Урок по предмету "Окружающий мир" в 4-м классе по теме "Береза — краса родного края"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Дать понятие о красоте и пользе березы. Воспитывать чувство бережного отношения к окружающей среде, разумно использовать ее богатства.
  • Расширять кругозор.
  • Развивать речь.

Наглядность: картина родного края, картины о березе, берестяные листья, гербарий березы, береста, лекарст­венные травы, чага.

Ход урока.

Организационный момент.

Дорооболорун! – Здравствуйте!

Сегодня, какое число? Какой месяц? (ответы)

Сего­дняшний урок наш посвящен к природе.

Класс разделен на 4 группы. У каждой группы свое название по временам года.

Вводная беседа:

Мы хозяева нашей природы. Человек многим обязан природе. Именно чем же дорога нам природа, лес? (ответы учащихся)

Нам, как и всем живым существам нужны: воздух, вода, пища. А их дает нам природа. Она радует, восхищает нас своей красотой. В природе все удивительно.

Наша Якутия очень богата лесом. Лес занимает 139 млн. гектара от территории республи­ки. Оказывается 1 гектар леса выделяет 200 кг, кислорода, 1 гектар леса впитывает 280 кг, углекислого газа 1 гектар леса держит 40 т. пыли.

Отсюда видно, как нам нужен, полезен наш лес. В лесу деревья. Они украшают землю и очищают воздух и приносят очень большую пользу.

Сейчас узнаете, отгадав загадку, о каком дереве идет речь.

Говорят, есть белотелое дерево, в белом одеянии, которым везде пользу­ются (береза).

Мы сегодня узнаем о красоте и пользе березы, что можно получить, сделать из березы. Мы все знаем березу, она часть природы.

- Что вы чувствуете, ощущаете, услышав слово береза? (ответы учащихся).

Народ с любовью называет ее березонькой, кудрявой, белоствольной, нарядной. Поэто­му очень много стихов, песен сложено о ней. Давайте. Вспомним, какие стихи или песни мы знаем о ней.

Чтение учащихся: Береза. С.Есенин читает ученик

Хатын. П.Тобуруокап читает ученик

А теперь вспомним песни о березе.

Хоровое пение «Во поле береза стояла»,

«Земелюшка - чернозем».

Показ картины «Березовая роща». Художник пишет красоту березы нашего края.

Внимательно смотрим и отвечаем на такой вопрос. Какое название дали бы этой картине?

Ваше отношение к картине (ответы учащихся).

Слушание музыки. Прозвучит песня «Манан мастар» в исполнении Раисы Захаровой.

Какая мелодия у этой песни? (ответы учащихся)

Вывод: Каждый передает красоту березы, какой он ее видит и это передает через свое чувство.

Береза широко распространена в наших лесах. Она часто растет на вырубках, на брошенных полях. Живет она долго. К 80 годам дерево может достичь высоты 30 м. Ши­рокое распространение березы объясняется тем, что она не прихотлива к климату, может расти на любых местах.

Как размножается береза?

Ранней весной появляются на березке длинные сережки. Осенью созревают семена, и плод березы разносится ветром (показ гербария).

Показ картины (березовый лес, березовая роща). У березы ствол с темными крапинка­ми. Листья вырезные, они летом зеленые, осенью желтые (картины по временам года).

Творческая работа.

Сначала давайте вспомним наши золотые правила, которые вы сами приняли, когда работали в группах.

  • Порядок время бережет
  • У коллектива большая сила.
  • Сначала подумай, потом говори.
  • Больше дела, меньше слов.

Сочиняем 4-х стишие про березу. Каждая группа сочиняет по названию своей группы. Группа «Весна» - весеннюю березу, группа «Лето»- летнюю березу, группа «Осень» -

Осеннюю березу, группа «Зима» - зимнюю березу.

Каждая группа защищает свою работу.

Вывод: В любое время года береза красива и хороша.

Береза – одна из самых красивых, полезных, нужных деревьев. Она широко применяется в быту, хозяйстве, медицине.

Березовая древесина идет на мебель, изготавливают домашнюю посуду, сувениры, шка­тулки.

- Кора березы как называется? Береста – туос. Береста – защитный покров дерева. Из бересты делают очень красивые вещи.

Давайте посмотрим по порядку. Показ деревянных и берестяных посуд, сувениров, шкатулок и одновременно прикрепляются на доске названия и рисунки предметов: чо­роон, матаарчах, ложка, мутовка, шкатулка из бересты, ыа5айа, тууйас, шкатулка, украше­ния: кулон, бастыца, орнаменты.

Вывод: Береза – ценный природный материал. Берестяные вещи удобны, практичны, прочны.

Береза полезная для нашего здоровья. Из листьев, почек березы делают настойки при болезни почек, печени. Деготь березовый при кожных заболеваниях, чага (березовый гриб) при болезни желудка (все препараты показываются наглядно). Большим спросом пользуется березовый веник. Зеленый цвет листьев и запах успокаивают нервы человека и снимают усталость.

Вывод: Береза – лечебное растение.

Обобщение.

Что узнали нового? К чему научились? (ответы учащихся).

Мы очень многое узнали о березе, об ее красоте, об ее использовании в хозяйственном быту, прикладному искусству, медицине.

Необходимо ценить и любить природу, разумно использовать ее богатства.

Домашнее задание:

для организации выставки принести берестяные посуды, сувениры, поделки, фотографии березы, березовой рощи.