Урок русского языка в 3-м классе по теме "Слова с глухими и звонкими согласными в корне слова"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Закреплять знания о проверке слов с глухими и звонкими согласными в корне, о связи слов в предложении;
  2. Развивать устную речь;
  3. Отработать орфографическую зоркость;
  4. Воспитывать внимательность, наблюдательность;

Оборудование: компьютер, презентация, магнитофон, кассета, карточки, маленькие таблицы, рисунки животных, словарь.

Материал: Т.Г.Рамзаева. Русский язык. 3 класс. стр.95 - 1 часть.

Ход урока

- Здравствуйте! Мы начинаем урок. Слайд 1.

Учитель: Сегодня у нас гости. Представьте себе, что наши гости не изучали тему нашего урока про правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Мы теперь вместе вспомним и будем повторять при помощи игр, упражнений закреплять умение проверять парные согласные.

Тема: ПОВТОРЕНИЕ (повторение слов с глухими и звонкими согласными в корне). Слайд 2.

Учитель: Смотрим и читаем ВОПРОСЫ:

- Что мы им должны рассказать?
- Как проверять слова с парными согласными в корне?

(Ученики вспоминают правила).

НАПРИМЕР:

Сад – сады;
Гриб – грибной.

НЕМАЯ ИГРА. Слайд 3.

Учитель: А сейчас немая игра. Я вам покажу звуки, а вы не сказав ни слова, должны найти пару. После этого покажу отдельные слова и вы прикрепите их на свои места. (Здесь все в роли немых).

ЗВУКИ:

[ б ], [ф ], [ г ], [ д ], [ш ], [ з ], [ н ], [ щ ], [ м ], [ х ].

СЛОВА:

Парные;
Непарные;
Звонкие;
Глухие.

Учитель: На доске слова:

Л…СНОЙ Л…СНИК Л…СОВИК

- Какая буква пропущена?
- Откуда узнали? Докажите?

Слайд 4.

Учитель: Теперь у нас КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Запишем в тетрадь одну строку, букву Е е ее Ее (самостоятельная работа).

Учитель: Как надо перевести на родной язык слово ЛЕСНОЙ.

(Читать по словарю).

Лесной – урман;
Лесная избушка – урмандагы кечкен агач й.

- Найдем слово ЛЕСНИК лесник- урман каравылчысы (тоже читают ученики).
- А теперь слово ЛЕСОВИК (ученики читают).
- Есть два значения:

1 значение – тот кто живёт в лесу и занимается лесным промыслом, лесной охотой.
2 значение – леший.

Леший – лесной дух, хозяйничающий по народному представлению в лесах. Другие названия его:

- Лесовик;
- Лешак;
- Лесной дядя;
- Дикий мужичок.

Слайд 5.

Учитель: Покажу несколько рисунков о Лешах, они разные, потому что представление о них у каждого народа другие. Если вам будет интересно , после уроков мы можем посмотреть еще другие рисунки о них.

Слайд 6.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА.

Учитель: Чтобы грамотно писать, нужно научиться замечать орфограммы.

РАБОТА С КАРТОЧКАМИ.

Учитель: Выберите для себя карточки:

Красная карточка – задание сложнее, вам из каждого номера нужно выбрать одно слово, вставить пропущенную букву и объяснить их написание, то есть проверочные слова.
Синяя карточка – средняя работа, любые два предложения списать, вставить пропущенные буквы.
Желтая карточка – для вас тест.

(Работают в листочках).

Слайд 7.

Физкультпауза (музыка).

Слайд 8.

Учитель: С какой целью мы проводим РАЗВИТИЯ РЕЧИ?
Ученики: Чтобы научиться грамотно выражать свои мысли, обогащать нашу речь, делать ее яркой, образной красивой.
Учитель: Чем нам помогают развитие речи? Помогают расширять словарный запас. Продолжим эту работу.
Учитель: Сейчас очень спокойно и внимательно послушайте стихотворение, которое я прочту. А задание такое, запомните название животных, которые вы услышите.

(Читать стихотворение ДЕВОЧЕК НАДО БЕРЕЧЬ И ЗАЩИЩАТЬ!)

