Цель: Воспитание патриотических чувств, через любовь к родной природе.
Задачи:
- формировать первоначальные географические представления через знакомство с географической картой Красноярского края;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, отношение к родной природе.
Материалы и оборудования: Макеты деревьев, следы животных, карта Красноярского края, карточки “Как вести себя в лесу”, мяч, книга с правилами поведения в лесу, предметные картинки с изображением животных, фланелеграф, силуэты животных (диких, домашних), “Красная книга Красноярского края”.
На полу в коридоре разложены следы животных, ведущие в группу, дети по следам проходят в “лес”, где их встречает воспитатель в костюме старика Лесовика.
Старик Лесовик. Здравствуйте дети! Как вы сюда попали?
Дети. Мы шли по следам.
Старик Лесовик. А вы знаете, кто я такой? Нет? Тогда давайте познакомимся.
Социо-игра “Назови свое имя”. (Дети в кругу, передают друг другу волшебную веточку, называют свое полное имя.)
Старик Лесовик. А вы откуда пришли?
Дети. Из детского сада “Родничок”
Старик Лесовик. В каком городе вы живете?
Дети. В городе Минусинске.
Старик Лесовик. Я знаю этот город, он находится в Красноярском крае. Я вам сейчас покажу на карте.
Дети проходят на стульчики, расставленные полукругом перед картой Красноярского края.
Рассматривание карты Красноярского края.
Старик Лесовик. Перед вами карта Красноярского края. Эта точка – ваш город Минусинск. Недалеко от города протекает река Енисей, а по городу течет протока этой реки, которая делит город на две половины. Реки обозначены на карте голубым цветом, как ниточки. Зеленый цвет на карте обозначает лес, который растет рядом с городом и называется “Сосновый бор”, потому что в этом лесу растут сосны. Вы сейчас находитесь в этом “бору”.
Старик Лесовик. Раз вы пришли ко мне в гости, значит должны знать правила поведения в лесу. Я вам сейчас покажу знаки, а вы мне расскажете, что они обозначают.
Экологическая игра “Как вести себя в лесу”
На столе разложены картинки с изображением действий поведения людей в лесу, дети стоят в кругу. Старик Лесовик бросает мяч и называет определенное действие. Ребенок, поймавший мяч, находит подходящую картинку, показывает детям.
Старик Лесовик. Главные правила вы знаете, но есть еще другие, они написаны в этой книге, я ее вам дарю. А сейчас приглашаю вас прогуляться по лесу, подышать свежим воздухом, я вам покажу животных, которые живут у меня в бору, мы немного поиграем, ведь я очень люблю игры, а еще больше люблю загадывать загадки. А вы любите? Тогда слушайте внимательно загадки. (После каждой загадки дети находят отгадку и показывают картинку животного.)
Загадки
Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый, но не мышка.
Кто это?.. (Зайчишка.)*Рыже-огненный комочек,
С хвостиком как парашют,
По деревьям быстро скачет,
Был он там...
Теперь уж тут.
Быстрый он как стрелочка.
Так ведь это... (Белочка.)*Рыжая плутовка
Спряталась под елкой.
Зайца ждет хитрюга та.
Как зовут ее?.. (Лиса.)*Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех... (Волк.)*Бурый, косолапый
По лесу бредет.
Любит "одолжить"
У лесных пчел мед.
(Медведь.)
Старик Лесовик. Ну, ребята, вы порадовали меня. А теперь поиграем.
Хороводная игра “На водопой” (дети идут по кругу проговаривают слова)
Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой (идти по кругу)
– за мамой лосихой, топал лосенок, (топают, высоко поднимая ноги)
– за мамой лисицей, крался лисенок, (крадутся)
– за мамой ежихой, катился ежонок, (имитация наматывания клубка)
– за мамой медведицей, шел медвежонок, (вразвалочку)
– за мамой белкой, скакали бельчата, (прыжки вперед)
– за мамой зайчихой, косые зайчата, (показывают руками длинные уши)
– волчица вела за собою волчат (маршируют).
Все мамы и дети напиться хотят (поворачиваются в круг, имитация лакания воды).
Старик Лесовик. Ребята, я недавно приводил в порядок свой бор. Собрал всех животных. Да что-то у меня не так получилось, а что понять не могу. Помогите разобраться, расселить животных.
Дидактическая игра “Рассели животных” (Фланелеграф) (Дети берут силуэты животных, размещают их на двух фланелеграфах, разделяя домашних от диких животных).
Старик Лесовик. Какие животные живут лесу?
Дети. Дикие животные. (Называют диких животных.)
Старик Лесовик. А какие животные живут рядом с человеком?
Дети. Домашние животные. (Называют домашних животных.)
Старик Лесовик. Вот теперь все на своих местах. Вижу, что помощники у меня хорошие. Спасибо вам. Я хочу подарить вам книгу, не простую, а “Красную”. В эту книгу занесены редкие животные, которых осталось очень мало в лесах Красноярского края. С “Красной книгой” вы подробно познакомитесь в группе. Ваши воспитатели вам покажут, расскажут об этих животных и как надо беречь родную природу. А вы потом нарисуете этих животных и отправите рисунки мне в лес, мой адрес: Красноярский край, Минусинский район, Сосновый бор, Старику Лесовику. Я буду ждать вашего письма. А теперь нам пора прощаться вас уже ждут в детском саду, да и у меня очень много дел в лесу. До свидания, дети! Приходите ко мне еще в гости.