия человека, научно объяснить некоторые явления зрительных иллюзий, связанных с преломлением света, дисперсией света.
Форма мероприятия: лабораторные работы по оптике в игровой форме
Возраст обучающихся: 8 класс
Материалы для лабораторных работ: Рисунки зрительных иллюзий, модель глаза, таблица « Зрение» из общеобразовательного курса оптики, материалы для наблюдения тени на сетчатке глаза, карандаш, линейка, бланки ответов участников игры, жетоны для жюри
Подготовительный этап для проведения мероприятия:
Жюри мероприятия: 2 обучающихся из обучающихся 10-11 классов. Знакомятся с программой мероприятия. Готовят для проведения мероприятия-жетоны для правильных ответов (в виде глаза из Египетских иероглифов), цветные жетоны для деления участников игры на группы.
Ведущий-маг (учитель): готовит программу мероприятия, оформляет вместе с помощниками-магами классную комнату, готовит материалы лабораторных работ, готовит сертификаты для победителей игры. В рамках подготовки к проведению мероприятия обучающиеся-участники должны пройти в школьном курсе темы «Глаз», «Близорукость», «Дальнозоркость», «Оптические приборы».
Помощники-маги: 2 обучающихся 8 класса - проводят вместе с учителем-магом мероприятие, готовят для проведения классную комнату, материалы для лабораторных работ.
Оформление класса для проведения мероприятия: на доске эпиграф:
«Зрение – самое совершенное и самое восхитительное из всех наших чувств» Д. Аддисон
класс оформлен моделью глаза, плакатами по близорукости и дальнозоркости, плакаты или фотографии, слайды « Мираж», « Гало», « Венцы», «Радуга».
Столы расставлены для формирования 4-х групп-участников, стол жюри, столы для лабораторного оборудования.
Ход мероприятия
Формирование групп участников. Всем присутствующим обучающимся члены жюри при входе в кабинет предлагают выбрать цветной жетон (выбор случаен) и пройти за стол с указанным цветом жетона. В результате формируются четыре стола участников , разделенных по цветовой гамме.
Первый этап мероприятия:
Учительмаг (в мантии и чалме) приветствует участников игры:
В магической лаборатории приветствуем гостей!
Сегодня многое узнаете из наших радостных речей.
Сегодня Вы про глаз узнаете то, что не знали до сих пор.
И тайны глаза разгадаете, о них сейчас наш разговор.
1-ый помощник (у модели глаза):
Великий Леонардо да Винчи в XVI веке при анатомировании человеческого глаза пришел к выводу, что глаз работает как камера-обскура. Знаменитый астроном Иоганн Кеплер сумел построить точную оптическую схему глаза, наиболее верно описал ход лучей внутри него. Он высказал правильное предположение: лучи, собранные хрусталиком, дают на светочувствительной сетчатке глаза, как в камере-обскуре, перевернутое изображение. Исследования физиков и врачей XX века показали, что это соответствует истине: мозг, а не глаз меняет « низ » с « верхом» еще раз ,облегчая нашу ориентацию в окружающем мире.
2-ой помощник:
Вот Вам сюрприз!
Глядите на предмет, а видите его вы верх ногами!
Не может быть! Так в чем же здесь секрет?
Сейчас увидите своими Вы глазами!
Проводится лабораторная работа «Наблюдение изображения тени на сетчатке глаза». На выполнение дается 5-7 минут.
Приборы и материалы (четыре комплекта): четный лист бумаги 40х60 мм с отверстием диаметром 2 мм, лист черной бумаги треугольной формы со стороной 30 мм. Лист для протокола лабораторной работы.
Ход работы:
- Получите тень от какого-либо предмета на сетчатке глаза, например от листочка бумаги. Для этого поднесите к глазу лист черной бумаги с малым отверстием на расстоянии 5-7 см на хорошо освещенный предмет (окно, лампу). Между отверстием и глазом расположите листок бумаги треугольной формы так, чтобы острый угол был виден на фоне светлого отверстия. Какое изображение вы видите прямое или перевернутое?