Обижаются мартышки:
- Вечно дразнятся мальчишки!
Вся в слезах идет Лисичка –
Заяц дёрнул за косичку,
А шкодливый Крокодил
Чуть за хвост не укусил!
А Баран Козу толкнул,
Хрюшку больно ущипнул,
А козлёнок сказал Овечке
Очень грубые словечки,
Ребята, вам пора понять:
Не должно слабых обижать!
Да, разгулялись вы без меры!
А где ж хорошие манеры-
Жить без конфликтов, не кусаться,
Ине щипаться, и не драться?
Вам нужно помнить, твёрдо знать:
Ни лап, ни рук – не распускать!
Всё можно девочкам прощать,
Беречь их надо, защищать!
Вам нужно в мире с ними жить,
Их, уважать, любить, дружить!

(Гордиенко С.А.)

Учитель: В этом стихотворении наша тема, которую мы каждый день обсуждаем, что нам надо беречь девочек, не конфликтовать и не обижать.
Учитель: Сейчас, выберите из этих животных, которых вы услышали?

(Ребята работают у доски).

Учитель: Что можно сказать об этих животных?
Ученики: Они дикие и домашние.
Учитель: Какую пользу приносят людям домашние животные?

(Мнения учеников).

Слайд 9.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

На доске запись.

Другу маленького брат котёнка лучшему подарил

(Брат подарил лучшему другу маленького котёнка).

Учитель: Ребята, запишите это предложение.

(Учитель наблюдает за реакцией детей. Дети поднимают руки).

Учитель: Почему не работаете?
Ученики: Это не предложение. Предложение начинается с заглавной буквы и в конце должна стоять точка.

(Учитель выполняет, но ученики все равно не пишут).

Ученики: Это не предложение. Слова в предложении связаны по смыслу. А здесь записаны отдельные слова.

(Теперь ученики пишут правильно составленное предложение).

Учитель: Сейчас, нужно проводить СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР, то есть разбирать это предложение по членам.

(Один ученик у доски).

Учитель: Второе задание.

РАЗБОР ПО СОСТАВУ.

Мальчики (1в) – переходили;
Девочки (2в) – заинтересует.

РАБОТА ПО УЧЕБНИКУ. Слайд 10.

Учитель: Откройте учебники стр.95 упр.220 Списать предложения, вставляя пропущенные буквы:

Лилия – 6 предложение;
Зарина – 5 предложение;
Глюса – 1 предложение;
Айназ – 2 предложение;
Нияз Ансар – 3 предложение;
Илдан Дилюс – 4 предложение.

Игра: ЗАПИСАТЬ, ОДНИМ СЛОВОМ. Слайд 11.

  1. Ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье).
  2. Скульптура в память кого-нибудь. (Памятник).
  3. Вещь, которую дарят. (Подарок).
  4. Солдат, который служит на границе. (Пограничник).
  5. Инструмент для забивания гвоздей. (Молоток).

НАЙДИ ОШИБКУ! Слайд 12.

Учитель: Перед вами предложения. Теперь представьте, что вы учитель. Задание такое:

а) Читать каждое предложение и если есть ошибки, то их найти и исправить.

Друк – это блиский тебе человег. он тебе харашо понимает и всегда готов помочь. Умей доро-жить доверием друка.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Учитель: Подумать и написать существительные, которые отвечают на вопросы КТО? ЧТО?

Кто сколько сможет.

1 группа – с парными звонкими согласными в корне;
2 группа – с парными глухими согласными в корне.

Например:

Пирог – да;
Кукла – нет;
Клуб – да.

Учитель: Вот и подошёл к концу наш урок. Я уверена, что после выполнения такого количества разнообразных заданий. вы стали ещё сообразительнее, находчивее , остроумнее, сумели не только проверить, но и углубить свои знания.

Учитель: Что мы делали на уроке? Слайд 13.

(Ученики вспоминают, потом проверяют).

Играли;
Писали;
Работали с карточками;
Работа над стихотворением;
Работа по учебнику.

Учитель: Хорошо, молодцы. А теперь, давайте, улыбнемся и тем самым поблагодарим друг друга за интересные и увлекательные задания, которые, я думаю, доставили вам радость.
Учитель: У каждого на столе елочка, ведь скоро у нас Новый год. И с сегодняшнего урока, на каждом уроке русского языка мы будем прикреплять звездочки. Но нам здесь требуется честность. На ваш выбор.

ИТОГ УРОКА. Слайд 14.

Учитель: Если на уроке вы легко справились со всеми заданиями ,и считаете себя, что вы молодец, то прикрепите на свою елочку звездочку – красную.
Учитель: Если у вас возникли затруднения и вам нужна тренировка, то звездочку- синюю.
Учитель: Если вы часто испытывали трудности и не могли справиться с заданиями, то желтую звездочку.

(Ученики работают).

ДО СВИДАНИЯ! Слайд 15.