Цели и задачи:
- Создание условий для осознания младшими школьниками значимости государства в жизни каждого россиянина;
- Воспитание патриотизма, любви и гордости за свое Отечество;
- Расширение кругозора учащихся.
Оборудование: Картины о Москве, герб, выставка книг, самолет, пословицы (на доске), пилотки для бортпроводниц, кроссворд, эмблемы, пластинки.
Ход классного часа
- Добрый день, уважаемые пассажиры.
- Здравствуйте!
- Мы приветствуем вас на борту нашего авиалайнера
“Бузулучаночка”.
- А теперь пристегните ремни…и в путь.
(Грамзапись: звучит “Москва майская” стихи В. Лебедева-Кумача, музыка Д. Покрассова).
- Наш полет мы совершим в столицу нашей Родины –
Москву и совершим посадку на Красной площади.
- Это путешествие мы посвятим знаменательному
юбилею – 860-летию города Москвы.
“Город – досыта простору!
Город – есть на что взглянуть!
Город – под гору, да в гору!
Так и этак повернуть!
Он не в вытяжку, не стройно,
Но широко, но спокойно
На холмах по-барски лег,
Дал разгул своим палатам,
И рассыпался по скатам,
И раскинулся, как мог.
Много прожил он на свете,
Помнит предков времена,
И в живом его привете
Нараспашку Русь видна”
(“Москва” Бенедиктов).
- Можете отстегнуть ремни, располагайтесь
поудобнее.
- Вас обслуживают бортпроводницы…
- На борту нашего самолета находится группа
делегатов, которая познакомит нас с историей
Москвы. Вам слово.
1 ученик: 1147 год считается годом рождения Москвы. Летописец записал о дружеском пире князей: суздальского Юрия Долгорукого и Новгород-Северского князя Святослава Ольговича. (Открывается картина “Древняя Москва”).
Святослав:
Присылал ты мне гонцов:
“Приходи ко мне в Москву!”
И решил я поспешить,
Новый город навестить.
Юрий:
Святослав, мой друг и брат,
Как я видеть тебя рад!
Святослав:
Над Москвой-рекой, на круче,
Где стоит твой Кремль теперь,
Был когда-то бор дремучий,
А в бору водился зверь.
Почему ж решили вы
Поселиться у Москвы?
Юрий:
Мы в ладьях сюда приплыли,
Кто верхами, кто пешком.
Посидели, обсудили,
Осмотрели все кругом.
Здесь стояла деревушка
За бревенчатой стеной:
Пара домиков, церквушка
Над большой рекой Москвой.
И решили “Места много,
Есть, что есть и есть, что пить!”
Помолились дружно Богу
Стали, строится и жить.
Святослав:
Да, родился город новый,
И надежен Кремль дубовый.
Говорит честной народ,
Что Москва растет, растет!
Так поднимем, братцы, чашу
За Москву, за гордость нашу!
Юрий:
Веселися от души!
Заводите хоровод,
Пусть потешиться народ!
(Исполняется русский хоровод).
2 ученик:
Град, что строил Долгорукий
Посреди глухих лесов
Вознесли любовью внуки
Выше прочих городов.
3 ученик: Что означает слово “Москва”? Существует немало гипотез происхождения этого слова. Очевидно, город был назван по имени реки, текущей в этом месте. В различных древних памятниках письменности он упоминается при помощи описательного выражения “на Москве”, т.е. “город на Москве-реке”. Значение названия “Москва”- “топкая, болотистая, мокрая”. Именно такой ее увидели наши предки.
4 ученик:
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!
5 ученик:
Опоясан лентой пашен
Весь пестреешь ты в садах…
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!
(Показ герба).
6 ученик:
А знаете ли вы герб Москвы? На гербе изображен Георгий Победоносец верхом на коне, поражающий копьем змея. Такое изображение символизирует победу русских дружин над Золотой Ордой (татаро-монгольским иго). Георгий Победоносец считался покровителем Юрия Долгорукого.
