Цель: Прививать любовь учеников к чтению книг.
Задачи:
- воспитывать у учащихся интерес к книгам, бережное отношение к художественной литературе; чувство коллективизма.
- развивать память, внимание, речь, мышление, воображение, смекалку.
- расширять читательский кругозор детей.
Оборудование: кроссворд, таблички с частями пословиц о книгах, выставка детских книг, панно с изображением сказочных героев.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята, мамы, папы, бабушки и дедушки. Мы рады видеть вас на нашем «Празднике книги». Русская народная пословица гласит: «Книжное царство – мудрое государство». И действительно, книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей. Книги помогут понять окружающую среду, жизнь, поэтому их нужно читать вдумчиво, бережно, внимательно. И сегодня мы посмотрим, какие вы читатели.
Первое наше задание – «Важное слово». Разгадав кроссворд, мы прочитаем с вами очень важное слово.
-
33 богатыря
К нам пришли сюда не зря.
Изучая их секреты,
Ты на всё найдешь ответы,
Но скажите нам пока,
Как зовут их? ( Азбука) -
Должен он пораньше встать,
Чтоб за партой не зевать,
Чтоб проверить, все ль, а порядке?
В ранце ль книжки и тетрадки?
А вопрос возник такой:
Кто он? (Ученик) -
Когда приходим мы в свой класс,
Она встречает первой нас.
Она добра, хоть и бывает строгой,
В мир знаний открывает нам дорогу.
Кто это – назовите. (Учитель) -
Путешествуя по странам,
По морям и океанам,
И по суше, и средь вод –
Мне не нужен пароход,
Поезд, самолет, автобус,
Потому что есть, друзья,
Шар волшебный у меня.
Называется он? (Глобус) -
У каждой девчонки и у мальчишки
Есть эта книжка, заветная книжка,
Читают и ныне, читали и встарь
Чудесную книгу с названьем (Букварь)
Вот, ребята, мы разгадали кроссворд, и теперь мы можем наше важное слово прочитать по вертикали. Это слово (все) – Книга.
А теперь конкурсы, посвященные книге. Проводить их будут сказочные герои.
Старик Хоттабыч: Здравствуйте ребята! Вы меня узнали? Из какой я сказки? (Старик Хоттабыч)
Молодцы! Моё задание будет таким: я читаю отрывки из книг, вы называете произведение и автора.
-
Как ты смеешь, мужик, спорить со мной,
Со мной, дворянкой столбовой?
Ступай к морю, говорят тебе честью.
Не пойдешь – поведут поневоле.
(А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке») -
Вдруг из маминой из спальни
Кривоногий и хромой
Выбегает умывальник
И качает головой.
(К. Чуковский. «Мойдодыр») -
Пообедал я сперва
За решеткою у льва,
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.
(С. Маршак. «Где обедал воробей») -
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые –
Все скорлупки золотые.
(А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане») -
Оглядев с тревогой тир,
Говорит в ответ кассир:
– Вам придется на колени,
Дорогой товарищ, встать –
Вы же можете мишени
Без ружья рукой достать.
(С. Михалков. «Дядя Степа»)
Молодцы, ребята! На все мои вопросы ответили. (Старик Хоттабыч выдергивает волосок из бороды, колдует и уходит).
Ведущий: Ой, ребята, а чья это песня слышна? (Под фонограмму песни выходит, танцуя, Красная Шапочка.)
Красная Шапочка: Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Вставайте в круг, давайте вместе со мной поиграем. (Красная Шапочка проводит игру «Передай корзинку». Под музыку дети передают друг другу корзинку Красной Шапочки. Когда музыка замолкает, тот, у кого в руках оказалась корзинка, выходит в центр круга и танцует под аплодисменты.)
Молодцы, ребята! А теперь давайте посмотрим на нашу книжную выставку. Все представленные на ней книжки можно взять в нашей библиотеке. А вот и сама хозяйка библиотеки. Поприветствуйте её. (Дети рассаживаются по своим местам и слушают небольшое выступление библиотекаря о книгах).
Когда библиотекарь уходит, в зал вбегают Буратино, Незнайка и Рассеянный с улицы Бассейной.
Буратино: Добрый день, дорогие ребята. Вы нас узнали? У нас к вам самое сложное задание. Соберите разрезанные пословицы, и вы узнаете много интересного о книгах. (Буратино, Незнайка и Рассеянный с улицы Бассейной раздают детям карточки, помогают собрать пословицы и прикрепить их к панно).
- Мудрый не тот, кто много знает, а тот, кто знает, что нужно.
- Книга – это дорога от сердца к сердцу.
