Дополнительное образование в коррекционной школе

Разделы: Внеклассная работа


Распад прежней воспитательной системы, социально-экономический кризис в стране сказались, прежде всего, на детях. Даже благополучные семьи бьют тревогу: детей затягивает улица, «новые», зачастую нежелательные влияния заполняют вакуум отсутствия воспитательной работы.

Есть мнение, что всё дело в том, что отсутствует социальный заказ на воспитание. Но время идет, дети растут и их надо воспитывать. А как?

В своём педагогическом коллективе мы решили создавать в школе среду, которая воспитывала бы, развивала, корректировала бы психофизические недостатки детей с ограниченными возможностями. «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому» говорит народная мудрость. Значит, создание в школе среды, способной отвлечь от улицы, от любого негативного воздействия извне, способной воспитать полезные привычки и сформировать модели поведения - особенно актуальная задача в наше время.

Комплексный подход к сознанию благотворной социальной коррекционно-развивающей среды предполагает работу не только во время учебных занятий, но и во внеурочное время. Организовать свободное время с пользой для развития и воспитания детей - задача педагогов дополнительного образования.

Исследования современных авторов доказывают, необходимость включения детей с особыми образовательными потребностями в различные виды внеурочной физкультурно-спортивной, социально-бытовой, эколого-биологической, туристско-краеведческой, технической, трудовой активности (В.М.Мозговой, Е.Д.Худенко и др.) В своё время еще А.С.Макаренко указывал, что развитию творческих возможностей школьника способствует возможность проявить свои умения на кружковых занятиях, где дети могут показать неповторимость изделий, созданных своими руками.

В коррекционной школе-интернате №8 г. Саяногорска дети занимаются в различных кружках, клубах, секциях и других творческих объединениях

На занятиях в ИЗО-студиях разработаны различные способы действия с художественными материалами. Так, смешивание и разбрызгивание красок, размазывание по поверхности бумаги пластилина используется при работе с детьми, пережившими какие-либо травматические ситуации, с целью восстановления их психической чувствительности, пластические материалы подходят при работе с детьми, имеющие выраженную агрессию и т.д. То есть к развитию каждого ребёнка педагог подходит строго индивидуально.

В процессе занятия хореографией дети овладевают танцевально-плясовыми движениями, знакомятся с различными видами танца: от русского народного до современного. Их движения становятся правильнее, выразительнее, улучшается речедвигательная координация.

На занятиях по хоровому пению педагог старается повысить уровень певческих навыков, способствовать развитию артикуляции, музыкальных способностей и музыкальной культуры.

Использование фольклорного материала на занятиях, в кружке русских народных инструментов нацелено на формирование у детей знаний о традициях русского народа, обычаях, песнях и т.д. Воспитанник шаг за шагом получающий знания о русской народной культуре, постепенно осознаёт свою принадлежность к родному народу и начинает ощущать себя гражданином страны.

Занятия в кукольном театре способствует развитию мелкой моторики, речи. Дети не только слушают сказки, но и изготавливают куклы, заучивают роли, а затем приглашают на свои выступления сверстников.

Очень интересно проходят занятия по вязанию. Вязать своими руками, чтобы участвовать на выставке прикладного искусства разных уровней - это огромная победа над собой для нашей категории детей.

Так же в школе работают многочисленные спортивные секции, где детей приобщают к здоровому образу жизни.

На дополнительных занятиях усваивается тот материал, который не изучается на уроках. Успешность зависит от атмосферы сотрудничества, взаимопомощи, заинтересованного отношения к действиям каждого ребёнка, как со стороны педагога, так и со стороны коллектива. В связи с этим воспитанники чувствуют себя составной частью объединения единомышленников, что оказывает влияние на формирование таких положительных личностных качеств, как: самостоятельность, аккуратность, ответственность, стремление завершить начатое до конца. Таким образом, целью дополнительного образования является разностороннее развитие детей и, как следствие этого, успешная адаптация в самостоятельной жизни. Данный результат служит своеобразным ориентиром деятельности педагога, осуществляющего дополнительное образование. Способствовать этому будет решение таких задач, как:

  • овладение воспитанниками теоретическими знаниями художественно- прикладного характера, способствующими изучению процессов, происходящих в природе, в обществе, в коллективе;
  • ознакомление каждого воспитанника со способами взаимодействия с другими людьми;
  • воспитание у детей таких положительных качеств, как готовность к сопереживанию, отзывчивость, честность, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, интерес к творческому самовыражению, потребность в здоровом образе жизни;
  • преодоление отклонений познавательной, эмоционально-волевой, поведенческих сфер, характерных для этой категории детей.

Основными принципами организации работы по дополнительному образованию являются: толерантность, учёт коррекционного воздействия, индивидуализация, педагогический оптимизм, последовательность, комплексный подход.

Хотелось бы особо подчеркнуть, что все занятия в нашей школе бесплатные, что немаловажно для детей из малообеспеченных семей.

Хочется кратко остановиться на некоторых занятиях кружка «Веселый клубок», который на протяжении нескольких лет проводится непосредственно под моим руководством.

Раздел: «Трудовое воспитание»

Занятие: Вязание цветных квадратиков.

Цели: отработка навыков вязания крючком квадратов с использованием различных приемов; коррекция мелкой моторики; развитие внимания.

Наглядный материал: образцы готовых изделий, конверты с технологическими таблицами.

