Цели:
- Закреплять знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне, о связи слов в предложении;
- Развивать устную речь;
- Отработать орфографическую зоркость;
- Воспитывать внимательность, наблюдательность;
Оборудование: компьютер, презентация, магнитофон, кассета, карточки, маленькие таблицы, рисунки животных, словарь.
Материал: Т.Г.Рамзаева. Русский язык. 3 класс. стр.95 - 1 часть.
Ход урока
- Здравствуйте! Мы начинаем урок. Слайд 1.
Учитель: Сегодня у нас гости. Представьте себе, что наши гости не изучали тему нашего урока про правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Мы теперь вместе вспомним и будем повторять при помощи игр, упражнений закреплять умение проверять парные согласные.
Тема: ПОВТОРЕНИЕ (повторение слов с глухими и звонкими согласными в корне). Слайд 2.
Учитель: Смотрим и читаем ВОПРОСЫ:
- Что мы им должны рассказать?
- Как проверять слова с парными согласными в
корне?
(Ученики вспоминают правила).
НАПРИМЕР:
Сад – сады;
Гриб – грибной.
НЕМАЯ ИГРА. Слайд 3.
Учитель: А сейчас немая игра. Я вам покажу звуки, а вы не сказав ни слова, должны найти пару. После этого покажу отдельные слова и вы прикрепите их на свои места. (Здесь все в роли немых).
ЗВУКИ:
[ б ], [ф ], [ г ], [ д ], [ш ], [ з ], [ н ], [ щ ], [ м ], [ х ].
СЛОВА:
Парные;
Непарные;
Звонкие;
Глухие.
Учитель: На доске слова:
Л…СНОЙ Л…СНИК Л…СОВИК
- Какая буква пропущена?
- Откуда узнали? Докажите?
Учитель: Теперь у нас КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Запишем в тетрадь одну строку, букву Е е ее Ее (самостоятельная работа).
Учитель: Как надо перевести на родной язык слово ЛЕСНОЙ.
(Читать по словарю).
Лесной – урман;
Лесная избушка – урмандагы кечкен агач й.
- Найдем слово ЛЕСНИК лесник- урман каравылчысы (тоже
читают ученики).
- А теперь слово ЛЕСОВИК (ученики читают).
- Есть два значения:
1 значение – тот кто живёт в лесу и занимается
лесным промыслом, лесной охотой.
2 значение – леший.
Леший – лесной дух, хозяйничающий по народному представлению в лесах. Другие названия его:
- Лесовик;
- Лешак;
- Лесной дядя;
- Дикий мужичок.
Учитель: Покажу несколько рисунков о Лешах, они разные, потому что представление о них у каждого народа другие. Если вам будет интересно , после уроков мы можем посмотреть еще другие рисунки о них.
ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.
Учитель: Чтобы грамотно писать, нужно научиться замечать орфограммы.
РАБОТА С КАРТОЧКАМИ.
Учитель: Выберите для себя карточки:
Красная карточка – задание сложнее, вам из
каждого номера нужно выбрать одно слово,
вставить пропущенную букву и объяснить их
написание, то есть проверочные слова.
Синяя карточка – средняя работа, любые два
предложения списать, вставить пропущенные буквы.
Желтая карточка – для вас тест.
(Работают в листочках).
Физкультпауза (музыка).
Учитель: С какой целью мы проводим
РАЗВИТИЯ РЕЧИ?
Ученики: Чтобы научиться грамотно
выражать свои мысли, обогащать нашу речь, делать
ее яркой, образной красивой.
Учитель: Чем нам помогают развитие речи?
Помогают расширять словарный запас. Продолжим
эту работу.
Учитель: Сейчас очень спокойно и
внимательно послушайте стихотворение, которое я
прочту. А задание такое, запомните название
животных, которые вы услышите.
(Читать стихотворение ДЕВОЧЕК НАДО БЕРЕЧЬ И ЗАЩИЩАТЬ!)
Обижаются мартышки:
- Вечно дразнятся мальчишки!
Вся в слезах идет Лисичка –
Заяц дёрнул за косичку,
А шкодливый Крокодил
Чуть за хвост не укусил!
А Баран Козу толкнул,
Хрюшку больно ущипнул,
А козлёнок сказал Овечке
Очень грубые словечки,
Ребята, вам пора понять:
Не должно слабых обижать!
