Цели:
Образовательные:
- Изучить правописание О—Ё--после шипящих и Ц в корнях слов;
- Сформировать умение выбрать и объяснить буквы О или Ё.
Развивающие:
- Совершенствовать умение учащихся работать с предложенными текстами;
- Определять типы, стили речи, мотивируя свою точку зрения;
- Обогащение словарного запаса за счёт средств художественной выразительности.
Воспитательные:
- Пробудить интерес к соблюдению литературных норм в речи.
Оборудование: карточки с заданиями, слайды, тексты разных типов речи, речевые клише для формирования связного текста, таблицы орфограмм.
Ход урока
1. Организационный момент.
Дорогие ребята! Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте голубое небо, по нему плывут прозрачные перистые облака, кружатся в воздухе пушистые, лёгкие снежинки, морозный воздух дует нам в лицо. Лучик бодрости пронизывает вас. А сейчас откройте глаза, у вас хорошее настроение, нам всем хочется работать.
Постановка цели.
- Какой стиль речи я использовала?
Ученики назвали художественный, так как использованы олицетворения, эпитеты, метафора.
2. При определении темы ребята отгадывают загадку.:
Маленький дубочек
Спрятался в жёлтый клубочек.
(Жёлудь)
На основе какого признака строятся загадки? (Метафора – скрытое сравнение)
Тема наша, как вы уже догадались “Буквы О–Ё после шипящих и Ц в корнях слов”, мы её продолжаем, закрепляем, чтобы вы зарубили на носу (фразеологизм).
3. Групповая работа над текстами по определению типов речи, средств художественной выразительности.
1 группа – текст “Кружевница”.
Спустилась девица к Волге, чтобы водицы набрать, глянула на прозрач..ный узорный л..док и замерла зач..рованная: перед ней переливался солнеч..ными искрами застывший сад цв..тов и д..ревьев. Налюбовалась девица, а дома взяла в руки тоненькие палоч..ки-коклюшки – заш....лестели под руками ш....лковые узоры, пот...кли уд...вительные кружева.
Словарная работа: палочки-коклюшки – палочки для вязания кружев.
Задания. Определите тип речи, докажите, пользуясь речевыми клише. Найдите в тексте слова, которые помогают читателю представить картину.(метафоры, олицетворения).Вставить пропущенные буквы, объясняя орфограмму.
2 группа – текст “Цветок лотос”.
Цветок лотос - символ чистоты и благородства. Он зачастую произр..стает в иле и в мутной воде, но не загр..зняется ими.
Зацв…тает лотос в июле, августе в тихих прудах. Изяш..ными очертаниями лепестков, характерным ш..лестом листьев лотос производит неизгладимое впечатление. К сожалению, ч..десный цветок ч..рует зрителей только три дня. И только листья его, как зонтики, продолжают стоять на воде.
Задания. Определите тип речи. Найдите в тексте средства художественной выразительности.
Вставить пропущенные буквы, объясняя орфограмму.
3 группа – текст “Лето – самое лучшее время года”.
Каждое время года по-своему хорошо, но лето я люблю больше всего. Лето – самое лучшее время года!
Во-первых, летом не нужно ходить в школу, учить уроки, а можно делать, что хочется.
Во-вторых, летом можно целые дни проводить на свежем воздухе. Как отдыхает тело от тёплой одежды, пальто, ботинок!
И наконец, летом много удовольствий: купание в реч..ке, пох…ды с р..кзаком за плечами и н..ч…вки у костра, прогулки в лес за грибами и ягодами, (с,з) бор лекарственных р..стений. Да разве перечислишь все летние развл..чения!. Я всегда с нетерпением жду лета – самой лучшей поры года.
Задания. Определите тип текста. Какую мысль утверждает автор? Какими фактами доказывает свой тезис? Отметьте средства художественной выразительности. (Метонимия – тело отдыхает).
Вставить пропущенные буквы, объясняя орфограмму.
4. Работа по закреплению орфограммы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слови безударных гласных.
Словарный творческий диктант “Узнай слово” (запиши одним словом), устное объяснение написания слов.
Бетонированная дорога – шоссе;
Сказочный персонаж с рожками – чёрт;
Плод дуба – жёлудь;
Место соединения сшитых кусков ткани – шов;
Водитель машины – шофёр;
Говорить очень тихо – шёпотом;
Сладкая плитка – шоколад;
Профессиональный наездник на скачках – жокей;
Лицо, руководящее оркестром – дирижер.
5. Синтаксическая минутка.
Подчеркнуть. все члены предложения и определить, какое предложение по составу, объяснить изучаемую орфограмму, отметить средство выразительности – (олицетворение – дожди приходят к людям).
В сентябре приходят к людям жёлтые дожди.
6. Минутка поэзии. Вставить в рифму нужное слово, объяснить орфограмму.
Солнце глянуло сквозь щ..лку
Свесив огненную _ (чёлку)
Вышел ёж с сапожной _ (щ..ткой),
Занялся работой _ (чёткой)
Ученик учил уроки,
У него в чернилах _ (щёки).
7. Творческое задание.
Написать мини-рассказ “Солнечным утром в саду” на основе опорных слов и предложений, используя все знакомые вам средства художественной выразительности.
1) Взошло солнце красное, ж..лтые ромашки, ш..лковые листья, растения, роса серебристая. | |
2) Вместе с солнцем поднялся и садовник, тяж..лые, обош..л, крыж..вник, ч..рная смородина. | |
3) Тихо в саду. Шорохи, пч..лка, не слышны, келья восковая. |
8. Назови ласково слово с уменьшительно – ласкательным суффиксом с прилагательным.
Щека _ (щёчка розовая, пухленькая);
Пчела _ (пчёлка трудолюбивая);
Шерсть _ (шёрстка мягкая, антоним – жёсткая);
Черта _ (чёрточка маленькая);
Жердь _ (жёрдочка тоненькая).
9. Итоги. Побывали с вами в разных разделах русского языка: орфографии, синтаксисе, повторили типы речи, средства художественной выразительности, кто-то ощутил себя немного писателем, всё это мы проделали с целью закрепить правописание букв О-Ё после шипящих.
Что интересного вы узнали для себя.?
Домашнее задание. Составить загадки на изученное правило, используя метафоры.