Управление ДОУ по результатам — эффективное управление

Разделы: Работа с дошкольниками


Детский сад образован в селе Узон в 1985 году. Двухэтажный детский сад находится рядом с новой школой в центре села, символизируя непрерывность образования сельских детишек. МДОУ «Радуга» посещают 70 детей. Функционируют 3 группы: младшая – 24 ребенка; средняя – 23 ребенка; младшая – 23 ребенка.

Чтобы управление было эффективным, особое внимание должно уделяться целостному анализу деятельности ДОУ, необходимо понимать, что способность руководителя адекватно оценивать и эффективно использовать личные качества людей в коллективной деятельности, использование передовых подходов к образовательному процессу и технологии их реализации, создание педагогических условий, обеспечивающих развитие творческой деятельности дошкольников, являются средствами достижения цели. Многое зависит от личности преподавателя, обладающего особым комплексом личностных, профессиональных и поведенческих качеств.

Для развития творческих способностей детей необходимо организовать целостную систему его обучения и воспитания, обеспечивающих комплексность воздействий. Ребенок становится субъектом образовательного процесса. Отношения с ребенком строятся на принципах, предполагающих ориентацию педагогов на опыт ребенка, привитие интереса к образовательному процессу, на основе педагогического сопровождения и поддержки, сотрудничества, сотворчества. Учебно-воспитательный процесс обеспечивает создание предметно-развивающей среды. Родители, даже если не заняты на работе, то предпочитают, чтобы их дети получали воспитание именно в детском саду. Развитие детей, их дошкольная подготовка дают хорошие результаты при дальнейшей учебе в школе.

Обучение и воспитание детей осуществляется по программе «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой. Организовано бесплатное дополнительное образование по следующим направлениям:

  • фольклорный кружок;
  • кружок «Веселая математика»;
  • физкультурный кружок «Непоседы»;
  • кружок народного пения «Звонкие голоса».

Большое внимание в детском саду уделяется здоровью детей. В связи с этим был открыт центр физической культуры. Для укрепления здоровья малышей круглый год проводится витаминизация. Для этого осенью осуществляется сбор лекарственных растений, а также ягод в плодово-ягодном саду при детском саде. Таким образом, осуществляется полноценное питание воспитанников. Имеются спортивная и игровая площадки. Приобретены велотренажер, беговая дорожка, сухой бассейн, полоса препятствий, гимнастические мячи, тактильная дорожка. Проводятся точечный массаж, дыхательная гимнастика, прогулки, закаливание.

В МДОУ «Радуга» ведется опытно-экспериментальная работа. Тема ОЭР - «Разработка системы становления творческого опыта дошкольников в творческом образовательном пространстве «ДОУ – школа - село».

Анализ инновационной деятельности МДОУ «Узонский детский сад «Радуга» показывает, что общим направлением является становление системы становления творческого опыта дошкольников в образовательном пространстве «ДОУ – школа - село», а вводимым новшеством – разработка системы становление творческого опыта дошкольников и учащихся по вокальному искусству, разработка системы развития творческих способностей старших дошкольников в проектной деятельности. Приоритетное направление деятельности нашего детского сада - «Ребенок в мире музыки».

Построение процесса обучения и воспитания на основе управления по результатам позволяет в МДОУ «Радуга» с. Узон спрогнозировать эффективность образовательного процесса на уровне воспитанника, уровне воспитателя, уровне управления.

На уровне системы управления активизировать методическую работу воспитателей, создать оптимальный учебно-воспитательный план, работающий на реализацию приоритетной идеи; реализовать систему психолого-педагогического мониторинга, стимулировать воспитателей по результатам работы.

На уровне воспитателя оптимизировать, индивидуализировать процесс обучения и воспитания; создать надежную систему мониторинга психолого-педагогического развития каждого ребенка, усвоения знаний на уровне стандарта дошкольного образования и психологических процессов; осуществлять воспитание и обучение в режиме педагогической поддержки, сотрудничества, сотворчества; повышать педагогическую квалификацию; использовать современные педагогические технологии.

