В статье 18 Закона РФ “Об образовании” говорится: “Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте”.
Федеральный закон “Об утверждении федеральной программы развития образования”(2000г) обязывает работников дошкольного образования развивать разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественный образовательный спрос, на реальные потребности потребителей образовательных услуг (“Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года”).
Особую значимость в этом контексте приобретает проблема оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, которые посещают МБДОУ “Детский сад комбинированного вида № 32 “Страна чудес”, т.к. семья является первичным звеном реабилитации и социализации “особого” ребенка. Оказание помощи и поддержки таким семьям помогает почувствовать им себя увереннее, спокойнее, обрести желание добиваться в этой жизни большего.
По результатам анкетирования педагогов детского сада: для 75% матерей и 40% отцов характерна эмоционально-негативная оценка себя как родителя; только 25% родителей испытывают явное эмоциональное принятие ребенка, и в то же время 46,6% опрошенных родителей испытывают явное эмоциональное отвержение ребенка. Более половины семей отрицательно влияют на развитие и лишь около 40% семей оказывают положительное воздействие. Исходя из данных педагогов и составленного социального паспорта семей: количество благополучных семей – 68%, неблагополучных – 32%, педагогически несостоятельных – 22%, злоупотребляют алкоголем – 4%, уклоняются от воспитания – 2%.
Л.С. Выготский подчеркивал значимость адекватного семейного воспитания детей с ограниченными возможностями как залога социальной адаптации их в будущем.
Таким образом, основными направлениями работы нашего детского сада с семьями, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья являются:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
- Установление доверительных и партнёрских отношений с родителями.
- Вовлечение семьи в единое образовательное пространство (формирование у родителей адекватной оценки состояния своего ребёнка; обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам).
- Развитие позитивной самооценки у родителей.
Из нашего опыта работы с ребёнком, имеющим ограниченные возможности здоровья, следует, что только специально организованные занятия в детском саду сами по себе не гарантируют позитивных изменений в воспитании, обучении и развитии дошкольника и не всегда достигается желаемый коррекционный эффект. Необходима преемственность работы ДОУ и воспитания ребёнка в семье.
В своей практике мы убедились, что специально организованное взаимодействие родителей со специалистами нашего учреждения способствует тому, что возрастает число участников, влияющих на процесс коррекционного воздействия на ребёнка, что в свою очередь служит условием положительной динамики коррекционной работы.
В нашем детском саду создано единое пространство воспитания и развития ребёнка. Совместная работа специалистов ДОУ (воспитатель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, тренер по плаванию, медицинский персонал) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей равноответственными участниками образовательного процесса.
Педагоги нашего детского сада проводят целенаправленную и систематизированную работу с семьей, в которой используют разнообразные формы сотрудничества, что способствует осознанию родителями своих функций и роли в воспитании ребенка.
Эффективность педагогической работы, в которой используются традиционные формы, отработана годами. Как правило, с этих форм начинают свою деятельность молодые специалисты.
Традиционные формы сотрудничества с семьей
Коллективные | Индивидуальные | Наглядно- информационные |
Родительские собрания. Развлечения. Выставки. День открытых дверей. Открытые занятия для родителей. Экскурсия по детскому саду. Анкетирование. Музыкальные праздники. Спортивные праздники. |
Беседы. Консультации. Посещение на дому. Приобщение родителей к жизни детского сада. |
Уголок для родителей. Выставка детских работ. Выставка психолого-педагогической литературы. Папки-раскладушки. Библиотечка-передвижка. |
В практике нашего детского сада с целью повышения родительской педагогической компетенции используются новые формы сотрудничества специалистов, воспитателей и родителей, которые показали свою результативность.
В своей работе мы используем опыт педагогов коррекционной школы и педагогов детских садов нашего города.
Презентация услуг детского сада.
До поступления детей родителям предлагается альбом с презентацией нашего детского сада. Родители имеют возможность ознакомиться с предметно-развивающей средой групп и кабинетов специалистов, особенностью работы ДОУ.
Клуб “Заботливые родители”.
Для оказания педагогической и психологической помощи родителям, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, был создан клуб “Заботливые родители”. Задачи, которые решаются в рамках работы клуба:
- Формирование положительной установки родителей на готовность к правильным формам общения и взаимодействия со своим ребёнком.
- Обучение родителей различным формам и методам общения, наблюдения за ребёнком.
- Включение родителей в педагогический коррекционный процесс через обучение их коррекционным методам и приемам.
Совместные прогулки, экскурсии.
Во время совместных прогулок в лесу дети с родителями учатся видеть красоту окружающей природы, бережно относится к природе, чувствовать, как она влияет на настроение; они учатся не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться. Для дальнейшего плодотворного сотрудничества педагоги с детьми и родителями посещают зоосад, библиотеку, музейно-выставочный центр.
Детско-родительские игры.
Игра оказывается тем универсальным языком, на котором умеют общаться и который понимают дети разных возрастов. Самое главное, что ждет от нас ребенок – это умение слышать, видеть и чувствовать то, что для него сейчас важнее всего. Не просто понять, а принять те переживания, потребности и желания, которые ему иногда трудно выразить словами. А с помощью игры легко.
Как раз одной из форм работы сотрудничества с семьей – проведение игровых занятий. Используя программу Карповой Е. В., Лютовой Е. К. “Я и мой ребенок” были разработаны и проведены игровые занятия совместно с родителями в рамках реализации системы работы по оптимизации детско-родительских отношений. Игровые занятия способствуют развитию эмоциональной отзывчивости, навыков конструктивного сотрудничества, гармонизации и укреплению демократичных отношений между родителями и детьми.
Мастер-класс.
Совместные мастер-классы по декоративно-прикладному творчеству показывают, что все дети и их родители талантливы. Совместный труд помогает объединить близких людей. Совместные мастер-классы по физической культуре “Корригирующая гимнастика” способствуют пропаганде здорового образа жизни. На таких занятиях в игровой форме родители обучаются правильному выполнению упражнений вместе с детьми на развитие гибкости, ориентировки в пространстве и др. физических качеств.
Консультация-практикум для родителей.
Участвуя в практикумах, родители выступают в роли детей, получают дефектологические знания и обучаются специальным коррекционным и методическим приемам для занятий с детьми дома. Предлагаемые игровые упражнения и задания, направлены на закрепление учебного материала, способствуют развитию и коррекции психических функций, повышают познавательный интерес. Данные игры не требуют материальных затрат. Все необходимое для выполнения имеется в каждом доме.
По результатам проведенного опроса, большинство родителей отметили, что их дети с большим желанием посещают детский сад, начали намного лучше понимать потребности детей, улучшился эмоциональный климат в семье.
Таким образом, важным результатом целенаправленной работы с семьей воспитывающей “особого” ребенка явилось то, что родители готовы вместе с ребенком создавать новые отношения, в которых радостно быть рядом, доверяя друг другу. И если семья, успешно справившись с проблемой, стала более сплоченной, а родители и дети испытывают радость в совместной деятельности, это значит, что помощь, оказанная семье, эффективна.
В.А. Сухомлинский призывал начинать любое дело с чувством успеха; чувство успеха должно быть не только в конце, но и в начале действия.