Использование Лого-среды в коррекционной работе воспитателей речевых групп

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Ребенок развивается на фоне среды. Среда не должна быть просто “обстановкой”, а источником детского развития.

В ребенке работает внутренняя пластическая сила. Все, что воздействует на ребенка из окружающего мира, переходит во внутреннее строительство, включая формирование органов чувств.

В древней Греции считали: любое исследование должно быть основано на удивлении.

“Чрезвычайно важно, чтобы еще до начала размышления, прежде чем вообще дать ход нашему мышлению, мы пережили состояние удивления. А мышление, которое приходит в движение, минуя состояние удивления – это, в сущности, говоря просто, игра ума”.

Итак, первоосновой мышления должно быть удивление. И это должно лечь в основу принципа организации развивающей среды.

Развивающая среда – это не обработка или отшлифовывание знаний ребенка, а внутреннее стимулирование его развития. Ведь все, что попадает в поле зрения ребенка, делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.

Современные подходы к ребенку предполагают также более тесное взаимодействие воспитателя с детьми. Иной позиции требует ее личностно-ориентированный способ взаимодействии – это в первую очередь предоставление ребенку свободы, независимости, большого “поля” для самостоятельных действий, общения на равных.

Это фактор и усиление внимания к проблеме организации развивающего обучения с особой остротой поставил перед нами вопрос – как же продуктивнее оборудовать предметно-развивающую среду, чтобы она стала стимулирующей, направляющей и обучающей.

Приоритетным направлением в течение уже нескольких лет в нашем ДОУ “Медвежонок” является поиск своей модели развивающей предметно-пространственной среды.

Философией модели развивающей среды служит для всех нас утверждение: каждый ребенок должен находится в среде богатой стимулами, побуждающей к действию ребенка.

Мы пытаемся изменить вариант предметно-средовой модели, чтобы образовательное содержание, которое непосредственно проецируется на предметную среду, помогало ребенку с общим недоразвитием речи не только восполнить образовательный вакуум, но и “оживило” бы процесс “вычерпывания” ребенком развивающего содержания.

В истории дошкольной педагогики известно несколько вариантов предметно-средовой модели (М.Монтессори); комплексно-тематической модели (О.Декроли, С.Френс) и учебной модели.

Все современные системы образования стремятся к тому, чтобы знания добывались самими детьми, а воспитатель был дирижером, развивающим разум ребенка, думающим, помогающим найти способы решения возникающих проблем.

Мы пробуем создать в группах предметно– пространственную среду, обеспечивающую интенсивно развивающий характер педагогического процесса, организацию жизнедеятельности детей на коррекционно-развивающей основе.

Принцип коррекционно-развивающего обучения означает, что обучение может быть развивающим тогда, когда оно учитывает зону ближайшего развития ребенка, которая представляет резерв его потенциальных возможностей.

Коррекционная направленность воспитательно-образовательного процесса среди множества задач предусматривает решение следующих:

Развитие познавательной активности детей с ОНР.

Развитие общеинтелектуальных умений.

Задача развивающего обучения – это внедрение форм и методов, направленных на индивидуальное развитие каждого ребенка, максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и задатков.

Таким образом, мы поставили цель построения модели коррекционно-развивающего педагогического процесса в нашем ДОУ.

Для реализации новых подходов к коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОНР мы создали в группах развивающую предметную среду, где “каркасом” коррекционно-развивающего обучения стала ЛОГОсреда в речевых группах.

При построении ЛОГОсреды мы исходим из того что:

Логосреда должна помочь привнести в коррекционную работу яркие эмоциональные раздражители с элементами неожиданности и новизны. Здесь важно следовать принципу “развивающей” интриги.

Предметно игровая среда должна отвечать следующим параметрам:

  • Проблемная насыщенность (у нас ЛОГОсреда);
  • Создание условий для самореализации;
  • Многофункциональность и вариативность модели среды;
  • Необыденность, приближение к домашней обстановке;
  • Открытость к изменению, своеобразному достраиванию среды детьми, преобразование ее детьми;
  • Психологическая комфортность (создать обстановку, которая расковывает и подводит к мотивации успешности).

