Пр.сод.: закрепить знания детей о зимних изменениях в природе и умение устанавливать простейшие связи между ними. Учить детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, учить составлять описательный рассказ по картине, учить подбирать нужные по смыслу прилагательные. Воспитывать любовь к природе.
Ход занятия
Восп.: Ребята, пока вы завтракали, к нам пришла телеграмма, только я не знаю от кого, я вам её сейчас прочитаю. Вы послушайте и отгадайте кто её написал.
Телеграмма
Приходите ко мне в гости в зимний лес.
Подпись: Прыг-скок, трусишка!
Хвост-коротышка,
Ушки вдоль спинки,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета:
На зиму и лето
Восп.: Кто это ребята?
Дети: Заяц.
Восп.: Сегодня мы с вами отправимся в гости к зайцу, в зимний лес. В лесу сейчас тихо и очень одиноко. Поэтому нам нужно взять с собой друзей, ведь там нам понадобятся их помощь и взаимовыручка. “Давайте за руки возьмёмся, встанем в круг, каждый человек человеку друг. Будем все дружить и дружбой дорожить”.
(Дети взявшись за руки идут в лес)
Восп.: Ребята, а в лесу много снега и огромные сугробы, поэтому я пойду первая, а вы за мной, шаг в шаг. Поднимаем повыше колени, чтобы не провалиться, посмотрите какая еловая лапа над нами повисла, нагнитесь пониже, чтобы её не задеть, а теперь пойдём по дорожке. Как называется дорожка в лесу?
Дети: Тропинка. (дети идут змейкой)
Восп.: Послушайте какая тишина в лесу, посмотрите какая красота! В это время в лесу шуметь нельзя. Почему?
Дети: Все спят
(Звучит музыка, дети рассматривают изображение зимнего леса на картинках)
Восп.: А где же наш зайчик? А вот и он. Ребята, а почему он прячется?
Дети: Он боится хищных зверей.
Восп.: Зайчик выходи к нам, не прячься.
(Появляется зайчик)
Заяц: Какое время года сейчас?
Дети: Зима.
Заяц: Как вы догадались?
Дети: Холодно, снега много, дети тепло одеты, деревья голые и т.д.
Восп.: Ребята, а зайчик наш правильно оделся?
Дети: Правильно. Шубка белая, теплее, помогает прятаться от волка и лисы.
Заяц.: Вот вы загадки умеете отгадывать, отгадайте и мою загадку. “Зимой и летом одним цветом”, что это такое?
Дети: Ёлка.
Восп.: Покажите ёлочку. А это что за дерево рядом?
Дети: Берёза.
Восп.: Как Вы догадались?
Дети: По стволу.
Восп.: А чем берёза отличается от ёлки?
Дети: На берёзе были листья, а на ёлке иголки.
Заяц (начинает дрожать): Ой, как же холодно в лесу
Восп.: Замёрзли, наверное? Давайте поиграем. Игра “Холодно-Жарко” (снег, солнце, огонь, холодельник, печка, мороз)
Восп.: Да,ребята, холодно в лесу, давайте с вами вернёмся в детский сад, погреемся. Я надеюсь и ты зайчик с нами пойдёшь.
Заяц: Конечно, с удовольствием.
(Дети садятся на свои места, звучит живая музыка)
Восп.: Мы были с вами в лесу, там было очень тихо, а сейчас мы вернулись в город. Здесь очень шумно. Зайчик, ты хочешь ребята тебе расскажут почему здесь так весело?
Заяц: Да.
(Воспитатель предлагает детям для рассматривания картину “ Зимой на прогулке”) (музыка)
Восп.: Какое время года изображено на этой картине?
Дети: Зима.
Восп.: Почему вы так решили?
Дети: Много снега, дети тепло одеты, катаются на санках, на лыжах и т.д.
Восп.: Какой снег зимой? Вспомните.
(Словарная работа: Снег – белый, пушистый, мягкий, холодный, искристый…)
Восп.: А что делают мальчики на улице?
Дети: Мальчики катаются на санках.
Восп.: А что делают девочки?
Дети: А девочки играют со снегом. (физкульминутка)
Восп.: А сейчас давайте попробуем составить по этой картине рассказ. Послушайте ещё раз на какие вопросы мы должны дать ответы:
- Какое время года изображено на картине
- Какой снег зимой
- Что делают мальчики
- Что делают девочки
Заяц: Я… Я уже придумал рассказ!
Восп.: Давайте послушаем.
Заяц: Наступила зима. Выпало много снега, снег белый, пушистый, мягкий, холодный, дети тепло оделись и пошли гулять. Мальчики катаются на санках, девочки играют со снегом. (Рассказ в звукозаписи)
(Заслушать 2-3 рассказа детей)
Восп.: Кому весело зимой?
Дети: Людям, детям.
Восп.: А кому зимой грустно?
Дети: Птицам и зверюшкам.
Восп.: А как мы можем им помочь?
Дети: Повесить кормушки, подкармливать птиц и зверей.
Восп.: Ребята, где мы сегодня побывали на занятии?
Дети: В лесу.
Восп.: Какой рассказ мы составляли? Что мы узнали про снег, какой он бывает?
(Дети отвечают)
Восп.: Хотите немного повеселиться?
Дети: Да.
Восп.: У меня есть волшебная корзина. Поиграем с вами в игру “Попади в цель”. Но для этого нам с вами понадобятся снежки. Возьмите лист бумаги, сожмите его крепко, вот и получился снежок. А теперь вы будете бросать в эту волшебную корзину и говорить за что вы любите зиму.
(Дети сыграли, зайчик залезает в корзину)
Заяц: Ребята, вы бросали сюда холодные снежки, а достали сладкие (конфеты “снежок”)
Восп.: На этом наше занятие закончилось. Спасибо.
(Раздаём детям “снежки”)