Цели и задачи:
- закрепить знания учащихся о родном крае.
- повторить его историческое прошлое,
- воспитывать любовь к своей малой родине, посёлку,
- воспитывать чувство гордости за нашу Родину.
Оборудование: карта Саратовской области, план-схема ЗАО ПЗ «Трудовой», презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
(слайд 1)
Учитель: Тема урока – "Вот где нам посчастливилось родиться".
– Как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь? (…)
– Правильно. Сегодня мы вспомним, что изучали ранее о своем крае. О его прошлом, настоящем, назовём достопримечательности нашей местности и людей, которые всё это создавали и берегли.
3. Беседа о Родине.
Учитель: (слайд 2) Ребята, как называется страна, в которой мы живём? Чем она является для нас? (Россия. Родина )
Родина, Отчизна, Отечество – единственное, для каждого человека место, данное ему судьбой и завещанное ему предками. Как известно, понятие “Родина” имеет для нас несколько значений:
– Посовещавшись между собой отметьте: Какие значения имеет для нас слово Родина (…)
- это и великая страна с великой историей,
- это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков,
- где он познал первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные минуты своей жизни, люди вспоминают место,
- где родились, где прошло детство, т.е. свою малую родину, как часть своего большого Отечества.
Слайд 3 “Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: “Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия.
– Как вы понимаете эти слова
Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина”.
– Послушайте стихотворение Никитина «Русь».
Ученик читает стихотворение А. Никитина “Русь” (Слайды 4-10)
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят великанами…
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.
Уж и есть за что
Полюбить тебя,
Назвать матерью…
Учитель: Ребята о чём это стихотворение. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране.
Ученик: (слайды 11-12)
Что такое Родина? Это запах хлеба,
Солнышко лучистое, голубое небо,
Это травы сочные, это реки быстрые,
Это степи пыльные и луга душистые.
Что такое Родина? Всё, что людям свято,
И могила павшего за Родину солдата.
Пусть восходит солнце над отчизной нашей,
Нет любимей Родины и милей и краше.
Учитель:
– Скажите.чем интересно место, в котором мы живём?
– Есть ли у вас любимое место в селе, за околицей (ответы…
А вы знаете, как проходило заселение этой территории, кому мы обязаны освоением этого уголка Заволжья?
– Правильно, мы обязаны империатрице Екатерине II.
– Предоставим слово Колохматовой Даше она нас познакомит с историей села .
Ученик: (слайды 13-17)
4 декабря 1762 г. Екатерина Великая, опубликовала Манифест (о позволении иностранцам селиться в России, документ был витиеватый).
Через полгода, 22 июля 1763 г. был издан ещё один Манифест (о дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, где оговаривались их правах и льготы).
Для доставки переселенцев были заключены контракты с иностранными предпринимателями. Наиболее активным вызывателем стал Барон Кано де Борегард с товарищем.
Новые организаторы живо взялись за дело. Они вели агитацию: «Идите с нами в Россию, там открыла Екатерина, сама немка, для своих бедных мужиков рай».
Барон Борегардт де Кано основал двадцать шесть колоний.
Названия колониям поселенцы давали по месту своего прежнего проживания или в честь основателя или старосты колонии. Первую и главную свою колонию Борегард назвал именем императрицы – Катариненштадт, вторую – в честь наследника российского престола Павла Петровича – Паульская (Павловка). Паульское – колония была основана 7 июня 1767 года. Колония поселена на луговой стороне р. Волги.
Ученик: Ребята ответьте на мой вопрос почему первые поселенцы выбрали это место. (луговая сторона, рядом с рекой)
Учитель: (слайд 18) Вспомним какие реки протекают по левобережной стороне Волги? Показать на карте. (Бол. и Мал.Караман, Бол и Мал. Иргиз, Бол. и Мал.Узень, Камелик, Еруслан ...)
Учитель: Вдоль Волги всегда росли леса. Трифонов Антон назовёт какие деревья встречаются сейчас в лесничестве.
Ученик: Мой дедушка Козлов Виктор Иванович 14 лет проработал лесником в лесхозе. Он сказал что в наших лесах растут: дуб, тополь чёрный, осина, ясень, вяз, липа, сосна, клён остролистный, тутовник, тополь пирамидальный, ива, берёза, акация белая, тополь белый, клён ясенелистный.
Учитель: (слайд 19) Дома для первых поселенцев их было 12 человек, построили крестьяне Вольского округа. А в дальнейшем поселенцы уже выстраивали дома сами. Всё больше и больше людей расселялось по территории заволжья.
С каждой переписью численность населения росла (слайд).
Сейчас в селе проживает 1714 человек.
Ученик: (слайды 20-22)
Жители колонии занимались исключительно сельским хозяйством в частности табаководство. Здесь практиковался трехпольный севооборот, при котором наблюдалось такое чередование посевов: одно поле засевали рожью, картофелем, второе – пшеницей, третье оставляли на «пар».
Землю обрабатывали при помощи деревянного плуга с железным ножом, в плуг впрягали пару, а то и тройку лошадей. Созревший хлеб убирали косою, собирали в стога. Большинство колонистов старались обмолотить их как можно скорее при помощи тяжёлых, каменных катков.
Выращенный табак шёл не только на местную табачную фабрику (в Екатериненштадт), его начали экспортировать.
В колонии Паульской широко развито было такое ремесло как соломоплетение. Этим ремеслом занималось все население.
Самым необычным ремеслом было изготовление курительных трубок.
Оно зародилось в непосредственно в нашем селе Паульское Николаевского уезда Самарской губернии в конце XVIII – нач. XIX в.в., затем перекочевало в другие уезды Саратовской губернии. Сырьём служили корни и стволы берёзы и клёна.
Учитель. Ребята,чем сейчас занимаются жители нашего села работающие в ЗАО ПЗ «Трудовой».
- какая техника используется на полях?
- что выращивают ?
Учитель: Я знаю что со своим классным руководителем вы работаете над проектом «Заслуженные работники ЗАО ПЗ Трудовой». Назовите их и за что они занесены на доску Почёта.
4. Обобщение знаний.
– Ребята. Что вы узнали сегодня на уроке? (…)
Чтобы закрепить весь полученный материал вы с вами проведём игру.
Игра «Своя игра» (слайды с 23 и дальше)
– За что вы любите своё село?
– Чем прекрасна наша малая родина?
– Хотели ли вы остаться здесь жить?
– Что надо сделать для того, чтобы сохранить наше село?
5. Подведение итога урока.
Оценки за урок
По игре:
от 18 до 22 – 5;
от 14 до 17 – 4;
от 10 до13 – 3.
Поблагодарить за урок.