Цель занятия: закрепление звука Ж в речи детей с использованием упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить детей с названиями пальцев;
- Учить детей отвечать полным предложением на вопросы логопеда;
- Закрепить в речи детей правильное произношение звука Ж;
- Закрепить умение детей собирать разрезную картинку в целое изображение без помощи образца;
- Закрепить умение составлять простое предложение;
- Развивать общую моторику и координацию движений;
- Развивать мелкую моторику пальцев рук;
- Развивать слуховое и зрительное внимание;
- Развивать само- и взаимоконтроль.
Воспитательные:
- Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной деятельности;
- Повышение активности, сознательности, интереса к занятию;
- Активизировать творческие способности детей.
Оборудование: изображение пальцев, письмо, руль, предметные картинки (ёж, жук, лужа, жираф, мороженое, лыжи); изображение жука, обруч, магнитофон с веселой музыкальной композицией и звуком дождя, предметные картинки (снежинка, флажок, пирожок, желудь, медвежонок, ножницы); заготовка изображения снежинки из пластилинографии, бусины, разноцветные прищепки, контур ёжика и чижа.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дети сидят на стульчиках. Логопед рассказывает сказку про пальчики. Все вместе выполняют гимнастику.
Жили братья, не тужили,
Но однажды приуныли.
Стали думать и гадать,
Как же имена всем дать? (Сгибать пальцы обеих рук)
Я хоть ростом не велик,
Но веселый озорник.
Все стоите вы за мной
Буду зваться я Большой. (Крутить большими пальцами обеих рук, остальные пальчики сжаты в кулачок)
Я указывать люблю
На цветы и на Луну,
Очень я внимательный
Палец Указательный. (Крутить указательными пальцами обеих рук)
Я стою посередине,
Буду зваться я отныне
Средний палец – удалец
Вот такой я молодец! (Крутить средними пальцами обеих рук)
Меньше всех я братьев ростом.
Ох, как маленьким непросто!
Но меня легко узнать,
Пусть Мизинцем будут звать. (Крутить мизинцы обеих рук)
Брат один как ни гадал,
Имя так себе не дал.
Но его не обижают,
Безымянным называют! (Показать безымянный пальчик обеих рук, остальные прижать к ладошке с помощью больших пальцев)
В кабинет влетает сорока и на хвосте приносит письмо. Логопед читает его детям: “Дорогие ребята, приглашаю Вас на свое день рождения, которое состоится сегодня. Прошу заехать за моими братьями пальчиками и забрать их с собой. Ваш Мизинчик”
Логопед: “Ребята, вы согласны
съездить в гости на день рождения к Мизинчику?”
Дети: “Да!”
Логопед: “Чтобы отправиться в дорогу вы
должны придумать и красиво произнести слово со
звуком Ж”.
Каждый ребенок придумывает слово со звуком Ж и четко его произносит. Затем логопед берет руль, дети встают друг за другом и отправляются в путь, произнося звук Ж, как мотор машины.
II. Основная часть.
1. “В гостях у Большого пальчика”.
Логопед: “Ребята к какому пальчику мы
приехали в гости?”
Дети: “Мы приехали в гости к Большому
пальчику”.
Логопед: “Посмотрите, Большой пальчик
грустный, не улыбается. У него есть яркие,
красивые картинки, но как с ними играть он не
знает. Давайте ему поможем, поиграем в игру
“Закончи предложение”.
Логопед раскладывает предметные картинки (жук, ёж, лыжи, жираф, мороженое, лужа). Произносит предложения и просит каждого ребенка (индивидуально) подойти к столу, взять картинку и показать ее всем ребятам. Затем четко произнести предложение.
Над кустом летает…ЖУК. Шьёт ежатам сапожки…ЁЖ. Мальчику Жене купили новые…ЛЫЖИ. В жарких странах живет…ЖИРАФ. У Жоры вкусное…МОРОЖЕНОЕ. После дождя на лужайке…ЛУЖА. |
Логопед: “Большому пальчику понравилась новая игра в предложения, он улыбается и согласился поехать вместе с ребятами. Теперь поедем за Указательным пальчиком”. Произносят звук Ж.
2. “В гостях у Указательного пальчика”.
Логопед: “Ребята к какому пальчику мы
приехали в гости?”
Дети: “Мы приехали в гости к
Указательному пальчику”.
