Цели урока:
- развивать умения определять географические координаты;
- формировать умения комплексного использования физической и политической карт;
- углублять знания о географических координатах и понятиях: «меридиан», «параллель», «экватор», «нулевой меридиан», «широта», «долгота» и др., познакомить учащихся с новыми географическими объектами, расширить их кругозор.
Тип урока: урок-обобщение.
Оборудование: физическая карта полушарий, глобусы, атласы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Что такое географическая широта, как она определяется?
- Что такое географическая долгота, как она определяется?
- Как определить географические координаты?
3. Игра на повторение «Служба спасения»
Класс делится на команды из трех человек ( дома по учебнику и дополнительным источникам информации они должны были познакомиться с различными стихийными бедствиями, особенностями их возникновения и действиями людей при их возникновении, районами распространения).
Учитель готовит карточки, на которых указаны координаты места предполагаемого стихийного бедствия:
- 0º ш. и 30º з.д.
- 30º ю.ш. и 140º в.д.
- 35º с.ш. и 135º в.д.
- 10º с.ш. и 125º в.д.
- 80º с.ш. и 120º в.д.
- 45º с.ш. и 75º в.д.
- 30º с.ш. и 0º д.
- 60º с.ш. и 75º в.д.
- 60º с.ш. и 59º в.д.
- 40º с.ш. и 120º з.д.
Перед началом урока учитель выписывает перечень стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, с которыми будут сталкиваться «команды спасателей» в ходе игры, на доске:
- шторм на море;
- лесной пожар;
- цунами;
- вмерзание судна в лед;
- снежная лавина;
- песчаная буря;
- увязание в болоте;
- потеря ориентации в пещере;
- оползень;
- извержение вулкана.
Ход игры
Учитель говорит о том, что класс превращается в диспетчерский пункт планетарной службы спасения.
В диспетчерский пункт поступают сообщения от попавших в опасные ситуации и терпящих бедствие людей с просьбой о помощи. В каждом сообщении содержатся лишь координаты места, в котором сложилась чрезвычайная ситуация, произошло стихийное бедствие.
Представители команд получают от учителя карточки с координатами. Команда должна определить район, в котором находятся терпящие бедствие. Далее команда должна предположить, какое именно стихийное бедствие имеет место в данном районе и перечислить средства и приспособления, необходимые для спасения людей, а также способ действия спасателей. За фиксированное время команда излагает свои выводы на листе бумаги и сдает его учителю.
4. Тестовый опрос
- Какую широту имеет северный полюс?
а) 90º с.ш.;
б) 0º с.ш. - Какую широту имеет экватор?
а) 90º с.ш.;
б) 0º с.ш. - Нулевой меридиан проходит через
а) Париж;
б) Берлин;
в) Лондон;
г) Москву. - Кругосветное путешествие короче:
а) по экватору;
б) 10º с.ш.;
в) 50º с.ш.;
г) 70º с.ш. - Может ли быть широта 95 с.ш.?
а) да;
б) нет. - Может ли быть долгота 183º в.д. ?
а) да;
б) нет. - Найдите соответствие: географический объект – географические координаты:
а) 30º с.ш. 30º в.д. Москва;
б) 69º ю.ш. 91º з.д. о. Петра 1;
в) 56º с.ш. 38º в.д. Каир.
5. Самостоятельная практическая работа выполняется по вариантам.
Ученики, пользуясь картами атласа, определяют географические координаты объектов, заносят данные в таблицу, затем наносят их в контурную карту.
Вариант 1
Название географического объекта | Географические координаты | |
широта | долгота | |
г. Якутск | ||
влк. Везувий | ||
г. Народная (Урал) | ||
г. Москва | ||
г. Сидней |
Вариант 2
Учитель предлагает ученикам по уже имеющимся координатам определить название географического объекта.
Название географического объекта | Географические координаты | |
широта | долгота | |
0º с.ш. | 50º з.д. | |
30º с.ш. | 32º в.д. | |
34º ю.ш. | 20º в.д. | |
16º ю.ш. | 52º в.д. | |
34º ю.ш. | 19º в.д. |
6. Подведение итогов.
Выставление оценок.
Домашнее задание: определить координаты 10 географических объектов, которые мы ещё не определяли.