Урок математики во 2-м классе по теме "Сочетательное свойство сложения"

Разделы: Начальная школа


Цель: Ввести сочетательное свойство сложения через проблемную ситуацию.

Задачи:

  1. Научить пользоваться этим свойством для рационализации вычислений.
  2. Закрепить понятие « числовые» и «буквенные» выражения.
  3. Закрепить правило порядка действий в выражениях со скобками.
  4. Отрабатывать вычислительные навыки.
  5. Развивать логическое и творческое мышление, внимание, память, речь.
  6. Воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, сотрудничества.

Оборудование:

  1. Звёзды разного размера и разной формы.
  2. Числа записанные в звёздах 134 66 54 463 85 216 37 346.
  3. Карточки для индивидуальной работы. Знаки + и ( ).
  4. Картина «Волшебника».
  5. Сочетательное свойство (а + в) + с = а + (в + с)
  6. Отрезки разного цвета длиной 20см 15см 10см
  7. Геометрические фигуры   
  8. Три звезды с надписью на обратной стороне «ыц» «дол» «ом»

Ход урока.

1. Орг. момент.

Сегодня у нас необычный урок. В классе гости. Вы их поприветствовали.

Садитесь. Начинаем урок математики. Как вы к нему относитесь? Давайте скажем об этом нашим гостям. (Дети говорят хором.)

«Математика любимый наш урок!
Мы не скачем по верхушкам скок да скок-
На уроке нам бывает нелегко:
Изучаем мы проблему глубоко!
Но скажут математика сейчас!»
Закричит: «Ура!» наш дружный класс.

2. Актуализация знаний.

Девиз: «Смекай, думай, решай, поспевай, не зевай!»

-Промежуток времени в 60 мин? (час)

-Часть суток от вечера до утра? (ночь)

-Семеро друзей Белоснежки? (гномы)

-Лодка на корабле? (шлюпка)

-Сколько звуков в слове «яма»? (4)

-Сколько ног у паука? (8)

-Земной шар величиной с мяч? (глобус)

-Что такое солнце? (звезда)

Ребята, а вы, видели, как падают с неба звёзды? Как называется такое явление? (звездопад)

А что делают люди, увидевшие падающую звезду? (загадывают желание)

Посмотрите, сколько звёзд сегодня упало в наш класс.

Всем хватит, чтобы загадать желание.

Но у нас урок математики, поэтому начинаем счёт. (За каждый правильный ответ берёте звёздочку, самооценка) - Раздать индивидуальные задания.

  • 1 задание: Используя знаки арифметических действий, запиши число 50 с помощью трёх одинаковых чисел. (Решение: 50+50-50=50 или 50-50+50=50)
  • 2 задание: Используя один раз знак действия, с помощью трёх пятёрок запиши Выражение, значение которого=50 (Решение: 55-5=50)
  • 3 задание: Вместо * вставь нужную цифру *4-3*=39 8*- *0=20 (Решение: 84-35=39 80-60=20)
  • 4 задание: Разгадай ребус АА+У=УРР (Решение: 99+1=100)
  • 5 задание: Разложи 15 карандашей в 5 коробок так, чтобы во всех коробках было разное кол-во карандашей. (Решение: 1+2+3+4+5=15)

Остальные дети работают с доской.

3. Устный счёт.

На доске числа в виде звёзд: 134 66 54 463 85 215 37 346

- На какие группы можно разделить все числа? По какому признаку?

(двузначные и трехзначные; четные и нечетные; состоящие из одинаковых цифр и разных)

- Назовите числа в порядке возрастания. (37 54 66 85 134 215 346 463)

- Найдите сумму самой старшей и самой младшей звезды. (37+463=500)

- Что вы можете сказать об этом числе? (круглое, четное, отсутствуют единицы 1 и 2 разряда 1 класса)

- Найдите еще такие звезды, которые в паре образуют круглое число?

(54+346 66+134 85+215)

- Чтобы получить круглое число, что нужно хорошо знать? (состав 10)

Слушаем ответы работающих ребят индивидуально.

(задания и решения проектируются на доску для проверки)

4. Закрепление пройденного материала.

-А вот мерцает большая звезда. О чем она сигналит? Что мы видим?