Около домика сидит большой жук. Указательный пальчик боится жука, поэтому не выходит к ребятам.
Указательный пальчик (слова читает логопед):
“Я сижу не выхожу
На жука я все гляжу
Жук сидит, пыхтит, жужжит,
И усами шевелит.
Выходить мне не велит”.
Логопед: “Ребята, давайте изобразим жука, потому что он не страшный, он веселый”.
Пальчиковая гимнастика. Дети произносят четверостишье с движениями пальцев.
Я веселый Майский жук
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня ЖУ-ЖУ!
(Указательные пальцы и мизинцы обеих рук выставляются вперед и шевелятся, как усики жука).
Логопед: “Жуку понравилось как вы его изобразили. И он хочет, чтобы вы с ним поиграли в игру “Жук”, после нее он улетит в лес на лужайку”.
Игра “Жук”.
Цель: автоматизация звука Ж в связном тексте.
Оборудование: обруч, бубен.
Описание игры: дети изображают жуков, стоят в своем домике (обруче) и говорят:
“Я жук, я жук,
Я тут живу
Жу-жу-жу”.
По сигналу логопеда, включается веселая музыкальная композиция, жуки (дети) летят на лужайку. Там они летают, греются на солнышке и жужжат - Ж-Ж-Ж-Ж… По сигналу логопеда “Дождь!” и звуку дождя жуки летят в домик. Игра проводится 2 раза.
Жук улетает и говорит детям “Спасибо!”.
Дети: “Пожалуйста!” Указательный пальчик выходит из домика и садится в машину. Едем к Среднему пальчику.
3. “В гостях у Среднего пальчика”.
Логопед: “Ребята к какому пальчику мы
приехали в гости?”
Дети: “Мы приехали в гости к Среднему
пальчику”.
Логопед: “Заупрямился Средний пальчик.
Не хочет в такую погоду в гости ехать, даже все
свои яркие картинки ножницами разрезал. Давайте
поможем ему сложить картинки правильно и назовем
их”.
Каждому ребенку педагог раздает конвертик с разрезной картинкой (снежинка, флажок, пирожок, желудь, медвежонок, ножницы). Дети стоя у стола собирают каждый свою картинку, затем называют ее.
Логопед: “Молодцы, справились с заданием Среднего пальчика. Он согласился поехать с нами, а картинки он склеит после того как вернется с дня рождения”. Едем к безымянному пальчику.
4. “В гостях у Безымянного пальчика”.
Логопед: “Ребята к какому пальчику мы
приехали в гости?”
Дети: “Мы приехали в гости к
Безымянному пальчику”.
Логопед: “Безымянный пальчик готовит
своему братику Мизинчику подарок. Потому что на
день рождения обязательно надо дарить подарок.
Ребята, а мы с вами сделали своими руками подарок
для Мизинчика?”
Дети: “Нет!”
Логопед: “Я предлагаю разделиться. Трое
из вас помогут пальчикам доделать подарок, а
остальные трое сделают подарок от ребятишек”.
Дети делятся на две группы. Первая группа помогает пальчикам на контур снежинку, сделанной заранее из пластилинографии, нанести бусины разных цветов. Вторая группа детей готовит подарок от ребятишек. Логопед предлагает им прищепить разноцветные прищепки на контур ёжика и чижа.
Логопед: “Подарки готовы,
отправляемся на день рождение к кому…? Покажите
мне этот пальчик и назовите его”.
Дети: “К Мизинчику” Показывают свои
мизинчики на руках.
III. Итоговая часть.
Приехали к Мизинчику. Дарим ему подарки, поздравляем с днем рождения. Мизинчик угощает детей конфетами.
Стихотворение “Дружба”.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики (обхватить левой ладонью правую и покачивать в ритме стихотворения)
1,2,3,4,5 (соединить пальцы обеих рук, начиная с мизинца)
Будем вместе мы играть! (соединить пальцы в замочек)
Дети приезжают обратно домой. Садятся на стульчики.
Список используемой литературы:
- Кислова Т.Р., “По дороге к азбуке”. Образовательная система “Школа 2100”. Комплексная программа “Детский сад 2100”, методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей. К частям 3-4. М.: 2007.
- Цвынтарный В., “Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем” С-Пб.: 2000.
- Шанина С., Гаврилова А., “Играем пальчиками – развиваем речь” М.: 2008.