На уровне воспитанника можно определить зоны актуального и ближайшего развития каждого ребенка на основе психолого-педагогического мониторинга; формировать положительную мотивацию творческой деятельности воспитанников; осуществлять дифференцированный индивидуальный подход на протяжении всех лет посещения им детского сада.

Об эффективности средств и методов достижения цели программ указывают достигнутые личные результаты воспитателей и педагогического коллектива.

Достижения педагогов и воспитанников являются наглядным подтверждением эффективности построенного образовательного процесса на уровне воспитанника, уровне воспитателя, уровне управления. Приведем примеры.

Музыкальный руководитель в МДОУ «Радуга» - Бадма-Ханда Норбоевна Дашипылова. Она является педагогом I-й категории, преподает детям музыкальную грамоту, проводит утренники. Помогают ей в творческой работе воспитатели. Дети учатся музицировать на музыкальных инструментах. Выпускники детского сада владеют музыкальной грамотой, поют. Например, выпускник детского сада Дашипылов Дондок – лауреат III международного конкурса-фестиваля детской эстрадной песни «Славянский венец» в г. Варна (Болгария), лауреат окружного и краевого конкурса «Музыкальный дождик».

Высокий уровень педагогической культуры музыкального работника обеспечивает развитие творческого потенциала ребенка. В настоящее время уже доказано, что для успешного развития одаренных детей необходим специально подготовленный педагог. Учебно-воспитательная работа с одаренными детьми имеет свои особенности. Поэтому особых слов заслуживают результаты работы музыкального работника Дашипыловой Б-Х.Н.:

  1. Ею разработана авторская программа развития и обучения одаренных детей;
  2. Осуществлены публичные презентации педагогического опыта:

Мастер-класс «Формирование системы непрерывного музыкального образования и обеспечение преемственности между детским садом и школой» в рамках КПК по теме «Обновление содержания музыкально-эстетического образования дошкольников» (Агинское, 2007);

  1. Обобщение опыта на межрегиональной НПК «Предшкольное образование: состояние, проблемы, перспективы». Выступление с докладом «Преемственность в музыкальном воспитании детей дошкольной и начальной ступени образования» (Агинское, 2008);
  2. Мастер-класс «Творческая деятельность музыкального руководителя по обеспечению преемственности между ДОУ и школой»;
  3. Открытое музыкальное занятие «Прогулка в зимний лес» на районном семинаре музыкальных работников (Узон, 2007);
  4. Мастер-класс – театральное представление по преемственности «Бал Золушки» на районном семинаре музыкальных работников (Узон, 2009);
  5. Выступление на районном семинаре музыкальных работников «Творческая деятельность музыкального педагога по обеспечению преемственности между ДОУ и школой» (Узон, 2009);
  6. Постановка и презентация музыкального спектакля «Волк и семеро козлят».
  7. Грамота за 1-е место на районном конкурсе «Лучшая служба сопровождения» в номинации «Визитная карточка»;
  8. Диплом 3-й степени за участие в конкурсе «Воспитатель года» в номинации «Самый классный воспитатель»;
  9. Почетная грамота администрации Агинского Бурятского округа Забайкальского края за подготовку лауреата международного фестиваля-конкурса детской эстрадной песни «Славянский венец» в г. Варна (Агинское, 2009) и др.

Достижения воспитанников музыкального работника Дашипыловой Б- Х.Н.:

  1. Диплом лауреата III международного конкурса-фестиваля детской эстрадной песни «Славянский венец» Дашипылова Дондока в г. Варна (Болгария, 2009);
  2. Диплом лауреата Дашипылова Дондока в номинации «Соло» на окружном фестивале художественного творчества «Оюун бэлигээ – Ага нютагтаа» (Агинское, 2009);
  3. Диплом за I-е место Дашипылова Дондока в окружном конкурсе патриотической песни «Я люблю тебя, Россия» (Агинское, 2007);
  4. Сертификат победителя районного этапа и финалиста краевого конкурса исполнителей детской эстрадной песни «Музыкальный дождик» Дашипылова Дондока (Чита, 2009).

