Учитель. Здравствуйте уважаемые гости, ребята! Прошу садитесь!
В начале нашего урока мне хотелось бы вспомнить о зарождении жизни на Земле. Вспомните , что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Скажите пожалуйста в какой же среде теперь существуют клетки?
(Ученик: жидкая внутренняя среда.)
Учитель. Из каких компонентов состоит внутренняя среда организма?
Чтобы правильно ответить на данный вопрос я предлагаю вам открыть конверты , и из нужных вам карточек на своей парте составить схему “Состав внутренней среды”, а Лена сделает это на доске.
Учитель. Лена правильно выполнила задание, сравните свои результаты.
Ребята рассматривая компоненты внутренней среды , что мы можем сказать о лимфе?
Ученик – Жуков Д.:
Лимфа – это компонент внутренней среды, она перемещается по лимфотическим сосудам и лимфотическим капиллярам , которые поглощают избытки тканевой жидкости. Все лимфотические сосуды образуют 1 лимфотический проток ,через который лимфа попадает в кровь
Учитель. А что мы можем рассказать о другом компоненте внутренней среды – тканевой жидкости?
Ученик – Настя Володина..
Тканевой жидкости около 26% от массы тела. Именно в ней находятся все клетки. Она состоит из 95% воды, еще в ее состав входят: минеральные соли, белки и др. органические вещества, а также кислород и углекислый газ. Из тканевой жидкости клетки получают питательные вещества и кислород и выделяют в нее продукты распада , которые поступают потом обратно в кровь и ею уносятся..
Учитель. А можно ли назвать внутреннюю среду организма человека постоянной? (Дети – ДА!!!)
Учитель:
Как по другому мы называем постоянство внутренней среды?
(Дети: Гомеостаз!!!)
Учитель:
Какие параметры гомеостаза или мы их еще называли биологические константы вы знаете?
(Дети: температура тела, артериальное давление, состав крови, пульс и т.д.)
Учитель: Молодцы!!!
Ребята, а вы знаете, что с развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.
Сегодня наше занятие посвящено удивительной жидкости, самой главной из компонентов внутренней среды, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы, ее приносили в жертву богам. Название этой чудесной жидкости – кровь. Как нельзя себе представить государство без транспортных линий связи, так нельзя понять существование человека без движения крови по сосудам, когда во все органы и ткани разносятся кислород, вода, белки и другие вещества.
(Фильм) “КРОВЬ – что это?”
На протяжении всего занятия мы постараемся ответить на этот вопрос . И вы сами попробуете сформулировать тему нашего урока!
С развитием науки человечество все глубже проникает во многие тайны крови. Исследуя кровь ученые, врачи, исследователи познают ее свойства , функции , строение.
И сегодня я предлагаю вам представить, что наш класс – это большая лаборатория , перед вами на столике представлены лабораторные инструменты, приборы, посуда – все то, что используют в лабораториях для взятия и исследования крови. Подробно об этом я расскажу на следующем уроке, а сейчас мы на мгновение станем учеными –исследователями, поэтому мы с вами одели белые халаты, как положено в настоящей лаборатории и приступим к работе!
Но чтобы приступить к исследованиям практическим нужно познакомится с теорией, тем более , что некоторые познания у нас уже имеются.
Что, же мы знаем об этой удивительной жидкости красного цвета, которую часто называют “носительницей жизни”?
(Далее следует краткое сообщение ученик.)
Ученик Мамонов Юрий:
Кровь – это вид соединительной ткани, межклеточное вещество которой жидкое. Кровь является одной из важнейших жидкостей в организме, так как выполняет разнообразные функции:
- Дыхательную Питательную Выделительную Терморегуляторную
- Гуморальную Поддерживает гомеостаз , т.е постоянство состава внутренней среды, Регуляторная
Учитель: А еще кровь называют жизнью. С древних времен интерес к этой красной жидкости организма не случаен. Значительная кровопотеря при ранении была причиной потери сознания и угасания жизни животного и человека. “Кровь” и “жизнь” – слова-синонимы! Кровь одушевляли и боготворили, кровью клялись в братстве, дружбе и любви. Кровью смывали позор и оскорбление. Интересно толкование фраз “кровь за кровь”, “кровные братья”, “кровная месть”. Почему же так важно присутствие крови в организме? Каково ее строение и состав ?
Итак наша лаборатория преступает к работе.
Общее количество крови в организме взрослого человека равно 7% от его веса, по объему это около 4–6 л у взрослого человека и около 3–4 л у подростков.
(Можно показать банку с красной жидкостью.)
Если дать крови отстояться, предварительно приняв меры, препятствующие ее свертыванию, то образуются два резко отличающихся друг от друга слоя.
(Показать пробирку с отстоявшейся кровью.)
Верхний слой – слегка желтоватая полупрозрачная жидкость – плазма крови. Она состоит из неорганических (90% – вода и различные минеральные соли) и органических веществ: белки, глюкоза, витамины, гормоны и продукты распада .
