Обобщающий урок по теме "Искусство первобытного общества. Наскальная живопись"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

  • Познакомить с искусством первобытного общества на примере наскальной живописи.
  • С помощью дидактических средств, а также с помощью средств изобразительного искусства вызвать у учащихся эмоциональный отклик на тему урока.

Задачи:

Воспитательная:

  • Углубление знаний о духовных особенностях культуры древнего общества.

Образовательная:

  • Сформировать у учащихся представление об искусстве наскальной живописи.

Развивающая:

  • Развитие творческого воображения, художественного вкуса, воспитание интереса к искусству народов мира.

Оснащение:

Для учителя:

  • Раздаточный материал.
  • Иллюстративный материал.
  • Средства ТСО (Приложение).

Для учащихся:

  • Тетрадь.
  • Тонированная бумага.
  • Мягкий материал (уголь, сангина, соус).
  • Заготовки для амулетов.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Организация рабочего места и проверка готовности детей к уроку.

Приветствие детей. Настрой на урок.

II. Сообщение темы, целей

Ученики читают стихотворение В. Берестова “Первые рисунки”.

Параллельно демонстрируется слайд-шоу.

“Первые рисунки”.

Пусть предок жизнью жил полузвериной,
Но мы его наследьем дорожим.
Он не умел слепить горшок из глины,
Боялся духов, выдуманных им.
Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней, стремительно живой,
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.
Глаз мамонта испуганно косится,
Бежит олень, погоней окрылен,
Упал и, умирая, шевелится,
И кровь глотает раненый бизон.
Охотники бесшумно шли по следу,
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу
Рисунком легким, тонкою резьбой.

Сегодня наше занятие является обобщающим по теме “Искусство первобытного общества. Наскальная живопись”.

В течение нескольких уроков мы с вами знакомились с этой темой. Для многих из вас она стала очень интересной, увлекательной. Вы узнали много нового о жизни древних людей, о первых рисунках, выполненных ими, и о том, как эти рисунки впервые были обнаружены.

На этом занятии мы с вами попробуем мысленно перенестись в те далекие времена и погрузиться в атмосферу того времени, создать похожие вещи, которые в далеком прошлом делали наши предки. А для того чтобы нам было удобней работать, мы разделимся на две команды, а точнее, на два племени. Ведь вы помните, что люди тогда жили племенами. У каждого племени было свое название, свой вождь.

(Командам дается время для обсуждения названия племени и выбора вождя).

Ну что же, давайте познакомимся с нашими племенами.

Каждая команда представляет свое племя.

Несмотря на то, что древние люди жили звериными инстинктами, знания, даже, в те времена играли важную роль, без них было довольно трудно.

А давайте, проверим, обладают ли наши племена достаточными знаниями, чтобы существовать, как племя.

Команды разгадывают кроссворд.

Кроссворд.

По вертикали:

  1. Название пещеры, в которой впервые были обнаружены наскальные рисунки?
  2. Рисунки, полученные с помощью высекания на гладкой поверхности скалы или камня?
  3. Название краски, которой мы пользуемся до сих пор?
  4. Как, называют век, в котором жили первобытные художники?
  5. Животное, которое мы можем встретить на наскальных рисунках, а в жизни нет?
  6. Пещера, которую обнаружили, школьники в 1940 году во Франции?
  7. какое животное увидела Мэри в пещере, когда побывала в ней вместе со своим отцом?
  8. Основа красок древних художников?
  9. Какой инструмент используют археологи и художники?
  10. Общее название красок, которые использовали древние художники?

По горизонтали:

  1. Наука, изучающая историю и культуру человечества с помощью раскопок?

После индивидуального разгадывания кроссворда, совместная проверка.

Молодцы! Вы с легкостью справились с этим заданием.

Ребята, а чем занимались первобытные люди, как проводили свое свободное время, ведь у них не было ни телевизоров, ни компьютеров?

Ответы учащихся.

Действительно, главным занятием древних людей была охота. Но так же они занимались обустройством быта, приготовлением пищи, изготовлением одежды. Охота занимала большую часть времени. Ведь необходимо было выследить зверя, заманить его в ловушку и поймать. Результат охоты для племени играл важную роль. Ведь если охотники не приносили добычу, то племени приходилось довольно трудно.

А что же делали древние люди для удачной охоты?

Ответы учащихся.

Вы совершенно правы, сначала изучали повадки зверя, его место обитания. А затем, для привлечения удачи, создавались разные изображения, на которых прорисовывался исход охоты, проводились ритуальные танцы, в которых люди просили у сил природы победы в предстоящей схватке.

Ребята, а все племя участвовало к подковке удачной охоты, как вы думаете?

Ответы учащихся.

Часть племени, уходили в глубь пещеры, где и создавали свои наскальные рисунки, а оставшаяся часть создавала украшения, амулеты, которые в дальнейшем использовали в ритуале.

Так как мы с вами разделились на два племени, то и мы сейчас будем готовиться к охоте. Пусть наша охота не настоящая, а лишь воображаемая, но все равно, для этого часть каждого племени отправляется в “пещеру” для того чтобы создать образ предстоящей охоты. А оставшаяся часть создаст ритуальные украшения, которые потом вы используйте в танце, привлекая удачу на свою сторону.

Несколько человек выполняет рисунок мягким материалом (соусом, углем или сангиной) по тонированной поверхности, имитирующей скалу, а остальные ученики выполняют амулеты.

Ну, вот и наши племена закончили приготовления. Давайте, посмотрим, какая охота предстоит им.

Команды – племена проводят ритуал возле своих “наскальных рисунков”. На каждом из членов племени надеты ритуальные украшения.

III. Подведение итогов.

Ну, вот и закончилось наше путешествие в те далекие времена, когда люди охотились на мамонта. Надеюсь, что оно было для вас интересным и полезным.