1 бортпроводница: Товарищи, пассажиры, пристегните ремни. Мы совершаем посадку, где гордостью нашей страны является Московский Кремль.
2 бортпроводница:
Москва, Москва! …люблю тебя как сын.
Как русский, – сильно, пламенно и нежно!
Люблю священный блеск твоих седин.
И этот Кремль, зубчатый, безмятежный.
(М.Лермонтов).
(Грамзапись “Москва ” в исполнении О.Газманова).
1 бортпроводница: Друзья, а теперь просим пройти на территорию Московского Кремля.
Встречают нас ребята – школьники одной московской школы.
1 ученик: Раннее в русском языке слово “город” означало ограду, стену ! Городов на Руси было много, и выполняли они оборонительную функцию. Сейчас они для нас – великолепные памятники культуры.
2 ученик: Московский Кремль – это огромный музей изящных архитектурных форм, хранитель памяти о разных исторических событиях. С самого начала своего существования Кремль был крепостью, защищающей жителей от врагов. Первые его стены были деревянными (показ), но они были сожжены. Затем князь Дмитрий Донской построил за 1 зиму и 1 лето стены из белого камня, и они простояли больше 100 лет. Стены обветшали, и строится более новый кирпичный Кремль в течение 10 лет. Его стены и башни до сих пор возвышаются в Москве. Московский Кремль находится в удобном положении на 7 холмах: с запада холм огибает река Неглинная, с юга – Москва-река, а с севера-востока вырыт ров, заполнявшийся водой. Очень удобное расположение для защиты от врагов.
3 ученик: Утром, включая радио, мы слышим, как мерно бьют часы-куранты на главной Кремлевской башне, которая глядит на Красную площадь. (Показ). А наверху башни – рубиновая звезда, сделана из камней самоцветов с Урала нашей родины. Размер звезды около 4 метров. Вокруг Кремля 20 башен. Через некоторые башни можно пройти в Кремль.
Как только солнышко взойдет,
Всю землю озаряя,
Нам сразу голос подает
Страна моя родная.
Звонят куранты в ранний час,
На башне луч играет,
Москва на зорьке всякий раз
Привет нам посылает.
(М. Познанская).
4 ученик: Проходя через ворота 1 из башен, мы входим на Соборную площадь. Соборы Кремля! (Показ соборов). Главным является Успенский собор, в нем оглашались государственные акты, венчались на царство русские цари! Так же интересен и прекрасен Архангельский собор, Покровский.
5 ученик: А теперь посетим главную площадь нашей страны – Красную. Почему площадь называется Красной? Свое название она получила сразу после постройки, в конце 17 века, когда она была отстроена красивыми каменными зданиями. Красная – значит красивая. Раньше здесь были деревянные торговые ряды (лавки, шалаши, скамьи), которые часто горели. Здесь шла бойкая торговля. Торговали и москвичи, и приезжие. Здесь можно было не только купить и продать любой товар, но и узнать последние новости. При Петре I были снесены все торговые ряды. А теперь на Красной площади проходят парады, празднества. В 1945 году здесь прошел парад Победы, на котором были низвергнуты фашистские флаги.
1 бортпроводница: Продолжаем дальше путешествие по Московскому Кремлю. Сияющие рубиновые звезды, башенные часы с колокольным боем - все эти интересные вещи мы называем “достопримечательностями”.
