Урок-экскурсия по истории на тему "В афинских школах и гимнасиях"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: урок-экскурсия.

Цель урока: ознакомление учащихся с классическим образованием в Древней Греции.

Задачи:

– познакомить учащихся с древнегреческими образовательными учреждениями;
– выявить роль раба-педагога;
– воспитывать любовь к истории.

Новые понятия: стиль, палестра, гимнасия, педагог.

Наглядные пособия: компьютер, мультимедийная установка, слайдовая презентация, рисунки с изображением раба-педагога, картина “Греческая школа”, деревянные досточки, покрытые воском, стиль, учебник.

План.

1. Организационный момент.
2. Проверка знаний по пройденному материалу.
3. Изложение нового материала.
3.1. Рабы-педагоги.
3.2. Занятия в школе.
3.3. В древнегреческой палестре.
3.4. Посещение афинских гимнасий.
4. Закрепление новой темы.

Домашнее задание: §38, составить рассказ об обучении в афинских школах и гимнасиях.

Методы обучения. Выбранные методы соответствуют задачам урока, характеру и содержанию учебного материала. Были использованы следующие методы:

– методы устного изложения и активизации познавательной деятельности учащихся: объяснение, беседа с учащимися по теме, рассказ;

– методы иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала: использование интерактивных технологий;

– метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с текстом;

– методы проверки знаний и умений учащихся: наблюдение за работой учащихся, устный опрос.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

I. Организационный момент. Создание образовательной среды.

II. Проверка знаний по пройденному материалу. Погружение в атмосферу Древней Греции.

– Ребята, с какой страной мы познакомились на прошлых уроках? Что вы знаете о Древней Греции? Назовите крупные города-государства Древней Греции. Чем знамениты эти города?

III. Изложение нового материала. Введение культурно исторической информации. Практическая работа учащихся.

– А сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие и посетить древнегреческую школу. Кстати, школа в переводе с греческого означает “досуг”. Я – ваш экскурсовод. Добро пожаловать в Элладу (звучит музыка сиртаки). Хотелось бы мне узнать, сколько вам лет? Значит, вас пора передать в руки раба-педагога, для того чтобы он отвел вас в школу. Дело в том, ребята, что до семи лет о детях заботилась мать. В богатых семьях у детей много было игрушек: погремушки, куклы, свистульки, волчки. Дети играли с черепахами, голубями, щенками. Затем мальчиков отдавали в школу. К ним часто приставляли раба-педагога.

Запись в тетрадях.

Педагог – “сопровождающий ребенка”.

– Каким был педагог в Древней Греции? Обычно это был раб, который не на что другое не был годен, состарившейся или искалеченный. Он сопровождал своего молодого хозяина в школу, следил, чтобы по дороге он ни с кем не разговаривал. Дома педагог учил мальчика хорошим манерам. Например, нельзя было заговаривать со старшими, громко смеяться и т.д. Педагог был суров – розга основной метод его воспитания.

Вопросы к классу:

  1. Кого сегодня называют педагогами?
  2. Кто сегодня может стать педагогом?
  3. Сравните древнегреческого и современного педагога. Назовите сходства и различия.
 

Раб-педагог

Современный педагог

Сходство

?

?

Различие

?

?

– А теперь оправляемся в школу.

Далее идет физминутка. Ребята встают, шагают на месте, как будто идут в школу.

– Ну вот мы и пришли. В греческих городах было много школ для мальчиков. Девочки школ не посещали. Как вы думаете, почему?

– Девочек учили читать и писать, под наблюдением матери они занимались музыкой, рукоделием, ткачеством, обучались домоводству. Девочки оставались дома, пока их не выдавали замуж. Происходило это примерно в 15-16 лет. А что же мальчики?

– Как вы думаете, чему раньше учили в школе? Ответ: музыка, математика, грамота.

Выступление ученика, переодетого в греческого учителя (сообщение готовиться заранее).

– Дети мои, послушайте мои нравоучения и внемлите им! Только благодаря образованию человек становиться самым прекрасным и самым божественным из существ. Будьте писцами, и вы будете освобождены от всех повинностей и тяжелой работы. Вы не будете таскать корзин, вас не будут сечь прутьями. Будьте писцами, чтобы ваше тело было гладким, а руки мягкими. Вы будете ходить в белой одежде, и все будут вас почитать. Читайте книгу ежедневно. Нет ничего выше книг. Решайте задачи молча, чтобы не слышно было ни звука из ваших уст. Запомните, невежда – это самое дикое создание из всех живущих не земле.

– Что этими словами хотел сказать нам учитель? Ребята, получите ваши дощечки, покрытые воском. Возьмите стиль – это специальная палочка для письма с заостренным концом. Перед вами древнегреческий алфавит (иллюстрация в учебнике). Напиши несколько букв на своих дощечках.

Работа с классом.

Задание. Разыграть сценку “Жалоба раздраженной матери учитель на прогульщика сына”

Задание. Ответить на вопросы:

  1. Каково было отношение к образованию?
  2. Почему гречанка во что бы то ни стало хочет дать образование сыну?
  3. Отрицали ли родители телесные наказания своих чад?

– Обратите внимание на схему. Куда мы должны идти дальше? Какое образование мы можем получить?

Схема 1. Образование в Древней Греции

– Далее отправляемся в палестру.

Запись в тетрадях.

Палестра – от “пале” – борьба; место для спортивной борьбы и упражнений.

– В палестре занимались бегом, прыжками, метанием диска и копья, борьбой. Считалось, что здоровый человек легче справиться с трудностями. Гимнастика придаст телу стройность, гибкость, поможет стать храбрым. Эти качества вместе со скромностью и разумностью должны были помочь сделать из ученика хорошего гражданина.

Задание. Прочитать в учебнике (стр. 175)и ответить на вопрос: “Как проходил урок гимнастики в палестре?”.

Снова обращаемся к нашей схеме-путеводителю и идем в …. гимнасию.

– К 16 годам юноши заканчивали занятия в палестре. Но дети состоятельных родителей еще в течение двух лет могли продолжить свое образование. Они по-прежнему занимались спортом, но уже в гимнасиях. Там же они изучали литературу, красноречие, управление государством. Брали уроки философии.

IV. Закрепление новой темы. Рефлексия – осознание учащимися своей деятельности.

– Сегодня мы побывали в школах и гимнасиях Древней Греции. Давайте подведем итог нашему путешествию.

Задание. Продолжите предложения.

  1. Если бы я учился в древнегреческой школе, то…
  2. Если бы я посещал палестру, то…
  3. В древнегреческой гимнасии я бы…

Надеюсь, вы поняли, что, не смотря на различные способы обучения, цель образования в Древней Греции была одна – получение знаний, стремление к совершенствованию, к новым знаниям. Я глубоко верю в то, что ваши цели сегодня такие же, несмотря на многовековую разницу. Спасибо за внимание.

Домашнее задание: §38, составить рассказ об обучении в афинских школах и гимнасиях.

Список литературы:

  1. Вигасин А. А. История Древнего мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. – М.: Просвещение, 1988.
  3. Гузик М. А. В. В поисках золотого руна: Мировая и художественная культура в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1994.