Цели урока:
1) Познакомить учащихся с новым классом
неорганических соединений — основаниями.
2) Рассмотреть классификацию, состав и
номенклатуру оснований.
Оборудование: Твердые шелочи и их растворы - NаОН, КОН, Са(ОН)2 — в виде “известковой воды”. Свежеполученные осадки гидроксидов нерастворимых оснований – Cu(OH)2, Zn(OH)2, индикаторы.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка домашнего задания
II. Новая тема.
(Слайд 1)
Состав и названия оснований.
Вопрос: Что в приведенных формулах общего?
(Слайд 2)
NаОН, КОН, Са(ОН)2, Fе(ОН)3.
К таким соединениям относятся основания. Молекулы оснований содержат атомы металла и атомы кислорода и водорода в виде гидроксогруппы – ОН.
Особенности группы - ОН:
1. Эта группа является остатком от молекулы воды Н—ОН.
2. Гидроксогруппа представляет собой ион с зарядом —1. Считать вместе с классом заряд иона: (0 -2Н+).
3. Группа ОН- является сложным ионом, т. е, имеет общий электрический заряд и состоит из двух элементов, этот ион всегда пишется вместе, кислород и водород в гидроксогруппе не разъединяются.
Связь между ионом металла и гидроксогруппой М—ОН ионная, а связь между кислородом и водородом — ковалентная полярная.
(Слайд 3)
Общая формула оснований: М(ОН)n, где М — металл; п — число гидроксогрупп, и одновременно с. о. металла.
(Слайд 4, 5)
Классификация оснований.
(Слайд 6)
Основания
Познакомить детей с таблицей растворимости, научите их пользоваться ею. Положительно заряженные ионы называются катионами, а отрицательно заряженные — анионами.
Задание по определению растворимости оснований — Мg(ОН)2 , А1(ОН)3, Ni(ОН)2 , Со(ОН)2.
Понятие о качественных реакциях
Демонстрация образцов оснований — как в твердом виде, так и в виде растворов.
Растворить кристаллические NаОН и КОН в воде. Ребята наблюдают хорошую растворимость щелочей в воде, можно дать потрогать пробирку, в которой растворяете щелочь. Она заметно нагреется.
Дать тривиальные названия щелочей — едкий натр, едкое кали
(шерстяные ткани в этих растворах быстро разрушаются. При попадании на кожу человека растворы этих веществ вызывают образование язв, сильно разбавленные растворы мыльные на ощупь, поэтому их и назвали едкими щелочами. Обращаться с ними надо осторожно, не допускать попадания их в глаза и под ногти. Едкие щелочи применяются в производстве мыла и стиральных порошков).
Гидроксид кальция — твердое порошкообразное вещество белого цвета, это соединение малорастворимо, тем не менее, это щелочь. Прозрачный раствор едкого кальция называется известковой водой.
Вопрос: Как отличить известковую воду от других растворов?
• Пропустить через нее углекислый газ. Вскоре раствор помутнеет.
Учитель получает СО2 и демонстрирует помутнение известковой воды. (Можно после этого пропустить С02 через едкое кали или едкий натр, чтобы убедились, что помутнение наблюдается только в случае известковой воды.
Реакции, в результате которых доказывается наличие данного вещества или иона, называются качественными.
Любая качественная реакция сопровождается каким-либо внешним эффектом: образованием осадка, или газа, появлением запаха или изменением цвета. Вещество, с помощью которого доказывается наличие другого вещества, называется реактивом на определяемое вещество.
В данном случае СО2 — реактив на известковую воду. Если бы нам, надо было определить СО2, то мы использовали бы известковую воду. И в этом случае, известковая вода была бы реактивом на СО2.
Реактивы бывают не только на 1 какое-либо вещество, но и на целый класс веществ.
Все щелочи можно определить с помощью особых реактивов — индикаторов.
(Слайд 7)
Для щелочей:
- 1) бесцветный фенолфталеин — становится малиновым
- 2) фиолетовый лакмус — синим
- 3) метиловый оранжевый — желтым.
При добавлении индикаторов к нерастворимым основаниям изменение окраски не происходит.
III. Закрепление.
(Слайд 8)
(Слайд 9, 10)
Вариант I Вариант II
1.Даны вещества:
CaO; Al(OH)3; HCl; KOH; Na2SO4; MgO; Ba(OH)2; H2SO4; N2O5; NaOH; HNO3; Cu(OH)2; MgCO3; Fe(OH)3
Выбрать щелочи. Выбрать нерастворимые основания.
IV. Домашнее задание:
(Слайд 11)
§19. упр. 2, 3, 5,6.