(буквенные выражения, а+б, б+а)

-Прочитайте их, о чем они говорят? Что показывают? (переместительное св-во сложения)

-Кто это свойство сформулирует? (от перестановки слагаемых сумма не меняется)

-На доске появляются выражения: 325+46+75+51= 31+33+35+37+39=

-Как называются эти выражения? (числовые)

-Найдите их значения. Как удобнее это сделать? (использовать переместительное свойство)

Сегодня мы узнаем еще одно свойство сложения.

5. Новый материал.

Записываем число, классная работа.

- На столе появляются красиво оформленные знаки + и ( )

- Ой, кто мне подбросил эти знаки? Сегодня творятся чудеса!

- Ребята, зачем они нам нужны, что вы о них знаете? (ответы детей)

- Эти знаки помогут нам на уроке.

Постановка проблемы.

- Что общего в выражениях?

29+(375+25)=

43+420+57=

(106+289)+11=

(все числовые, на нахождение суммы, в каждом 2 действия)

- Чем отличаются? (числами, программой действий)

- Находим значение каждого выражения.

- Трудно сосчитать 3 выражение (предложения детей)

- Можем ли мы поменять местами слагаемые, ведь мы меняем и программу действий?

- Вот и возникла проблема.

-Давайте, исследуем это выражение, заменив числа буквами.

(а+в)+с=а+(в+с)

- Обратимся к отрезкам и докажем, что части этого равенства равны.

- Выставляя отрезки, видим, что части действительно равны.

- Это свойство называется сочетательным свойством сложения.

- Возвращаемся к 3 выражению и находим его значение, используя сочетательное свойство.

- Свойство, какого действия мы открыли? (сложения)

- Так вот для чего подбросили нам эти знаки. А кто это сделал? (появляется волшебник)

- Волшебник помог нам открыть новые знания.

«Чтобы к сумме прибавить число, можно к первому слагаемому прибавить сумму второго и третьего слагаемого».

«Чтобы к числу прибавить сумму, можно к этому числу прибавить первое слагаемое, а потом второе слагаемое».

6. Закрепление

№4 стр.41.(объясняем устно, записываем только ответ)

Физ. минутка.

Раз - подняться, потянуться,
Два - согнуться, разогнуться,
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на стульчик тихо сесть.

7. Самостоятельная работа.

(187+28)+13=

452+86+48+14=

Решив, обмениваемся тетрадями. Взаимопроверка.

Поднимите руку у кого без ошибок.(каждый берет звездочку)

8. Творческое задание.

Разбиение на группы: у каждого ученика на парте фигуры   

Чтобы разбиться на группы, давайте вспомним, что такое периметр фигуры?

Угадайте, о какой фигуре я говорю.

«Для вычисления периметра этой фигуры достаточно одного измерения».

«Для вычисления периметра этой фигуры достаточно два измерения».

«Для вычисления периметра этой фигуры достаточно три измерения».

- А в каком случае достаточно знать одну сторону треугольника?

- А можно ли вычислить периметр треугольника, зная два измерения?

- А теперь выберите каждый себе фигуру.

Кто выбрал  - поднимите фигуру

Кто выбрал  - поднимите фигуру

Кто выбрал  - поднимите фигуру

- Вот и образовалось три группы.

1. Исследовательская группа треугольник получит задание, если быстро узнает Р по одному измерению 5см (Р=15см)

Задание: Одна сторона треугольника 26см, вторая на 8см больше первой, а третья сторона на 5см меньше второй. Найдите периметр треугольника.

2. Исследовательская группа квадрат получит задание, если быстро вычислит Р с этим же Измерением 5см (Р=20см)

Задание: С помощью 7 одинаковых палочек длиной 3см постройте 2 квадрата и найдите периметр каждого.

3. Исследовательская группа прямоугольник получит задание, если узнает Р зная два измерения 5см и 1см (Р=12см)

Задание: Участок земли имеет форму прямоугольника, длина которого 69м, а ширина 3м. Какой длины забор окружает этот участок?

Дети работают в группах.

- После выполнения, ведущий группы объясняет выполненное задание и получает звезду соответствующей формы с надписью на обратной стороне.

- Ведущие располагают звезды в порядке возрастания, получают странное слово

ЫЦ-ДОЛ-ОМ

- Догадавшиеся дети читают слово МОЛОДЦЫ!

9. Итог:

Чему научились на уроке? Что понравилось? В чем испытывали трудности?

Молодцы! На руку каждого ребенка падает очередная звездочка-оценка за работу.

Ребята, спасибо за урок! Загадайте желание, и оно обязательно сбудется!

10. Домашнее задание

с.42 № 4, 5.