- Сделайте чертеж наблюдаемого изображения.
- Перемещайте треугольный листик вниз, вверх, право, влево и каждый раз отметьте направление полученного изображения.
- Сделайте вывод из проведенных наблюдений.
- Карту с записями эксперимента и чертежом передайте жюри.
(Жюри проводят оценку работ)
Второй этап мероприятия:
Учитель:
Как все прекрасно. Видите отлично!
Но я сегодня вам замечу лично,
Что глаз от совершенства наш далек,
И человека он в обман оптический вовлек.
Помощники скорее помогите:
Иррадиацию и астигматизм нам покажите!
1-ый помощник: Человеческому глазу черные участки изображений кажутся меньше белых участков такой же величины. Эта странная иллюзия называется « иррадиация».
Проводится лабораторная работа по иррадиации зрения. На выполнение дается 5-7 минут. Участникам раздаются материалы: линейка, циркуль, карандаш, рисунок:
Взгляните издали на рисунок и скажите: сколько черных кружков могло бы поместиться в свободном промежутке между верхним и нижним черным кружком: четыре или пять ?. Отчет запишите в бланк ответов. А теперь возьмите циркуль, линейку и , проведя. Необходимые измерения, ответьте опять на тот же вопрос : сколько кружков поместиться между верхним и нижним черным кружком ? Ответ запишите в бланк ответа с комментарием. Передайте бланк жюри.
(Жюри проводят оценку работ)
Проводится лабораторная работа по наблюдению астигматизма. На выполнение дается 5-7 минут. Предлагается группа рисунок:
Если посмотреть на рисунок одним глазом, то из четырех букв этой надписи не все покажутся вам одинаково черными. Заметьте, какая из букв всего чернее, и поверните рисунок боком. Произошла ли перемена? Какая из букв теперь кажется более черной? Запишите ответы в бланках работы с комментарием. Предайте бланки жюри.
2-ой помощник: Астигматизм это заболевание роговицы глаза. При этом она имеет яйцевидную форму. Это состояние приводит к ухудшению видимости как близких, так и дальних предметов. Наш глаз по различным направлениям не вполне одинаково преломляет лучи, а поэтому мы не можем сразу видеть одинаково и отчетливо, и вертикальны, и горизонтальные, и косые линии.
Третий этап мероприятия:
Учитель:
Секретов у природы много.
И в оптике они припасены.
Отправишься в пустыне ты в дорогу-
Тебя сопровождают миражи.
А радует цветами всей палитры
Нас мост на небе после сильного дождя.
А иногда, в мороз и в холод лютый
вокруг Луны и гало радует тебя.
Но в чем причина, кто ответить сможет?
Кто нам рисует эти миражи?
Ответь, в этом оптика поможет.
Ты только повнимательней смотри!
Участникам раздаются картинки с изображением 1стол- Гало вокруг Луны, 2 стол- радуга,3-стол- верхний мираж, 4-стол- нижний мираж. Участники должны заполнить таблицу и защитить свой ответ .На выполнение задания 5-7 минут.
Таблица ответа:
Название явления | Причина возникновения. Схема явления. |
Бланки передаются жюри. Пока идет защита 3 этапа игры. Жюри подводят итоги и объявляют результаты лабораторных работ. За каждую правильно выполненную работу выдается жетон. По количеству жетонов определяется победитель игры.
Четвертый этап. Заключительный.
Учитель: Вы все прекрасно постарались
Узнали многое о зрении!
А оптика не просто магия - а настоящее учение!
Участников всех поздравляем мы!
И дарим Вам всем в заключении
Вот эти маленькие памятки
«Гимнастика для глаз и зрения»!
Вручаются всем участникам игры памятки «Гимнастика для глаз при всех видах близорукости». (Приложение 1).