Среда, окружающая детей в группе, должна обеспечивать:

– чувство психологической защищенности;

– средства полноценного развития (т.е. должна быть обеспечена радость существования);

– решать через предметно-игровую среду проблемы познания и развития, их решение должно осуществляться с одинаковой степенью заинтересованности “ребенок-педагог”;

– сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.

А значит: предметная среда должна предоставлять ребенку условия для творческого развития и обеспечивать возможность “вычерпывать” из нее информацию.

В поисках модели развивающей среды мы обратились к рекомендациям В.Ф.Базарного “Укрепление здоровья детей и подростков за счет интеграции процессов обучения, направленного формирования функций зрения”, который доказал, что повышение эффективности развития детей обеспечивается использованием ЭКОЛОГИЧЕСКИХ букварей в воспитательном процессе. Исходя из того, что 90% всей информации об окружающем ребенок получает с помощью органов зрения, мы определили для себя задачу через оформление пространства группы превратить глаз ребенка в “инструмент” познания. На первом этапе это служило своеобразным введением детей в мир букв, занимательной грамматики.

Однако, используя его здоровье, развивающую технологию обучения, нам хотелось большего обращения к детской активности. Экологический букварь дает возможность обработки на нем 4 сезонов, а задуманная нами работа в ЛОГОсреде позволяет “спроектировать” любую рабочую лексическую тему.

Цель такой оформляемой зоны – создать содержательно-смысловое “поле”, благодаря которому можно решать и образовательные, и развивающие задачи. Важным моментом при этом мы считаем, что “проживая” определенную лексическую тему, педагогу удается создать творческую ситуацию коллективного общения, состязательности и сотрудничества между детьми.

Девизом ЛОГОсреды мы считаем высказывание В.А.Сухомлинского: “Мысль – как цветок, который постепенно накапливает жизненные соки. Дадим же корням эти соки, откроем перед цветком солнце – и он расцветет”

Организация и работы в этой зоне стимулирует развитие ребенка, обеспечивает более высокий уровень познавательного развития, провоцирует его речевую активность. ЛОГОсреда – это ключ к освоению рабочей лексической темы.

Особый развивающий смысл ЛОГОсреды в том, что здесь создаются благоприятные условия для роста резервов развития ребенка, для речевой практики. Процессы развития, “запущенные” в блоке обучения, здесь как бы имеют свое продолжение, но специально в ЛОГОсреде преследуются развивающие цели. Эффективность работы в этой зоне достигается специальной методической аранжировкой воспитателя и логопеда с помощью коррекционно– развивающих заданий. Подбираются упражнения, тренирующие память, творческое воображение и мышление, создающие атмосферу сотрудничества и поиска, побуждающие к диалогу.

В старшей речевой группе “Любознайки” через ЛОГОсреду “Волшебный лес” проходят все лексические темы:

1. Осенний период – ЛОГОсреда “Осень в волшебном лесу”:

Лексические темы в сентябре: “ Как мы лето провожали”, “Ранняя осень”, “Деревья в лесу”.

Лексические темы в октябре: “Овощи”, “Фрукты”, “Поздняя осень”.

В этот период мы происходит активизация импрессивного словаря детей словами: август, сентябрь, ранняя осень, “золотая” осень, дождь, тучи, пасмурно, “поздняя осень” и т.п.

Для активизации словаря проводятся:

I. Грамматические упражнения такие как:

  • образование родственных слов: гриб – грибница, грибник – грибной (дождь);
  • образование относительных прилагательных от названий деревьев: осина – осиновый, береза – березовый;
  • образование существительных, обозначающих овощи и фрукты с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;
  • упражнение в практическом употреблении предлогов : под…кустом, на…ветке и т. д.

