Разработка открытого урока по русскому языку во 2-м классе на тему "Главные члены предложения"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Воспитывать любовь к природе, к животным.
  2. Формирование навыка выразительного произношения предложения.
  3. Умения составлять предложения.
  4. Развивать умение выделять в предложении главные члены, как его смысловую и грамматическую основу.

Учебные материалы: учебник “Русский язык.2 класс” (авт. Т .Г. Рамзаева); слова из словаря и картины к ним, фланелеграф, опорные слова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Пой-ка, подпевай-ка:
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей.
Эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка
Сонная головушка.

III. Актуализация знаний.

Словарная работа.

У. Запишите слова из словаря на тему “Животные”.

Дети пишут слова по памяти: сорока, ворона, лисица, петух, воробей, корова.

Проверка. Учитель показывает карточки со словарными словами и картины.

Дети читают слова орфографически и орфоэпически.

Задание. Обозначьте ударные и безударные гласные.

У. Новое слово из словаря спряталось в загадке.

С хозяином дружит,
Дом стережёт,
Живёт под крылечком.
Хвостик колечком.

Д. Собака.

Дети записывают слово в тетрадь. Обозначают ударные и безударные гласные. Учитель показывает карточку со словом и картину.

IV. Творческая работа.

Составление рассказа о собаке по опорным словам.

У. Дети, у вас есть собака?
Д. Да!
У. А для чего нужна собака? (Составление кластера. Рисунок 1).
У. Используя данные слова и слова, расположенные на фланелеграфе (шерсть, лапы, хвост, мясо, щенята), составьте небольшой рассказ на тему “Моя собака”.

Рисунок 1

Дети рассказывают составленные тексты.

V. Физкульминутка.

VI. Чистописание.

сСс

Снег, санки, север.

У. Поберите к этим словам, слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое?

Дети называют слова.

VII. Изучение нового материала.

У. А теперь, скажите, с каким временем года связаны эти слова?
Д. С зимой.
У. А сейчас какое время года наступило?
Д. Наступила долгожданная зима.
У. Запишите это предложение в тетради.
У. Подумайте, о чём говорится в предложении?
Д. О зиме.
У. Подчеркните одной чертой. Это подлежащее. Что говорится о зиме?
Д. Наступила.
У. Подчеркните двумя чертами. Это сказуемое.

Подлежащее и сказуемое главные члены предложения. Это тема сегодняшнего урока. Составим схему этого предложения.

С <==> П

VIII. Работа с учебником.

Упражнение 128.

Разбор предложения и составление схемы третьего предложения.

IX. Физкультминутка.

X. Письмо по памяти.

На доске написаны пословицы:

Мороз не велик, да стоять не велит.
Лето-припасиха, зима-прибериха.

  1. Работа над содержанием пословиц.
  2. Работа над словами из словаря.
  3. Подготовка к письму по памяти.

XI. Работа над деформированным предложением.

Пушистый, накрыл, деревья, снег.

У. Прочитайте слова. Можно ли сказать ,что это предложение?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. Слова в предложении связаны по смыслу, выражают законченную мысль.

Дети составляют предложение, записывают.

Пушистый снег накрыл деревья.

У. Напишите предложение, подчеркните главные члены.

Домашнее задание упражнение 129.

XII. Итог урока.

У. Чему вы сегодня учились на уроке?
Д. Научились составлять предложения, находить главные члены предложения: подлежащее и сказуемое.

Составлять схему предложения.

XIII. Рефлексия.