Нижний слой – осадок темно-красного цвета, который образован форменными элементами – клетками крови: эритроцитами и лейкоцитами, и кровяными пластинками – тромбоцитами.
Так как мы работаем в лаборатории , все полученные данные мы будем вносить сегодня в специальные лабораторные листы, отметим на них число, а в конце урока запишите тему , которую вы сформируете сами.
Итак, состав крови . Запишем его в виде схемы .
СХЕМА “СОСТАВ КРОВИ”
Учитель:
Теперь подробнее изучим форменные элементы крови по ходу моего объяснения вы продолжаете самостоятельно заполнять лабораторные листы.
Клетки крови и их функции.
Название клетки крови | Кол-во в 1 мм3
и форма |
Место образования | Срок жизни клетки | Место разрушения | Функции |
ЭРИТРОЦИТЫ С греческого “Эритрос” – красный “Цитос” – клетка Красные кровяные клетки Красный цвет эритроцита зависит от особого вещества -гемоглобина, который присоединяет к себе кислород. Клетки напоминают губку, поры которой заполнены гемоглобином Так же клетки не содержат ядро, и не могут размножаться , место ядра занял гемоглобин!!! |
У муж. – 4,5–5 млн, у жен.4–4,5млн. Всего в крови человека 25 трилионов . их общая площадь в 1500 раз больше площади человеческого тела, что обеспечивает им захватить и перенести такое кол-во кислорода , которое полностью обеспечивает жизнедеятельность органов и тканей!!! Форм аэритроцита – Двояковогнутый диск – эта форма позволяет увеличить площадь клетки |
Так как эритроциты сами не могут размножаться , их образование происходит в красном костном мозге | От 30 до 130 дней | Селезенка и печень | Перенос кислорода ко всем органам и тканям
и углекислый газ к легким. ТРАНСПОРТНАЯ На стр. 85 нашего учебника найдите название вещества , которое получается при присоединение гемоглобина с кислородом /оксигемглобин/ Он имеет светлую окраску – поэтому артериальная кровь – алая, а гемоглобин без кислорода – темного цвета , поэтому венозная кровь– темно-красная. Слова ГЕМОГЛОБИН и ОКСИГЕМОГЛОБИН ЗАПИШИТЕ В БИОЛОГИЧЕСКИЕ СЛОВАРИКИ !!!!! |
ЛЕЙКОЦИТЫ Белые кровяные клетки, бесцветные. Это самые крупные клетки крови, шаровидной формы имеющие ядро Виды: ГРАНУЛОЦИТЫ ЛИМФОЦИТЫ МОНОЦИТЫ /МАКРОФАГИ/ |
От 5 до 10 тыс. Обладают Амебоидныме движением |
Красный костный мозг, вилочковая железа / тимус/ , селезенке, лимфатических узлах | От 3 часов до 5 суток, некоторые несколько лет | Места ранений и воспалений | Распознавание и уничтожение чужеродных
соединений и клеток, которые оказываются во внутренней среде организма ЗАЩИТА и ТРАНСПОРТ В словарик: ФАГОЦИТОЗ – захват, поглощение и уничтожение чужеродных тел, а сами клетки называются – ФАГОЦИТАМИ Это явление было открыто русским ученым Ильей Ильичем Мечниковым лауреатом Нобелевской премии за открытие фагоцитарной теории иммунитета , Об этом подробнее нам расскажет Володина Анастасия АНТИГЕНЫ –чужеродные соединения АНТИТЕЛА – химические вещества , которые нейтрализуют или уничтожают антигены |
ТРОМБОЦИТЫ Кровяные пластинки |
150–400 тыс. Не содержат ядро |
Красный костный мозг. | 5–7 суток, | Места ранений, селезенка | Свертывание крови при ранении. При ранении , когда кровь выходит из сосуда тромбоциты слипаются и разрушаются, выделяя различные ферменты и вызывая химические реакции , которые ведут к свертываемости крови. В учебнике на стр. 87 зачитайте со слов : “СВЕРТЫВАНИЕ КРОВИ ВОЗМОЖНО…..” Нажать фотопарат/иллюстрации Нити фибрина и тромб// В СЛОВАРИК: ФИБРИНОГЕН, ФИБРИН,ТРОМБ |
Учитель:
А сейчас минутка отдыха, прошу вас посмотреть на фигуры над доской , обведите глазками каждую фигурку , а теперь закройте глаза и осторожно надавите на веки, тем самым мы улучшим кровоснабжение глаз и снимем усталость.Учитель:
Ну а сейчас ученые – исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим “Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных – лягушки”.
Возьмите инструктивные карточки . Прочитайте цель работы и последовательность ее выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.
Инструктивная карточка:
Цель работы:
выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушкиХод работы:
- Подготовьте микроскоп к работе.
- Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
- Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.
