Урок математики по теме "Решение задач на движение"

Разделы: Начальная школа


Цель: закрепить знания о взаимосвязи скорости, времени и расстояния. Усвоение приемов письменного умножения многозначных чисел и письменного деления многозначных чисел на однозначное число. Воспитывать самостоятельность в работе, ответственность. Развивать при помощи включения в урок дидактической игры познавательный интерес к предмету математике.

Ход урока

1. – Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня я вам предлагаю отправиться на Красноярское море, где проходит математическая олимпиада. Нашему классу пришла телеграмма, где нас приглашают прибыть на море к 12 часам.

Цель нашего путешествия заключается в следующем. Мы должны без опоздания прибыть на Красноярское море и принять участие в математической олимпиаде. На пути нас могут встретить препятствия, мы их должны будем быстренько преодолевать и держать курс на море. А поплывем мы на теплоходе. Для того, чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо знать, сколько времени понадобиться, чтобы вовремя прибыть на место. Вы должны решить задачу.

Расстояние от пристани Красноярск до Красноярского моря 68 км. Против течения теплоход будет плыть со скоростью 34 км в час. Сколько времени понадобится, чтобы доплыть до моря?

– Кто видит путь решения задачи? (Решают.)

Ответ ребят: чтобы узнать время, при известных величинах скорости и расстояния, необходимо расстояние разделить на скорость и узнаем время.

68 : 34 = 2 (ч) Через 2 часа теплоход прибудет на море.

2. – Но для того, чтобы подняться на теплоход, необходимо приобрести билеты. (Предлагаю детям примеры на карточках. Решают по цепочке. Чей ряд быстро и правильно решит, тот и пойдет на посадку в теплоход.)

1 ряд

14 ∙ 5 =
60 : 5 =
23 ∙ 4 =
25 + 47 =
89 – 34 =
70 : 2 =
39 ∙ 2 =
93 : 3 = 

 2 ряд

12 ∙ 7 =
30 ∙ 4 =
78 : 6 =
56 : 4 =
17 + 78 =
32 ∙ 2 =
64 : 2 =
93 – 57 = 

 3 ряд

34 ∙ 2 =
52 : 2 =
64 + 27 =
72 : 2 =
55 : 5 =
84 : 7 =
60 ∙ 3 =
72 – 45 =

Учащиеся записывают только результаты.

3. На доске открывается иллюстрация теплохода.

– Наш теплоход плывет по красивой, широкой реке Енисей. Вдруг остановился. Что случилось? Сели на мель. Что же делать? (На доске появляется щука и дает задание в конверте.) Необходимо решить примеры на умножение многозначного числа на однозначное и деление многозначного числа на однозначное. (Вывешиваю карточки в крупном плане, а на них примеры по вариантам.)

1 вариант 2 вариант
5367 ∙ 5
8960 ∙ 8
2535 : 3
252 : 4
6240 ∙ 4
7456 ∙ 7
1526 : 2
518 : 7

Ребята решают, а затем взаимопроверка. Результаты доложили вслух. Щука услышала и помогла выбраться теплоходу.

4. – Наш теплоход продолжает движение по Енисею. Как красиво, кругом горы, деревья, тайга. Вдруг на пути опять преграда, плывут бревна. Что делать? Нам нельзя опаздывать. Неожиданно появляется друг детей – Карлсон.

– Ребята, я вам помогу, если вы выполните мое задание. (Площадь прямоугольника 57 кв.см, ширина 3 см. Найти длину.)

– Что известно в задаче? (Площадь и ширина)

– Что надо найти? (Длину)

Записывают и решают задачу.

57 : 3 = 19 (см)

Карлсон доволен и помогает нам преодолеть препятствие. Плывем дальше.

5. На теплоходе заиграла музыка.

– Ребята, давайте все вместе потанцуем. (Физкультминутка.)

6. – Внимание, мы подплываем к ГЭС. Эскалатор не переправит нас на море до тех пор, пока мы не решим примеры, а конечный результат у этих примеров и будет кодом к эскалатору. (Даю по рядам карточки с примерами. В пустое окошечко надо вставить ответ предыдущего примера. Дети решают и передают товарищу по ряду.)

1 ряд

94 – 40 = …
… : 9 = …
10 ∙ … = …
…. – 35 =…
49 – … = …
… : 3 = …
88 + … = …
… : 2 = …

2 ряд

50 : 2 = …
60 – …= …
… + 40 = …
89 – … = …
… + 14 = …
28 + … = …
… : 7 = …
6 ∙ … = …

 3 ряд

40 – 17 =…
16 + … =…
… – 17 = …
48 + … = …
… – 36 = …
20 + … = …
… : 9 = …
8 ∙ … = …

После того, как дети решат все примеры, на доске появляется число 48.

7. Появляются на доске русалки. Они преграждают нам путь, просят решить задачу, иначе не пропустят на олимпиаду. (Читаю задачу на нахождение расстояния.)

Две лодки одновременно поплыли друг другу навстречу и встретились через 3 часа. Скорость первой лодки 12 км в час, а второй – 14 км в час. Найти расстояние, которое преодолели обе лодки вместе.

Дети решают задачу и объясняют, чтобы узнать расстояние по известным скорости и времени, надо скорость умножить на время. Но сначала надо узнать общую скорость, а потом только расстояние.

1) 12 + 14 = 26 (км∕ч) – общая скорость

2) 26 ∙ 3 = 78 (км) – расстояние, пройденное лодками

Русалки пропускают теплоход, где и состоится математическая олимпиада.

8. Самостоятельная работа на листочках. Дети сдают работы. Проверяю и называю победителей.