Урок-игра по окружающему миру в 4-м классе "Интеллектуальное казино"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи: обобщить знания учащихся за курс начальной школы, уметь определять свое отношение к окружающему миру; развитие коммуникативных навыков и общественной активности; воспитание ответственности за сохранение природы.

Тип урока: урок-обобщение.

Оборудование: видеозапись с музыкальным сопровождением “Звуки природы”, высказывания об интеллекте, фишки команд с изображением насекомых, карточки с цифрами 1, 2, 3 по количеству команд, условные деньги “1 ум”.

Ход урока

Учитель: Внимание! Мы сегодня собрались в “Интеллектуальном казино”. Здесь каждый из участников своим умом может заработать “1 ум” в копилку своей команды. Будьте предельно внимательны, по команде поднимайте карточку с номером правильного ответа. Сегодня в нашем “Интеллектуальном казино” принимают участие 4 команды. (Выбор фишек.) Перед каждым заданием участники команд делают ставки.

1. Звучит песня “Россия”.
   Укажите, что не является государственной символикой:

1) Гимн
2) Флаг
3) Кремль

2. Что мы Родиной зовем? Край, в котором мы живем!
   Укажите, в каком веке был образован Кузбасс?

1) XIX
2) XX
3) XXI

3. Назовите дату рождения города Белово.

1) 4 декабря 1930 г.
2) 18 января 1958 г.
3) 4 декабря 1938 г.

4. Планеты у Солнца танцуют, как дети:

Меркурий заводит их хоровод,
Чуть дальше Венера в пространстве плывет.
Встречаем мы Землю рядом с Луной
И огненный Марс, что кружит за Землей.
За ними – Юпитер, из всех великан,
И дальше Сатурн в кольцах видится нам.
Последние три едва различимы,
Мрачны и холодны, но их отличим мы:
Уран и Нептун, и кроха Плутон.

Укажите, сколько всего планет Солнечной системы?

1) 9
2) 8
3) 10

5. Укажите номер правильного утверждения:

1) Луна вращается вокруг Земли.
2) Земля вращается вокруг Луны.
3) Луна вращается вокруг Венеры.

6. Широка страна моя родная,
    Много в ней лесов, полей и рек...

– Действительно, территория России протянулась с запада на восток почти на 10 тысяч километров. Какие горы разделяют Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины?

1) Алтай
2) Саяны
3) Уральские горы

7. Укажите количество океанов, омывающих берега России.

1) 2
2) 4
3) 3

8. Назовите самое глубокое озеро.

1) Онежское
2) Байкал
3) Ладожское

9. “Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены ее чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери.

Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни миль – просторные, высокие, до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах. Никогда не заглядывало сюда веселье. Хоть бы один раз устроили здесь праздник для белых медведей, чтобы под музыку бури могли они показать, как ловко и грациозно умеют ходить на задних лапах... Всегда одинаково холодно, мертво и пусто!”

Укажите, в какой природной зоне могла бы жить Снежная Королева?

1) Тундра
2) Зона Арктических пустынь
3) Пустыня

10. С давних времен манили путешественников бескрайние ледяные просторы Арктики и Антарктиды. Долгое время они были недоступны. Много смельчаков погибло в тех краях. В начале XX века полярники отважились бросить новый вызов суровой природе. Но кто же из них стал первым? Кто первый достиг Северный полюс.

1) Руал Амундсен
2) Христофор Колумб
3) Роберт Пири

11. Кто покорил Южный полюс?

1) Руал Амундсен
2) Христофор Колумб
3) Роберт Пири

12.

Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи держать паруса,
Рубку и палубу, ребра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья – лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную и влагу, и тень –
Вот что сажаем в сегодняшний день.
                                        (С.Я. Маршак)

13.

Только осень на порог
Скину я свои иголки точно в срок.

– О каком хвойном дереве сказаны эти слова?

1) Пихта
2) Лиственница
3) Кедр

14. С какого дерева летом сыплется снег?

1) Береза
2) Осина
3) Тополь

15. Какое дерево в старину людей обувало?

1) Береза
2) Липа
3) Осина

16.

Четыре листа – вроде креста
Да черный глаз глядит на вас.

– Что это за растение?

1) Вороний глаз
2) Кошачий глаз
3) Тигровый глаз

17. Какая птица, обитающая в зоне лесов, занесена в Красную книгу?

1) Утка-апельсинка
2) Утка-мандаринка
3) Дикая утка

18. В Кемеровской области занесена в Красную книгу птица:

1) Королек
2) Черный аист
3) Рябчик

19. Укажите самую крупную реку нашей области?

1) Томь
2) Иня
3) Кия

20. Какое полезное ископаемое не добывается в нашей области?

1) Каменный уголь
2) Золото
3) Нефть

Учитель: Итак, ставки закончены. По количеству набранных фишек определяют победителя.