Да, разгулялись вы без меры!
А где ж хорошие манеры-
Жить без конфликтов, не кусаться,
Ине щипаться, и не драться?
Вам нужно помнить, твёрдо знать:
Ни лап, ни рук – не распускать!
Всё можно девочкам прощать,
Беречь их надо, защищать!
Вам нужно в мире с ними жить,
Их, уважать, любить, дружить!
(Гордиенко С.А.)
Учитель: В этом стихотворении наша
тема, которую мы каждый день обсуждаем, что нам
надо беречь девочек, не конфликтовать и не
обижать.
Учитель: Сейчас, выберите из этих
животных, которых вы услышали?
(Ребята работают у доски).
Учитель: Что можно сказать об этих
животных?
Ученики: Они дикие и домашние.
Учитель: Какую пользу приносят людям
домашние животные?
(Мнения учеников).
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.
На доске запись.
Другу маленького брат котёнка лучшему подарил
(Брат подарил лучшему другу маленького котёнка).
Учитель: Ребята, запишите это предложение.
(Учитель наблюдает за реакцией детей. Дети поднимают руки).
Учитель: Почему не работаете?
Ученики: Это не предложение.
Предложение начинается с заглавной буквы и в
конце должна стоять точка.
(Учитель выполняет, но ученики все равно не пишут).
Ученики: Это не предложение. Слова в предложении связаны по смыслу. А здесь записаны отдельные слова.
(Теперь ученики пишут правильно составленное предложение).
Учитель: Сейчас, нужно проводить СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР, то есть разбирать это предложение по членам.
(Один ученик у доски).
Учитель: Второе задание.
РАЗБОР ПО СОСТАВУ.
Мальчики (1в) – переходили;
Девочки (2в) – заинтересует.
РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. Слайд 10.
Учитель: Откройте учебники стр.95 упр.220 Списать предложения, вставляя пропущенные буквы:
Лилия – 6 предложение;
Зарина – 5 предложение;
Глюса – 1 предложение;
Айназ – 2 предложение;
Нияз Ансар – 3 предложение;
Илдан Дилюс – 4 предложение.
Игра: ЗАПИСАТЬ, ОДНИМ СЛОВОМ. Слайд 11.
- Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье).
- Скульптура в память кого-нибудь. (Памятник).
- Вещь, которую дарят. (Подарок).
- Солдат, который служит на границе. (Пограничник).
- Инструмент для забивания гвоздей. (Молоток).
НАЙДИ ОШИБКУ! Слайд 12.
Учитель: Перед вами предложения. Теперь представьте, что вы учитель. Задание такое:
а) Читать каждое предложение и если есть ошибки, то их найти и исправить.
Друк – это блиский тебе человег. он тебе харашо понимает и всегда готов помочь. Умей доро-жить доверием друка.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Учитель: Подумать и написать существительные, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?
Кто сколько сможет.
1 группа – с парными звонкими согласными в
корне;
2 группа – с парными глухими согласными в корне.
Например:
Пирог – да;
Кукла – нет;
Клуб – да.
Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий. вы стали ещё сообразительнее, находчивее , остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.
Учитель: Что мы делали на уроке? Слайд 13.
(Ученики вспоминают, потом проверяют).
Играли;
Писали;
Работали с карточками;
Работа над стихотворением;
Работа по учебнику.
Учитель: Хорошо, молодцы. А теперь,
давайте, улыбнемся и тем самым поблагодарим друг
друга за интересные и увлекательные задания,
которые, я думаю, доставили вам радость.
Учитель: У каждого на столе елочка, ведь
скоро у нас Новый год. И с сегодняшнего урока, на
каждом уроке русского языка мы будем прикреплять
звездочки. Но нам здесь требуется честность. На
ваш выбор.
ИТОГ УРОКА. Слайд 14.
Учитель: Если на уроке вы легко
справились со всеми заданиями ,и считаете себя,
что вы молодец, то прикрепите на свою елочку
звездочку – красную.
Учитель: Если у вас возникли
затруднения и вам нужна тренировка, то звездочку-
синюю.
Учитель: Если вы часто испытывали
трудности и не могли справиться с заданиями, то
желтую звездочку.
(Ученики работают).
ДО СВИДАНИЯ! Слайд 15.