Цель: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном как части речи
Задачи: учить правильному написанию имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте, умение работать самостоятельно, воспитывать культуру труда, учить работать в группах, создавая условия для воспитания чувств взаимовыручки, дружбы.
Тип урока: Урок-обобщение.
Оборудование:
- печатные листы для групповой работы;
- индивидуальные печатные листы для самостоятельной работы.
Ход урока
№ п/п | Этапы урока | Цели и задачи | Деятельность учителя | Деятельность детей | |||||||||||||||||||||||||||||||||
I | Организациионный момент. | Создание эмоционального фона урока. | Приветствие. Подготовка учащихся к активному
сознательному усвоению знаний. Посмотрите в окно. Опишите сегодняшний день. Да, на дворе чудесная пора. А какая? Весна приятное время года, в это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Какой сейчас месяц? Что вы знаете о нем? Март – слово нерусское, оно пришло к нам из Византии. Наши древние предки называли этот месяц протальник, капельник – почему так называли месяц? Ярче свет, выше солнце, длиннее дни. Март – время прилета птиц, поэтому еще его называли “грачевник”. |
Приветствие – Скучный, тоскливый, печальный. – Светлый, солнечный, прекрасный. Весна Март
– из-за таяния снегов, большого количества луж. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
II
|
Актуализация знаний учащихся.
Словарно-орфографическая работа. |
Актуализация знаний, создание проблемной ситуации, при решении которой формулируется тема урока. | Минутка чистописания: На доске написана пословица, в которой пропущены некоторые буквы. М_рт з_му к_нчает, в_сну н_чинает. 1 уровень: Списать пословицу вставить пропущенные буквы. Поставить ударение. 2 уровень: Списать пословицу вставить пропущенные буквы найти сущ., определить род, число. 3 уровень: Списать пословицу вставить пропущенные буквы найти сущ., определить род, число. Составить предложение со словом весна. |
М м м
Март зиму кончает, весну начинает. Март (м.р., ед.ч) зиму (ж.р, ед.ч) кончает, весну (ж.р, ед.ч) начинает. Наступила ранняя весна. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
III | Систематизация и обобщение знаний учащихся. | Систематизировать языковые понятия | В предложении встретилось слово ранняя. На какой вопрос отвечает это слово? Какой частью речи является это слово? Что обозначает имя прилагательное? С каким, словом оно связано? Можно сказать, что весна наступила очень рано.
– О какой части речи говорится в стихотворении? Тема нашего урока – Имя прилагательное. |
Какая? имя прилагательное. признак предмета. с существительным весна.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
IV | Работа в группах. | Проверка усвоения изучаемого материала.
Тест. |
Выбери верное утверждение. (Устно.) 1. Имена прилагательные отвечают на вопросы – кто? что? – какой? какая? какие? какое? – что делать? 2. Имя прилагательное. – часть слова – член предложения – часть речи 3. Имена прилагательные обозначают -действие предмета – признак предмета 4. Имена прилагательные – изменяются по родам – не изменяются по родам 5. Имена прилагательные бывают : – трех родов: муж., жен., ср. рода. – только муж. и жен. рода 6. Имена прилагательные являются – главными членами предложения – второстепенными 7. Имена прилагательные связаны в роде и числе – с именем существительным – с глаголом 8. Имена прилагательные – изменяются по числам – не изменяются по числам Проверка: от каждой группы представитель отвечают по одному ответу |
– какой? какая? какие? какое?
– часть речи
– признак предмета
изменяются по родам
– трех родов: муж., жен., ср. рода
– второстепенными
– с именем существительным
– изменяются по числам |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
V | Работа по учебнику . | Как изменяется имя прилагательное? От чего зависит род и число прилагательного? Прочитайте правило в учебнике Как называется такая связь? |
По родам и числам От имени сущ. Стр. согласованием |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
VI | Выборочный слуховой диктант. | Выписать из стихотворения имена прил. и сущ., с
которыми оно связано, определите их род и число.
выделите окончание Что вы заметили? Какие окончания имеют имена прил. в м. р.? |
все прил. и сущ. м.р.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
VII | Работа в парах. | Развитие речи. Формирование умения правильно употреблять слова в речи. | Вместо точек вставьте подходящие по смыслу слова,
выделите окончания, определите род. ……. узкая, а дорога…….. Что вы заметили? Какие окончания имеют имена прил. в ж. р.? |
– ая, -яя |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка. | Эмоциональная разгрузка | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
VIII
|
Разноуровневые задания
|
|
1-й уровень: спишите текст,
вставляя имена прилагательные, подчеркните их Пришла _________ весна. Ярко светит _________ солнце. Быстро тает ________ снег. Журчат ______________ручьи. Зеленеет ___________ травка на полях. Летят с юга ________ птицы. Слова для справок: перелетные, теплая, рыхлый, весеннее, звонкие, свежая. 2-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделите грамматическую основу и надписать части речи. 3-й уровень: спишите текст, вставляя имена прилагательные; в первом предложении выделите грамматическую основу и надпишите части речи. Определи род и число имен прилагательных. Проверка. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
IХ | Работа по развитию речи. | – Составьте с данными словами предложения, изменяя
окончания прилагательных, запишите предложения, выделите окончания
прил.,
(Текст на индивидуальной карточке)
|
1. Над полями светит яркое солнце. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Х | Работа в группах. | Развитие речи. Формирование умения правильно употреблять слова в речи. | Прочитайте, выделяя каждое предложение.
Сколько здесь предложений? Работаем карандашом – поставьте границы (точку) Какие это предложения по составу? Распространите эти предложения именами прилагательными. дует ветер светит солнышко льется песня |
Нераспространенные
Дует теплый ветер. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
ХI | Оценка уровня усвоения темы | Проверка усвоения изучаемого материала | Логический диктант.
Оценивание. |
Ответы детей
взаимопроверка |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
ХII
ХIII |
Итог урока.
Рефлексия. |
Обобщение знаний о правописании имен прилагательных | – Над какой темой сегодня работали на уроке?
– Как правильно определить род? – Сегодня на уроке мы повторили все, что нам известно об имени прилагательном. И это удалось сделать в результате вашей активной работы. Как оцениваете свою работу? Расскажите по схеме: На доске помещена схема: |
|