II. Упражнения на развитие связной речи:

Договаривание развернутых простых упражнений за воспитателем:

  • наш лес с приходом осени….изменился;
  • листья на деревьях…..пожелтели.

Придумывание совместного рассказа, “Какие чудеса можно увидеть в осеннем лесу”.

Составление описательных рассказов по схеме об овощах и фруктах.

Беседа с воспитателем на тему: “Как вы с родителями ходили за грибами и ягодами в лес летом” или “Как изменился лес в октябре”.

III. Глобальное чтение: осина, береза, рябина, лес, осень, грибы, цветы, туча, дождь, кап-кап, октябрь, эхо.

IV. Развитие фонематического восприятия: выделение из слов для глобального чтения гласных звуков: А (кап-кап), О (осень), У (туча), И (гриб), Ы (цветы), Э (эхо)

Важно отметить, что в это время происходит развитие высших психических функций: различение листьев разных деревьев по цвету, форме.

Для этого можно провести игру “Узнай дерево по листьям”, зрительное восприятие основных цветов и их оттенков – на натуральных овощах и фруктах, их муляжах.

Формирование функции сравнения и соотнесения – раскладывание фруктов по размеру, по форме.

Счет фруктов и овощей.

Отгадывание загадок.

Следует отметить что каждым сезонным изменением и изменением лексической темы меняется и ЛОГОсреда:

  • Ноябрь ЛОГОсреда “ЧУКОККАЛА”. Лексические темы “Посуда”, “Одежда”, “Обувь”;
  • Зимний период ЛОГОсреда “Зима в волшебном лесу”. Лексические темы;
  • Декабрь: “Домашние животные”, “Домашние птицы”, “Зима”, “Новый год”;
  • Январь: “Зимние забавы детей”, “Дикие животные, их детеныши”;
  • Февраль: “Дикие животные Севера, среда обитания”, “Птицы в зимнем лесу” (зимующие птицы), “Дикие птицы” (среда обитания, водоплавающие, перелетные, морские птицы, птицы гор, хищные птица), “Защитники Отечества. Мужские профессии”.

В наших группах наряду с прохождением лексических тем постоянно проводятся выставки и мини-музеи на подиуме.

Например:

Сентябрь: “Дары леса” (ягоды, грибы, цветы), “Подарки Лесовичка” (выставка поделок из природного материала).

Октябрь: “Хибинская ярмарка”– мини-музей. Фоторепортаж “Как мы ходили в поход в лес”.

Ноябрь: выставка “Модельное агентство”, “Посуда бабушки Федоры” (старинная деревянная и металлическая посуда), “Рекламная акция” (выставка современные столовые и чайные сервизы).

Декабрь: “Мой самый верный дружок” (выставка собак), “Деревня в Хибинах”, “На скотном дворе”, “Игрушки своими руками” (поделки детей на новогоднюю елку), “Пришла зима в Хибины”.

Январь: “Самая смешная фотография про новогодний праздник”, “Кто живет на льдине”.

Февраль: “Звери Севера”, “Птицы в зимнем лесу”, мини– музей “Птицы”. выставка – музей на подиуме “Русские войны”.

Активное участие в этих выставках принимают не только воспитатели и дети, но и также родители.

Мы глубоко убеждены, что большая часть Лексико-грамматического материала, изучаемого детьми на логопедических занятиях, может успешно закрепляться и расширяться благодаря логосреде в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми. Работа в этой развивающей зоне способствует совершенствованию речевого общения детей, помогает расширению запаса пассивной и активной лексики. Вследствие этого заинтересованное, комфортное состояние психической сферы ребенка, т.к. в результате игровых развивающих заданий трудности оказываются преодолимыми, а поставленная цель – достигнутой.

ЛОГОсреда стала системой воспитательно-образовательной и коррекционной развивающей работой в нашем детском саду. А опыт включения коррекционно развивающих заданий с детьми, имеющими ОНР, в специально оформленной среде свидетельствует о значительном повышении ее эффективности.