6 ученик: На территории Кремля под открытым небом находится еще одна достопримечательность. Жили-были когда-то в Москве пушечных дел мастера. Пушки делали с душой – для защиты Отечества, старались. Украшали их узорными орнаментами, на каждом – зверя изображали. По этому зверю давали орудиям имена: Лев, “Волк”, “Орел”. Был среди литейщиков всем мастерам мастер – Андрей Чохов. Орудия он отливал, будто из волшебной сказки получались. Как-то разнеслась по Москве тревожная весть: идет на Москву крымский хан со своей ордой. “Погоди!” - думает Чохов. Созвал он своих друзей – пушечных дел мастеров, и отлили они вместе пушку, какой свет не видывал. Весила она 2000400 пудов и стреляла каменной картечью. Поставили ее на возвышение для защиты Спасских ворот и моста через Москву реку. Только не дошла орда до Москвы – испугались. А чоховскую пушку за красоту, да за величие прозвали Царь-пушкой. Было это в 1586 году. И стоит она сейчас в Кремле возле собора Двенадцати апостолов. Памятник мастерству, а не войне.
1 ученик: Много у Москвы было врагов в старину, а один из самых злейших – пожары. Однажды огонь добрался до бело-золотой звонницы Ивана Великого и слизнул жадным языком деревянные сваи, на которых был повешен огромный колокол. На этот колокол иноземцы специально посмотреть приезжали. Нигде в мире такого не было. На 10 верст он гудел, 100 человек его язык раскачивали. И вот разбился чудесный колокол на куски. Решили опечаленные горожане новый колокол отлить. Стали искать мастеров. Вызвались Иван Федорович Моторин, да сын его Михаил Иванович. Решили они такой колокол отлить, какого еще не бывало . И отлили. Было это в 1748 году. Весил чудо-колокол 12 тысяч пудов – 200 тонн по-нашему. Но вот досада! – когда колокол еще в лесах стоял, новый пожар случился. Леса сгорели , а колокол раскалился, треснул и откололся от него большой кусок. Моторины с горя и трогать его не стали. Так и пролежал колокол-великан в земле целый век. Через 100 лет о нем вспомнили, извлекли из земли, поставили на гранитный постамент. Назвали почтительно – Царь-колокол. Стоит он и сейчас у подножья колокольни Ивана Великого, с которой ему так и не суждено было зазвучать.
(Грамзапись “Москва” в исполнении О.Газманова. Продолжение).
1 бортпроводница: Вот и
заканчивается наше путешествие. Просим пройти в
салон самолета….Пристегните ремни.
2 бортпроводница: А теперь мы
отправляемся назад в свой родной город Бузулук.
Заканчивая этот рейс, мы с вами проведем
викторину.
Вопросы:
- Центр Москвы, символ ее могущества и красоты. Строилось оно несколько раз. Сначала из дерева, потом из белого кирпича, а потом из красного кирпича. Таковым оно сохранилось до наших дней. Градостроительный центр Москвы? (Дети: Кремль).
- Как звали князя – основателя Москвы? (Дети : Юрий Долгорукий).
- Кто изображен на гербе города Москвы? (Дети: Георгий Победоносец).
- Главный собор на Руси, где короновались цари и императоры? (Дети: Успенский собор).
- Как называется памятник мастерству, а не войне, который поставлен, был для защиты Спасской башни? (Дети: Царь-пушка).
(Открывается по ходу кроссворд).
1 бортпроводница: А теперь
лучшему знатоку Москвы и слушателю вручаем такие
медали.
2 бортпроводница: Много о Москве сложено
стихов, песен. А вот есть и пословицы. Кто знает?...
- Давайте тогда прочтем их.
МОСКВА – ВСЕМ ГОРОДА МАТЬ.
КТО В МОСКВЕ НЕ БЫВАЛ, КРАСОТЫ НЕ ВИДАЛ.
ЗА МОСКВУ НЕ СТРАШНО И УМЕРЕТЬ.
МОСКВА ЧТО ГРАНИТ, НИКТО МОСКВУ НЕ ПОБЕДИТ.
1 бортпроводница: Какая пословица вам больше понравилась? Объясните ее.
2 бортпроводница: Закончилась экскурсия в очень древний и замечательный город России – Москву. Мы с вами прощаемся, но не надолго. Предлагаем после нашего полета дома нарисовать картины об увиденном и услышанном сегодня, а затем принести на выставку в класс.