Цель: Ввести сочетательное свойство сложения через проблемную ситуацию.
Задачи:
- Научить пользоваться этим свойством для рационализации вычислений.
- Закрепить понятие « числовые» и «буквенные» выражения.
- Закрепить правило порядка действий в выражениях со скобками.
- Отрабатывать вычислительные навыки.
- Развивать логическое и творческое мышление, внимание, память, речь.
- Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, сотрудничества.
Оборудование:
- Звёзды разного размера и разной формы.
- Числа записанные в звёздах 134 66 54 463 85 216 37 346.
- Карточки для индивидуальной работы. Знаки + и ( ).
- Картина «Волшебника».
- Сочетательное свойство (а + в) + с = а + (в + с)
- Отрезки разного цвета длиной 20см 15см 10см
- Геометрические фигуры
- Три звезды с надписью на обратной стороне «ыц» «дол» «ом»
Ход урока.
1. Орг. момент.
Сегодня у нас необычный урок. В классе гости. Вы их поприветствовали.
Садитесь. Начинаем урок математики. Как вы к нему относитесь? Давайте скажем об этом нашим гостям. (Дети говорят хором.)
«Математика любимый наш урок!
Мы не скачем по верхушкам скок да скок-
На уроке нам бывает нелегко:
Изучаем мы проблему глубоко!
Но скажут математика сейчас!»
Закричит: «Ура!» наш дружный класс.
2. Актуализация знаний.
Девиз: «Смекай, думай, решай, поспевай, не зевай!»
-Промежуток времени в 60 мин? (час)
-Часть суток от вечера до утра? (ночь)
-Семеро друзей Белоснежки? (гномы)
-Лодка на корабле? (шлюпка)
-Сколько звуков в слове «яма»? (4)
-Сколько ног у паука? (8)
-Земной шар величиной с мяч? (глобус)
-Что такое солнце? (звезда)
Ребята, а вы, видели, как падают с неба звёзды? Как называется такое явление? (звездопад)
А что делают люди, увидевшие падающую звезду? (загадывают желание)
Посмотрите, сколько звёзд сегодня упало в наш класс.
Всем хватит, чтобы загадать желание.
Но у нас урок математики, поэтому начинаем счёт. (За каждый правильный ответ берёте звёздочку, самооценка) - Раздать индивидуальные задания.
- 1 задание: Используя знаки арифметических действий, запиши число 50 с помощью трёх одинаковых чисел. (Решение: 50+50-50=50 или 50-50+50=50)
- 2 задание: Используя один раз знак действия, с помощью трёх пятёрок запиши Выражение, значение которого=50 (Решение: 55-5=50)
- 3 задание: Вместо * вставь нужную цифру *4-3*=39 8*- *0=20 (Решение: 84-35=39 80-60=20)
- 4 задание: Разгадай ребус АА+У=УРР (Решение: 99+1=100)
- 5 задание: Разложи 15 карандашей в 5 коробок так, чтобы во всех коробках было разное кол-во карандашей. (Решение: 1+2+3+4+5=15)
Остальные дети работают с доской.
3. Устный счёт.
На доске числа в виде звёзд: 134 66 54 463 85 215 37 346
- На какие группы можно разделить все числа? По какому признаку?
(двузначные и трехзначные; четные и нечетные; состоящие из одинаковых цифр и разных)
- Назовите числа в порядке возрастания. (37 54 66 85 134 215 346 463)
- Найдите сумму самой старшей и самой младшей звезды. (37+463=500)
- Что вы можете сказать об этом числе? (круглое, четное, отсутствуют единицы 1 и 2 разряда 1 класса)
- Найдите еще такие звезды, которые в паре образуют круглое число?
(54+346 66+134 85+215)
- Чтобы получить круглое число, что нужно хорошо знать? (состав 10)
Слушаем ответы работающих ребят индивидуально.
(задания и решения проектируются на доску для проверки)
4. Закрепление пройденного материала.
-А вот мерцает большая звезда. О чем она сигналит? Что мы видим?
(буквенные выражения, а+б, б+а)
-Прочитайте их, о чем они говорят? Что показывают? (переместительное св-во сложения)
-Кто это свойство сформулирует? (от перестановки слагаемых сумма не меняется)
-На доске появляются выражения: 325+46+75+51= 31+33+35+37+39=
-Как называются эти выражения? (числовые)
-Найдите их значения. Как удобнее это сделать? (использовать переместительное свойство)
Сегодня мы узнаем еще одно свойство сложения.