План

1. Организационный момент.

1.1 Упражнение на развитие логического мышления.

- Детям предлагается сложить пословицу из слов, разбросанных на столе (терпение и труд все перетрут).

- О чем говорит эта пословица? (Чтобы научиться вязать красивые вещи своими руками, надо иметь терпение и настойчивость, а главное-желание).

1.2 Упражнение на развитие зрительного внимания и пространственной ориентировки.

- Посмотрите внимательно и запомните расположение клубков по цвету.

(Дети закрывают глаза, воспитатель меняет местами клубки - и так три раза).

- Какого цвета клубок слева (справа) от клубка красного цвета? И т.д.

2. Основная часть.

2.1. Вводная беседа.

- Определите тему нашего занятия. Что мы будем делать? (Сегодня мы будем продолжать вязать детали для тапочек, которые вяжутся из цветных квадратов).

- За счет чего получается квадрат?

- Какие элементы мы используем, когда вяжем тапочки?

2.2. Задание (работа с раздаточным материалом).

- Выберите карточки с нужными нам элементами и назовите их.

- Разложите карточки в нужной последовательности.

3. Практическая часть.

- Выберите необходимый материал и приступайте к работе. (Контроль за работой детей, за соблюдением техники безопасности, помощь затрудняющимся).

4. Физкультминутка.

4.1. Пальчиковая гимнастика («игра на рояле»).

4.2. Упражнение для шеи («написать» носом и подбородком цифры от 1 до 5) .

4.3. Упражнение для глаз (вверх-вниз, вправо-влево, вкруговую).

5. Итог.

- Какое применение можно найти своим изделиям? (подарить маме, бабушке).

 

Раздел: Творческое воображение.

Тема: «Аппликация из вязанных косичек».

Цели: развитие творческого воображения коррекция мелкой моторики пальцев; развитие межличностных отношений.

План

1. Организационный момент.

1.1.Воспитатель рисует в воздухе буквы: п, о, д, р, к.

Дети пытаются угадать слово и на доске его записывают.

2. Основная часть.

2.1.Дети рассматривают образец. Воспитатель определяет этапы работы. Повторение правил безопасности при работе с клеем. Воспитатель предлагает детям самостоятельно придумать и добавить в композицию дополнительные элементы.

2.2.Физминутка.

Пальчиковая гимнастика.

2.3.Самостоятельная работа детей под музыку. Выставка работ.

3. Анализ ситуаций.

«Правильно ли подарен подарок?»

У Лены день рождения. Она пригласила к себе подруг на чай. Пришла Катя с подарком, заболталась с девочками, забыла Лене подарок вручить. Пришла Ксюша, подходит к Лене, сует в руки подарок и говорит: «На, держи, мы с мамой целый час его искали, думали, гадали, что тебе подарить?» Взяла Лена подарок в руки, ничего не сказала подруге.

Пришла Ира, вошла в комнату, подходит к Лене и говорит: «Дорогая Лена! Поздравляю тебя с днем рождения!» и вручила подарок.

-Кто из детей подарил подарок правильно?

-Почему?

-Как вы оцениваете поведение других подруг?

Затем проводится игра «Подари подарок».

Дети стоят в кругу и по кругу передают подарок, произнося правильные слова, а затем по своему желанию дарят друзьям свою аппликацию, сделанную на занятии.

4. Итог.

-Теперь вы знаете, как надо себя вести при вручении подарка и что надо при этом говорить. Скажите друг другу: «Спасибо за подарок».

 

Раздел: Творческое воображение.

Тема: Вязание красной шапочки для куклы.

Цели: развитие воображения; коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении; коррекция мелкой моторики.

План

1. Организационный момент.

1.1.Упражнение на развитие анализа и синтеза. Иллюстрации к сказкам разрезаны на несколько частей. Ребятам дается задание:

-Соберите рисунок из этих частей.

2. Введение в тему.

2.1.Вводная беседа.

-Внимательно рассмотрите нашу выставку книг, иллюстраций и скажите о чем пойдет речь на занятии (о сказках).

-Назовите названия сказок, авторов.

3. Основной этап.

3.1.На столе лежат предметы сказок: Колобку, Курочке Рябе, Красной Шапочке и так далее.

Задание: прослушать текст на магнитофоне, угадать сказку и выбрать предмет, принадлежащий герою этой сказки.

3.2..Релаксация.

Дети становятся друг за другом по росту Каждый просовывает руку назад между ногами и берет левую руку стоящего за ним. Первый ребенок использует свободную левую руку в качестве хобота, и все стадо слонов движется друг за другом в волшебную страну сказок.

3.3.Затем дети берут крючки, пряжу и вяжут головной убор для Красной шапочки (для куклы).

4. Итог.

-Все очень тщательно проанализировали сказку «Красная Шапочка». Поэтому наши изделия получились очень аккуратными и красивыми. Давайте их примерим на наши куклы и полюбуемся.

Таким образом, занятия в секциях, кружках, клубах и т.д. позволяют более успешно решать вопросы коррекции личности с нарушением интеллекта, оказывают благоприятное воздействие на организм, способствуют закреплению положительных эмоций, увеличивают длительность хорошего, уравновешенного настроения, повышают самооценку ребёнку. Эти занятия способны реально помочь ребёнку, социально адаптироваться, найти применение полученным знаниям в жизни, что является главной целью педагогов и воспитателей коррекционных школ.