- Кто учится без книг, тот решетом воду черпает.
- Книга – путь к знанию для человека.
- Знания – лучше богатства.
Незнайка: Молодцы, ребята! Давайте вместе с нами ещё раз прочитаем эти пословицы.
Буратино: Да, без книг нигде не проживёшь.
Рассеянный с улицы Бассейной: Ребята, любите книги, читайте их, дружите с ними!
(Буратино, Незнайка, Рассеянный с улицы Бассейной уходят).
В зал входят Доктор Айболит, Снежная Королева, Шапокляк, почтальон Печкин, царь Салтан, разбойники.
Ведущий: Ребята, кто может назвать наших героев, из каких сказок они к нам пришли? (дети по очереди отвечают). А ведь эти герои здесь не случайно. Сейчас каждый класс покажет, как подготовился к нашему празднику, какие книги прочитал. Наши герои будут жюри. (Дети показывают небольшие инсценировки из сказки, читают стихи).
Почтальон Печкин: Молодцы, ребята. Мне по почте из страны «Книга» пришло много посылок. Я обязан доставить их по адресу. (Доктор Айболит, Снежная Королева, Шапокляк, почтальон Печкин, Царь Салтан, прощаются и уходят).
Ведущий: Вот и окончился наш праздник. Ребята, вам понравилось? Книга – наш самый лучший друг. Любите книги, берегите их, не забывайте о них. А в классах на уроках изобразительного искусства нарисуйте, пожалуйста, иллюстрации к тем книгам, которые вы читаете. А наши герои оценят ваше творчество.
Возможные варианты конкурсов.
1. Викторина «Кто в кого превращался»
- Князь Гвидон. (комар, муха, шмель).
- Великан-людоед из сказки Ш. Перро. (Во льва, мышь)
- Одиннадцать братьев-принцев. (В диких лебедей)
- Коротышка Листик из книги Н. Носов. (В ослика)
- Гадкий утенок. (В лебедя)
2. Хорошая игра «От мухи до слона».
Нужно назвать недостающие имена животных (самых известных литературных героев).
- Муха… (цокотуха)
- Пчела… (Майя)
- Курочка… (Ряба)
- Попугай… (Карудо)
- Уточка… (Серая Шейка)
- Гусь… (Мартин)
- Крыса... ( Шушера)
- Черепаха… (Тортилла)
- Братец… (Кролик)
- Оленёнок… (Бемби)
- Лиса… (Алиса)
- Кот… (Базилио)
- Пудель… (Артемон)
- Медведь… (Балу)
- Крокодил… (Гена) и т.п.
3. Игра «Определи лишнее»
- «Чип и Дейл», «Утиные истории», «Том и Джерри», «Ну, погоди».
- «Почтальон Печкин», «Матроскин», «дядя Фёдор», «Шарик».
- «Кот Баюн», «Ивашка», «Кощей Бессмертный», «Змей Горыныч».
4. Блиц-конкурс
- Кому из литературных героев принадлежат туфли-скороходы и волшебный посох? (Маленькому Муку)
- Назовите трёх русских былинных богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович)
- Какое лекарство хотела дать Маьвина Буратино? (Касторку)
- Какое учёное звание имел хозяин кукольного театра Карабас-Барабас? (Доктор кукольных наук)
- Кем был по профессии Гулливер? (Судовым врачом)
- Кто говорил эти волшебные слова: «Бамбара, чуфара, лорики, ёрики, пинаку, трикапу, скорики, лорики»? (Бастинда из сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
- Кому из литературных героев принадлежал термометр? (Айболиту из сказки К.И. Чуковскому)
5. Игра «Знатоки книг»
Найти четырех героев одного произведения, назвать это произведение.
- Старушка, Снежная королева, золушка, Иван-Царевич, Лиса, Женя, Матрешка, Павлик, дядя Степа, Витя. (В. Катаев «Цветик-семицветик»)
- Колобок, Волк, Муха-цокотуха, Медведь, бабушка-пчела, девочка, Комар, Василиса, Кузнечик, стойкий оловянный солдатик. (Чуковский «Муха-цокотуха»)
- Осёл, Герда, Лиса, петух, Емеля, Ванечка, Собака, Чип и Дейл, Кот, дядя Степа, Машенька. («Бременские музыканты»)
- Г.И. Василенко, Н.А. Касаткина и др. «Внеклассная работа в школе. Дни наук в начальной школе.» Издательство «Учитель», 2006.
- «Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 1, 2 классов» Составители Л.С. Бескоровайная, О.В. Перекатьева, С.А. Шин. Серия «Школа радости». Издательство «Феникс», 2002.