5. Новый материал.
Записываем число, классная работа.
- На столе появляются красиво оформленные знаки + и ( )
- Ой, кто мне подбросил эти знаки? Сегодня творятся чудеса!
- Ребята, зачем они нам нужны, что вы о них знаете? (ответы детей)
- Эти знаки помогут нам на уроке.
Постановка проблемы.
- Что общего в выражениях?
29+(375+25)=
43+420+57=
(106+289)+11=
(все числовые, на нахождение суммы, в каждом 2 действия)
- Чем отличаются? (числами, программой действий)
- Находим значение каждого выражения.
- Трудно сосчитать 3 выражение (предложения детей)
- Можем ли мы поменять местами слагаемые, ведь мы меняем и программу действий?
- Вот и возникла проблема.
-Давайте, исследуем это выражение, заменив числа буквами.
(а+в)+с=а+(в+с)
- Обратимся к отрезкам и докажем, что части этого равенства равны.
- Выставляя отрезки, видим, что части действительно равны.
- Это свойство называется сочетательным свойством сложения.
- Возвращаемся к 3 выражению и находим его значение, используя сочетательное свойство.
- Свойство, какого действия мы открыли? (сложения)
- Так вот для чего подбросили нам эти знаки. А кто это сделал? (появляется волшебник)
- Волшебник помог нам открыть новые знания.
«Чтобы к сумме прибавить число, можно к первому слагаемому прибавить сумму второго и третьего слагаемого».
«Чтобы к числу прибавить сумму, можно к этому числу прибавить первое слагаемое, а потом второе слагаемое».
6. Закрепление
№4 стр.41.(объясняем устно, записываем только ответ)
Физ. минутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на стульчик тихо сесть.
7. Самостоятельная работа.
(187+28)+13=
452+86+48+14=
Решив, обмениваемся тетрадями. Взаимопроверка.
Поднимите руку у кого без ошибок.(каждый берет звездочку)
8. Творческое задание.
Разбиение на группы: у каждого ученика на парте фигуры
Чтобы разбиться на группы, давайте вспомним, что такое периметр фигуры?
Угадайте, о какой фигуре я говорю.
«Для вычисления периметра этой фигуры достаточно одного измерения».
«Для вычисления периметра этой фигуры достаточно два измерения».
«Для вычисления периметра этой фигуры достаточно три измерения».
- А в каком случае достаточно знать одну сторону треугольника?
- А можно ли вычислить периметр треугольника, зная два измерения?
- А теперь выберите каждый себе фигуру.
Кто выбрал - поднимите фигуру
Кто выбрал - поднимите фигуру
Кто выбрал - поднимите фигуру
- Вот и образовалось три группы.
1. Исследовательская группа треугольник получит задание, если быстро узнает Р по одному измерению 5см (Р=15см)
Задание: Одна сторона треугольника 26см, вторая на 8см больше первой, а третья сторона на 5см меньше второй. Найдите периметр треугольника.
2. Исследовательская группа квадрат получит задание, если быстро вычислит Р с этим же Измерением 5см (Р=20см)
Задание: С помощью 7 одинаковых палочек длиной 3см постройте 2 квадрата и найдите периметр каждого.
3. Исследовательская группа прямоугольник получит задание, если узнает Р зная два измерения 5см и 1см (Р=12см)
Задание: Участок земли имеет форму прямоугольника, длина которого 69м, а ширина 3м. Какой длины забор окружает этот участок?
Дети работают в группах.
- После выполнения, ведущий группы объясняет выполненное задание и получает звезду соответствующей формы с надписью на обратной стороне.
- Ведущие располагают звезды в порядке возрастания, получают странное слово
ЫЦ-ДОЛ-ОМ
- Догадавшиеся дети читают слово МОЛОДЦЫ!
9. Итог:
Чему научились на уроке? Что понравилось? В чем испытывали трудности?
Молодцы! На руку каждого ребенка падает очередная звездочка-оценка за работу.
Ребята, спасибо за урок! Загадайте желание, и оно обязательно сбудется!
10. Домашнее задание
с.42 № 4, 5.