Практическое занятие с элементами тренинга для учащихся 3-х классов по теме "Мой круг общения"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • определение участниками занятия системы межличностных отношений, индивидуальной для каждого из них;
  • развитие понимания ценности общения и значимости личности другого человека.

Задачи:

  1. Обсуждение личностных качеств, способствующих эффективному общению;
  2. Обозначение предпочтений в сфере общения;
  3. Определение перспективы построения социальных отношений;
  4. Создание благоприятного психологического климата в группе.

Используемые материалы: мячик; листы (формата А4) для упражнения «Мой круг общения», конверты с заготовками из цветной бумаги (звездочки, домики, сердечки), клей, ручки по количеству участников; листочки из цветной бумаги с именами участников занятия.

Ход занятия

1. Приветствие. (5 мин.)

Ведущий предлагает детям встать в круг, взяться за руки и поздороваться по очереди со своим соседом справа, как с незнакомым человеком. Ведущий начинает упражнение, а потом выбирает ребенка, который продолжает задание. Детям также предлагается поздороваться, как учитель с учеником, как родитель с ребенком.

После приветствия участники занятия садятся в круг. Ведущий: «Каждый день мы общаемся с разными людьми. С одними мы общаемся постоянно и нам нравится общаться с ними, с другими - время от времени. Давайте попробуем понять, почему так происходит. Для этого выполним следующее упражнение».

2. Разминка. Упражнение «Мне нравится общаться с…» (5 – 6 мин.)

Упражнение выполняется с мячиком. Мяч находится у участника, который первым начинает упражнение, а затем передает его следующему. Ведущий предлагает детям подумать и по очереди закончить фразу: «Мне нравится общаться с … (имя) потому, что…» Дети пытаются определить для себя, что их привлекает в людях, с которыми они общаются (акцентируется внимание детей на качествах характера человека, с которым они предпочитают общаться).

После того, как прозвучали все высказывания, ведущий обобщает ответы детей, отмечая качества людей, которые способствуют эффективному общению.

Ведущий: «Каждого человека окружают люди, с которыми он общается. Это могут быть его близкие, родственники, друзья, знакомые. Именно они образуют ваш круг общения. Давайте попробуем изобразить на бумаге свой круг общения».

3. Основное содержание занятия. Упражнение «Мой круг общения» (10 - 15 мин.)

Каждому ребенку выдается лист формата А4, на котором нарисованы круги разного диаметра, один внутри другого, а в центре расположена буква «Я» (см. Приложение 1). Также детям выдаются вырезанные из цветной бумаги звездочки, сердечки и домики. Ребятам предлагается наклеить эти заготовки на лист, предварительно написав на сердечках имена друзей, на домиках - имена родных, а на звездочках - имена знакомых. Наклеивать можно ближе или дальше от буквы «Я», в зависимости от интенсивности общения с этим человеком.

Когда работы закончены, ведущий задает вопросы:

«Какое количество людей входит в ваш круг общения, сосчитайте?

Круг общения может быть как большим, так и маленьким (узкий круг общения). Его составляют люди, к которым можно обратиться за советом, помощью.

Как эти люди могут помочь вам, и чем вы можете им помочь?

Кого бы вы хотели бы расположить поближе к себе? Почему?»

После обсуждения ведущий подводит итог выполненной работе: «Общение является важной частью жизни каждого из нас, и рядом с нами всегда находятся те люди, на чью помощь мы можем рассчитывать. А также и мы в свою очередь можем помочь им. В этом и состоит ценность общения».

4. Подведение итогов. (5 мин.)

Ведущий просит ответить детей по очереди на вопросы: Что вам понравилось на занятии? Какое задание вам было интересно выполнять? Каждый из участников высказывает своё мнение.