Раздел программы: «Технический труд».
Вид учебного труда: «Работа с разными материалами» (бумага, магниты).
Класс: 4 (II четверть).
Объект труда: творческая работа «Бабочка над цветком».
Время работы: 80 мин.
Оборудование, материалы, инструменты:
- демонстрационная работа,
- подкладочные клеенки,
- тряпочки для вытирания рук,
- баночки с клеем,
- бумага для рисования,
- цветная бумага,
- ножницы,
- коробка, открытая с одной стороны,
- кисти для клея,
- иголка в игольнице,
- нитки,
- 2 магнита,
- магнитофон,
- диск П.И. Чайковский «Времена года» (весна, лето),
- презентация PowerPoint.
Тема: «Как стать изобретателем» (Развитие творческих способностей учащихся в процессе уроков труда).
Гипотеза: творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей.
Акцент целей:
- Развивать творческие способности.
- Обучать творческой деятельности.
- Научить решать изобретательские задачи.
- Показать межпредметные связи (естествознание – труд).
- Создание творческого продукта (подарок родителям к Новому году).
Ход урока
1. Организация урока (1 – 2 минуты).
Учитель проверяет наличие на рабочих местах необходимых для урока материалов и инструментов.
Презентация, 1 слайд.
2. Изложение нового материала (5 – 7 минут).
Звучит музыка (Слышен шелест листьев, пение птиц).
У: - В какое время года мы попали?
Д: - Весна, лето.
У: - Объясните, почему вы так считаете?
Д: - Поют птицы, музыка наполнена радостью, жизнью.
У: - Что происходит с природой весной?
Д: - Расцветают цветы, появляются насекомые.
Презентация, 2 слайд.
У: - Посмотрите на таблицу и скажите, какая из данных карточек лишняя (цветок, рыба, бабочка, пыльца).
Д: – Рыба.
У: - Почему? Что связывает между собой три оставшиеся карточки?
Д: - Бабочки питаются пыльцой цвета и опыляют его.
У: - Молодцы! Ваши знания вам очень пригодятся.
Сегодня мы с вами будем изобретать, и у нас получится хороший подарок к Новому году. Эта работа будет маленьким уголком весны в вашем доме.
Работа называется «Бабочка над цветком».
Посмотрите, ребята, как бабочки кружат над цветком в поисках сладкой пыльцы.
На прошлом уроке технологии мы с вами подготовили подарочную коробку, оклеив ее цветной бумагой синего и зеленого цветов (одна сторона коробки изнутри оклеивается бумагой зеленого цвета, а все остальные стороны – синей) и элементы декораций (солнце, облака, цветы, деревья). Помимо этого нам сегодня потребуются еще 2 магнита.
У: - Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о магнитах. Где они были впервые найдены и как их называли?
Д: - Магниты были найдены в Древней Греции, близ города Магнезия. Называли их – магнетитами.
У: - Какие свойства магнитов вы знаете?
Д: - Сила магнита заметнее на его концах. У магнита два полюса - север и юг. Север и север – отталкиваются, север и юг – притягиваются.
У: - Где используют магниты?
Д: - В телевизоре, компьютере, радио, компасе…
У: - Какие свойства магнитов мы будем использовать в нашей работе?
Д: - Одинаковые полюса отталкиваются.
У: - Не забывайте об этом важном свойстве при выполнении работы.
Давайте рассмотрим этапы нашей работы.
Презентация, 3 слайд.
3. Практическая работа (30 минут).
- Солнце, облака и цветы приклей на подвесы (длина 5 см, складываются буквой «П» - одна ножка к детали, другая к коробке).
- Ко дну коробки приклей цветок с магнитом.
- Вдень нитку в иголку и протяни ее в кольцо на спинке бабочки, завяжи нитку, чтобы бабочка на ней висела.
- Проколи верх коробки и продень нитку. Ее длина должна быть такой, чтобы бабочка висела над самим цветком.
- Возьми спичку, чтобы держать нитку. Вынь иголку. Обмотай нитку вокруг спички и завяжи.
(Перед началом работы необходимо повторить правила работы с ножницами и иголкой).
4. Рефлексия урока. (2 минуты)
- Что нового я узнал на уроке?
- Что мне понравилось (не понравилось) на уроке.
- Мои пожелания себе, друзьям, учителю.
Приложение 1. Презентация PowerPoint.