Тип урока: урок-обобщение
Форма урока: урок-суд.
Цели:
- Образовательная: исследуя текст романа Ч. Айтматова «Плаха», на конкретных примерах показать отрицательное воздействие человека на природу, которое приводит к экологической катастрофе. Привлечь внимание школьников к проблемам, поднятым автором в романе: отношение человека и природы, ответственности человека за свои поступки, проблема состояния души человека.
- Воспитательная: воспитание ответственного отношения к природе, формирование духовно-нравственного мировоззрения учащихся.
- Развивающая: доказать на конкретных примерах, что разрушение мира природного оборачивается опасной деформацией человека, личности, общества.
Что должен знать: в чем же 1. Ценность природы; 2. Рациональное использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека.
Что должен уметь:
- Давать объяснения тем изменениям в природе, которые вызваны хозяйственной деятельностью человека.
- Уметь анализировать текст, делать выводы.
- Решать экологические, духовно-нравственные проблемы.
Оформление классной доски.
Эпиграф урока:
«Все мы, ныне живущие в ответе за природу перед потомками, перед историей»
Прости, земля, прости, прости.
Мы, люди, так тебя обидели
Груз совести за это нам нести.
На многое смотрели, и не видели,
Мы думали тогда – так было надо:
Мы рьяно жгли, сушили и рубили,
И вот теперь за это нам награда:
Цветущие сады, поля – на гниль и пыль сменили».
- Рисунки «Сохраним для будущих поколений родную природу».
- Картина Сальвадора Дали «Христос св. Хуана де ла Крус»
- Плакат со словами Ч. Айтматова «В повседневной жизни каждый из нас не раз и не два поднимается, образно говоря, на плаху, отстаивая свои убеждения, защищая кого-то».
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Секретарь суда: «Встать! Суд идет! Прошу садиться».
Судья: Начинаем судебное разбирательство №1 «Суд над человеком». Человек обвиняется:
- – в гибели потомства волков.
- – в убийстве Авдия.
- – в убийстве маленького ребенка.
- – в гибели Моюнкумской саванны.
Состав суда:
Государственный обвинитель: прокурор – волчица Акбара
Председатель суда: волк Ташчайнар
Заседатели: учащиеся.
Прокурор:
Банда Кандалов, совершив вандализм – преступление в Моюнкумах, убив человека по имени Авдий, уничтожив большое количество сайгаков, потомство волков, что повлекло за собой экологическую катастрофу в Моюнкумской саванне. Сумма ущерба составила невосполнимое горе семьи Авдия, семьи Бостона, вред природе, нравственное вырождение в душах людей, порушивших жизнь в Моюнкумах.
Судья:
Вызывается свидетель – волчица Акбара. Вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Не скрывать от суда существенных доказательств, подойдите к секретарю и распишитесь.
Судья:
Изучив дело, расскажите суду детали Моюнкумского светопреставления.
Волчица Акбара:
Я считаюсь единственным свидетелем Моюнкумского светопреставления. Вертолеты летели слишком быстро и сразу всполошили поголовье сайгаков. Беззащитные животные не могли противостоять лестной технике. Вертолет, прижимая к земле бегущее стадо, столкнул его с другим многочисленным поголовьем сайгаков. Шесть бандитов собрали в три кузова машин-вездеходов убитых сайгаков.
Народный заседатель:
А что произошло с вашим потомством?
Волчица Акбара:
Было в потомстве у меня трое волчат, и в этом светопреставлении они все погибли.
Судья:
Вызывается свидетель – шофер вездехода МАЗ по делу убийства Авдия. Подойдите к секретарю суда и распишитесь за то, что вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Не скрывать от суда существенных доказательств.
Шофер:
Авдий требовал от нас немедленно прекратить бойню, призывал всех покаяться, обратиться к Богу, попросить прощения за то, что мы причинили зло живой природе, раскаяния, по его мнению, может облегчить нам жизнь. Но Кандалов не слушал его и приказал скрутить веревками и бросить в кузов с мертвыми тушами сайгаков. Отъехав немного, остановили машину, стащили Авдия с кузова и начали бить. Я их останавливал, просил чтобы не били Авдия, говорил, что все мы пойдем под суд. Но Кандалов и слушать не хотел, сказав: «Я здесь суд!». После избиения, Авдия подвесили на дереве и мы поехали. Кандалов сказал: «Всех бы перевешал, всех, кто против нас, и одной вереницей весь земной шар, и все ходили бы по струнке».
Судья:
У кого-нибудь будут дополнительные вопросы по делу убийства?
Волчица Акбара:
Да, есть. Я находилась в кустах и увидела висевшего на саксауле, и непонятно мне было вначале, жив он или мертв. Я подошла к нему, человек с трудом открыл глаза и тихо прошептал мне: «Ты пришла», и голова его безмолвно упала вниз.