В течение последних трех лет была осуществлена публичная презентация опыта МДОУ «Радуга». Приведем ее результаты:

  1. Диплом 2-й степени за защиту инновационного проекта «Ребенок в мире музыки» (Дульдурга, 2009);
  2. 3-е место на 9-м районном форуме «Школа года - 2008» в рамках ПНПО «Образование» (Дульдурга, 2008);
  3. Диплом 3-й степени за 3-е место в районном смотре-конкурсе методических кабинетов (Дульдурга, 2008);
  4. Грамота за 3-е место в окружном смотре-конкурсе образовательных учреждений Агинского Бурятского округа «Лучшее сельское образовательное учреждение» (Агинское, 2009);
  5. Диплом за 2-е место по подготовке к новому учебному году (Дульдурга, 2007);
  6. Благодарственное письмо за хорошую подготовку к новому учебному 2008-2009 году (Дульдурга, 2009);
  7. Диплом за 1-е место по подготовке к новому учебному году (Дульдурга, 2009);
  8. Почетная грамота администрации Агинского Бурятского округа за 3-е место в районном смотре-конкурсе методических кабинетов (Дульдурга, 2008);
  9. Грамота ГОУ дополнительного профессионального образования «Агинский окружной институт повышения квалификации работников социальной сферы» за разработку программ «Семейный университет» в рамках окружного конкурса элективных курсов по семейному воспитанию «Все начинается с семьи» (Агинское, 2009);
  10. 1-е место на районном конкурсе «Лучшая служба сопровождения года» (Дульдурга, 2008);
  11. 2-е место на районном конкурсе «Лучшая служба сопровождения» в номинации «Визитная карточка»;
  12. 1-е место на районном конкурсе «Лучшая служба сопровождения» в номинации «Портфолио».

Хочется отметить молодого педагога Дашидоржиеву Жаргалму Владимировну, работающую над разработкой системы развития творческих способностей старших дошкольников в проектной деятельности. Ею разработана авторская программа «Семейный университет», которая удостоена грамоты ГОУ дополнительного профессионального образования «Агинский окружной институт повышения квалификации работников социальной сферы» за разработку программ «Семейный университет» в рамках окружного конкурса элективных курсов по семейному воспитанию «Все начинается с семьи» (Агинское, 2009) и успешно реализуется в МДОУ «Радуга».

Опыт работы педагогов и педагогического коллектива детского сада обобщен в следующих публикациях на региональном и всероссийском уровнях:

  1. Дашипылова Б-Х.Н. Преемственность между детским садом и школой. Материалы региональной НПК «Современное дошкольное образование: тенденции, проблемы, перспективы». Чита. – 2008. – С. 216-218.
  2. Дондокова Ц.Л. Становление опыта творческой деятельности дошкольников и младших школьников в образовательном пространстве «ДОУ – школа - село». Сб. науч. ст. всероссийской НПК «ДОУ – семья – школа: механизмы и пути решения проблем дошкольного образования». – Саратов: Наука, 2009. – С. 64-71.
  3. Дондокова Ц.Л. Творческая деятельность дошкольников и учащихся по историческому краеведению в едином образовательном пространстве «школа-село»// Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Сб. тезисов. 2008/2009 учебный год: Книга 2. – М.: ИД «Первое сентября; ООО «Чистые пруды», 2009. – с. 602.

Необходимо отметить, что возникновение положительного эмоционального фона в коллективе создает дальнейшие стимулы для продолжения этой деятельности и обеспечивает педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой деятельности дошкольников.

Таким образом, мы можем подвести итоги инновационной деятельности детского сада: построение учебно-воспитательного процесса на основе управления по результатам позволяет прогнозировать эффективность образовательного процесса на уровне воспитанника, уровне воспитателя, уровне управления. Следовательно, управление ДОУ по результатам является эффективным управлением.