- Запишите данные в таблицу , учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в
нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ ЯДРА человека Мелкие
Двояковогнутый дискнет - Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
- Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.
- Запишите данные в таблицу, о эритроците, учитывая его размеры, форму и
наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ ЯДРА лягушки Крупные , овальной формы есть - У вас на столах лежит пластилин и картон для моделей, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека, лягушки.
Используя модели и данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:
Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?
Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой , размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород , а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки
Учитель:
Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего места, а мы продолжаем наше исследование.
Состав крови является важной характеристикой состояния организма. Анализ крови – одно из часто проводимых исследований.
При анализе крови должны быть в норме: количество клеток крови, содержание гемоглобина, и др. веществ, а так же СОЭ – скорость оседания эритроцитов, я уже рассказывала , если кровь предохранить от свертывания и оставить на несколько часов в пробирке, то форменные элементы крови в силу тяжести начинают оседать, в том числе и эритроциты. Они оседают с определенной скоростью: у мужчин 2-10 мм/ч, женщин – 2-15 мм/ч. С возрастом изменяется скорость оседания эритроцитов. Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) широко используется как важный диагностический показатель.
При наличии воспаления в организме:
- СОЭ увеличивается. Увеличивается также и численность лейкоцитов
- При нарушении функции красного костного мозга, недостатке в организме железа, а также при значительной потере крови возникает кратковременное или длительное малокровие (анемия).
- в крови снижается количество гемоглобина и количество эритроцитов .
Учитель:
Сейчас мы поработаем в группах, 1 ряд – 1 группа.
У вас на столах лежат бланки анализов крови пациентов Нововолковской амбулатории, с учетом медицинской этики Ф.И. людей вымышленные.
Проведем медицинский консилиум
Каждая группа должна сравнить данные анализов пациентов с нормой кровяных клеток (на экране), можно использовать карточку-подсказку определите: болен пациент или нет, и по возможности поставьте предварительный диагноз.
(Пока дети работают : на интерактивной доске включить эл. учебник и убрать текст для теста – закрепления.)
Учитель:
Итак, слово 1 группе :
(Данные анализа крови соответствуют норме , мы считаем , что пациент абсолютно ЗДОРОВ!) – Володина А.
Слово 2 группе:
(В данном анализе СОЭ (скорость оседания эритроцитов) превышает норму почти в 3 раза, а количество лейкоцитов в 5 раз мы считаем, что у пациента проходит в организме воспалительный процесс и ему нужно назначить дополнительное исследование, чтобы точно поставить диагноз!!!)– Куприянова А.
Итак слово 3 группе:
(Анализ нашего пациента показывает, что в 2 раза упал гемоглобин, кол-во эритроцитов также в 2 раза меньше – это наталкивает нас на мысль , что пациент потерял значительное кол-во крови , т.е у него малокровие (анемия)) – Курочкина Е.
Диагнозы поставлены, верно! Медицинский консилиум завершил свою работу.
Учитель:
Для закрепления знаний о форменных элементах крови предлагаю выполнить следующее задание: перед вами знаки вопросов по очереди постарайтесь ответить на них.
ТЕСТ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ АНАТОМИИ 8 КЛАСС
Итак,
- Лабораторные листы полностью заполнены, а это значит , что нами получены и теоретические и практические знания.
- Медицинский консилиум проведен , диагнозы поставлены.
- Подведем итог : вначале работы нашей лаборатории перед нами стоял вопрос : “КРОВЬ – ЧТО ЭТО?”, как вы думаете мы смогли ответить на этот вопрос?
(Ученики: ДА!!!)
Так что же такое кровь? Лена!
(Кровь –это вид соединительной ткани, межклеточное вещество, которой жидкое. Кровь состоит из плазмы и форменных элементов : эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов. Анализ крови – это показатель здоровья человека. Кровь самая главная жидкость в организме, без нее невозможна жизнь!!!)
Учитель: А значим мы сможем сформулировать и тему нашего урока, я предлагаю сделать это ТВОРЧЕСКИ в виде синквейна, его название КРОВЬ
I. название синквейна
II. 2 прилагательных
III. 3 глагола
IV. Цитата или яркая , красивая фраза на данную тему
V. Строка – эмоция, выражающая личное отношение к теме.
(Пока ребята составляют синквейн учитель формирует выставку из моделей эритроцитов.)
Учитель:
Ребята в каждой вашей красивой фразе есть слово жизнь , если обобщить ваши высказывания, то получится:
КРОВЬ = ЖИЗНЬ!!! Это и будет темой нашего урока! Запишем ее в лабораторных листах.
Отметки.
Домашнее задание:
Все новые понятия в биологическом словарике выучить, параграф 17 , п.т. 62 – всем, + 63 уч-ся кто имеет по биологии оценку “4” и “5”
Курочкиной Елене подготовить сообщении “Что такое иммунитет?”
Учитель: Урок закончен, всем большое спасибо.