Народный заседатель:
У меня будет вопрос еще к вам, волчица Акбара, что произошло со вторым вашим потомством?
Волчица Акбара:
Прошел год, немного забылась первая утрата, и у меня появилось второе поколение. Но и второе мое потомство погибло по вине человека. Волчата уже подрастали, как загорелись камыши. Трое волчат задохнулись, а двух спасали с волком вплавь через болото, но спасти не смогли, оба щенка захлебнулись.
Судья:
Вызывается свидетель – чабан Базарбай. Подойдите к секретарю суда и распишитесь в том, что вы будете говорить правду и только правду, ничего кроме правды. Не скрывать от суда существенных доказательств.
Базарбай:
Проводив геологов ущелье, я возвращался домой и увидел четырех волчат, играющих около логова. У меня мелькнула мысль похитить волчат и продать в зообазу, за каждого волчонка 50 рублей получить и купить вина. Сложил я волчат за пазуху, сел на коня и поехал. За мной гнались волки, и я увидел огни ближайшей кошары Бостона и подъехал туда.
Народный заседатель:
Вопрос к волчице Акбаре: что вы обнаружили, волчица Акбара, придя к логову.
Волчица Акбара:
Мы с волком Ташчайнаром прибежали к логову и не нашли волчат, гонка была не на жизнь, а на смерть. Мы стали приходить с волком каждый день на то место, куда Базарбай увез наших волчат. Я была ослеплена своим горем, и мы уничтожили много овец. Чабан в отместку выстрелил и убил Ташчайнара.
Судья:
Для дачи показания вызывается свидетельница – соседка чабана Бостона – Арзыгуль. Подойдите к секретарю суда и распишитесь в том, что вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Не скрывай от суда существенных доказательств.
Арзыгуль:
Я вышла развешивать белье за сарай и услышала крик ребенка. Около ребенка находилась волчица. Я бросила белье и кинулась к дверям Бостона. Открыв дверь, я крикнула: «Бостон! Волк ребенка утащил!».
Судья:
У кого есть дополнения?
Волчица Акбара: У меня есть дополнения.
Долго бродила около зимовья, играл малыш, я подошла к нему, лизнула – малыш обрадовался. Я изливала на ребенка накопившуюся нежность за свое потомство. Схватила ребенка и понесла.
Судья:
Вызывается свидетель чабан Бостон. Подойдите к секретарю суда и распишитесь за то, что вы будете говорить правду, ничего кроме правды. Не скрывать от суда существенных доказательств.
Чабан Бостон:
Я услышал от соседки Арзыгуль, что ребенок в опасности, сорвал ружье со стены и бросился из дома. Я кричал Акбаре: «Стой, Акбара, оставь, моего сына. Я не трогал твоего рода, послушай меня, Акбара». В то же время соседка Арзыгуль крикнула мне: «Стреляй! Стреляй быстрее!» я несколько раз выстрелил вверх, но Акбара не бросила ребенка, и тогда я выстрелил в волчицу.
Народный заседатель:
Я хочу задать вопрос Арзыгуль. Вы говорили Бостону слова, чтобы он стрелял.
Арзыгуль: Да.
Судья:
Продолжайте, Бостон.
Чабан Бостон:
Но, когда я подбежал к ней, она была еще жива, а рядом с ней лежало бездыханное, с простреленной грудью тело моего сына. Я долго плакал над телом сына и понял, кто мог взять ее потомство. Это мог взять только Базарбай. Я приехал на его подворье. Когда он меня увидел, то сильно испугался. Я сказал ему: «Ты не достоин жить на этом свете, и я сам тебя накажу». И я выстрелил в него.
Судья:
Слово предоставляется адвокату.
Адвокат:
Не отрицая вины Кандалова нужно сказать, что это вандализм хорошо оплаченный, узаконенный местными властями. Выходит, что преступление, совершенное в Моюнкумах, имеет не персональное значение, а значение общее. Недаром разбой, творимый Кандаловым, не просто допускается, но возводится руководством на уровень трудового подвига.
Кандалов ведь вывел отрасль из прорыва. Помог решить проблему мясопоставок государству. Вот в чем истинная, общественная, социальная суть ситуации. Ее трагическая парадоксальность. Поэтому вывод: за то, что в сегодняшнем мире бесчинствуют Кандаловы, в ответе все человеческое общество.
Судья:
Заслушав все стороны, суд удаляется на совещание.
Секретарь:
Встать! Суд идет!
Судья:
Рассмотрев все обстоятельства дела, суд вынес приговор человеческому обществу: «Чтобы сохранить планету, нужно восстановить все, чему человек нанес вред».