Воспитание патриотизма и гражданственности на основе знаний о своей семье, родине (на материалах урока английского языка)

Разделы: Иностранные языки


В статье №2 Закона РФ “Об образовании” определены требования к воспитательной деятельности в государствах и муниципальных образовательных учреждениях. Среди “важнейших” названа задача патриотической направленности: “Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье”.

Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, уважение семейных традиций, готовность выполнить конституционный долг перед Родиной. На мой взгляд, именно эти качества личности утрачиваются в современном обществе, и понятие “патриотизм” становится каким-то безликим, далеким для понимания сегодняшними школьниками. А потому главная задача педагога позаботиться о том, чтобы ребенок не утратил чувство бескорыстной любви к матери, близким людям, любви к своему дому, заложенный в его душе с самого рождения.

Возможность введения содержания, связанного с семейными традициями региона, предусматривает национально-региональный компонент.

Практика показывает, что НРК включает в содержание учебных предметов федерального компонента (в том числе и английский), его содержание равномерно распределяется в течении учебного года, он наполняет базовое содержание учебных предметов федерального компонента, конкретизирует, дополняет, иллюстрирует абстрактные общетеоретические понятия, явления, закономерности в объёме не менее чем 10% учебного времени.

Авторских программ учебно-методических пособий по внедрению НРК по английскому языку нет, что затрудняет применение регионального компонента по предмету, но творчески работающий учитель может вводить элементы НРК через уроки.

В большинстве школ Хакасии начальные классы занимаются по серии учебников М. Е. Биболетовой “Enjoy English-1”,“Enjoy English-2”

Уже с 6 урока учебника “Enjoy English-1” дети учатся рассказывать о своей семье, о том, где они живут.

К концу I полугодия 2 класса дети могут составить рассказ:

My name is Aima. I am 8. I am girl. I live in Askiz. Askiz is big. I have a mother. Her name Karina .She can sing. I have a father. His name is Mirgen. I have a sister. Her name is Sayana.

Со временем содержание этого рассказа дополнятся. Дети в дальнейшем, могут рассказать на каких инструментах могут играть члены семьи, описать внешность, характер, рассказать о любимой еде каждого члена семьи, дне рождении.

Таким образом, творчески работающий учитель изучение любой темы английского языка может преломить сквозь призму семьи, семейных традиций, любви к дому, к своей малой Родине, что повышает интерес к предмету, повышает качество обучения, а с другой стороны, воспитывает патриотизм и гражданственность на основе знаний о своей семье.

В заключении я хотела бы привести слова доктора медицинских наук, философа, педагога, профессора В.Ф. Базарного “Ценности вырастают на почве культуры, а культура всегда национальна, она творится народами, каждый из которых уникален. Христос сравнивал человеческую жизнь с деревом. Если у дерева оторвать корни от родной земли, во что оно превратиться? Мы должны питаться соками своей национальной почвы – дом родной, малая родина, Отечество. С них мы вырастаем, и ветви тогда уже могут растекаться по всему космосу. Оторвался – погиб”.